Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

РАДОСТЬ И ТРАУР

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Октябрь на аэродроме Средники был дождливым. Но всё же, в начале второй декады грунт подсох настолько, что истребители могли безопасно взлетать и приземляться. Пилоты хотели летать и, зная состояние фронтовых дел, рвались в бой.

Первую группу пилотов, получивших задание прикрывать наступающие советские войска в районе Юрбаркас-Таураге, готовил к выполнению боевой задачи лично командир полка. Она состояла из двух подгрупп: ударной, в составе шести пилотов - Марселя Альбера, Ива Фору, Ролана де ля Пуапа, Гаэля Табуре, Роже Совата и Жака Банэра, и такого же состава сковывающей: Пьера Матраса, Франсуа де Жоффра, Жозефа Риссо, Александра Лорана, Габриеля Мерцизена и Пьера Дуара.

Полковник Пуйяд проверил знание пилотами обстановки на фронте, подготовку полётных карт, знание способов нахождения аэродрома и умения выполнить противозенитный маневр. В заключение он сказал:

- Допускаю вас к боевому вылету. Держитесь парами, помогайте друг другу, следите за хвостами своих машин... Старшим группы назначаю капитана Матраса.

В десять часов пилоты порулили на старт и по одному взлетели. Собрались в общий боевой порядок на первом отрезке маршрута. Небо встретило их милостиво: высокой облачностью, хорошей видимостью и отсутствием на маршруте противника. По мнению Матраса самочувствие пилотов было хорошим. Все следили за воздухом и за землёй. На полпути встретили и обогнали бомбардировщик Пе-2 и прикрывавших его пару истребителей Як-З. По номерам на фюзеляжах они узнали своих - Жака Казанева и Роберта Ирибарна. Матрас покачал им в знак приветствия крыльями самолёта и повёл группу на обгон Пе-2.

Через десяток минут в наушниках послышался голос Альбера:

- Впереди Таураге, горит, несчастный...

Матрас ответил ему приказанием:

- Марсель, оставайтесь на этой высоте, а мы наберём ещё тысячу. Маневр!

Через минуту ведущий поглядел на высотомер. Его стрелки показывали четыре тысячи метров. Матрас перевёл самолёт в горизонтальный полет и повёл подгруппы по кругу над небольшим озером, находящимся между Таураге и Юрбаркасом. На его доклад о прибытии группы для выполнения задание ответил представитель полка на станции наведения Поль Пистрак:

- Раяки, внимание! К вам приближается противник: два десятка бомбардировщиков и шесть истребителей.

Вскоре их увидели все. Быстро приближались две девятки «фокке-вульфов-189». Их русские называли «рамами» - за наличие двух фюзеляжей. Они летели под прикрытием трёх пар «мессершмиттов-109». Они мчались на высоте около двух тысяч метров.

- Встретим их на подходе к Таураге. Марсель, ваши - «рамы». В атаку! - распорядился ведущий.

«Нормандцы» проскочили город, пронзили дымовую завесу, поднявшуюся на высоту, разъединились на пары и устремились вниз. Это была ожесточённая схватка. Альбер и его ведомые по-соколиному ударили по знаменитым виртуозам маневра - двухфюзеляжным машинам, используемых немцами в большинстве случаев в качестве корректировщиков в интересах наземных войск, на этот раз стеснённых боевым порядком. «Нормандцы» вертикально спикировали, на большой скорости прицелились и открыли огонь. Светящиеся трассы нашли свои цели. Вёрткие «фокке-вульфы» не смогли уклониться от смертельных очередей. Четыре из них вывалились из боевого порядка. Одни были охвачены огнём, другие, окутанные дымом, упали на землю. Альбер со своими пилотами снова спикировали на бомбардировщиков. Ещё два «фокке-вульфа» упали, а три, оставляя дымный след, ушли в сторону запада.

В эти же секунды подгруппа Матраса ударила по истребителям, которые в дымной пелене поздно заметили Яки. Опрометью пикируя под большим углом, живо прицеливаясь, «нормандцы» открыли огонь. Четыре «мессершмитта», ярко пылая и дымя, упали, остальные отвалили в сторону, не оказывая сопротивления, а Яки ушли ввысь.

Защиты у вражеских бомбардировщиков не было. Альбер с пилотами своей подгруппы снова атаковали «фокке-вульфов», но безрезультатно. Боевой порядок гитлеровских бомбарбировщиков распался. Их пилотами овладела паника. Они, не сбрасывая бомбы, торопливо развернулись, и мелкими группами ушли на свою территорию. За ними последовали и два уцелевших «мессершмитта». Зенитная артиллерия противника открыла по Якам ураганный огонь. Пилоты противозенитным маневром ушли к своим войскам. Еле успели они собраться, как по радио послышался голос Пистрака:

Раяки, с запада группа неизвестных...

- Подготовиться к бою! - скомандовал Матрас. «Это опоздавшая подмога «рамам»,- подумал он и цепким взглядом окинул горизонт. - Через тридцать секунд они навалятся на нас.

Матрас ошибся в прогнозе. Вскоре все увидели приближавшихся» «фокке-вульфов» с бомбами. Их было шестнадцать, и мчались они одной группой без прикрытия. Как только гитлеровцы стали приближаться к своим войскам, раздалась громкая команда Матраса:

- Встретим их с почётом! В атаку! Бей фашистов!

Грозная сила свалилась на врага. «Нормандцы» вихрем обрушились на «фокке-вульфов». Атака двенадцати была настолько стремительной и напористой, что фашистские пилоты не успели оказать противодействие. Да и их машины с бомбами были маломаневренными, во всём уступали лёгким Як-3. Пилоты двух подгрупп, рассредоточившись, одновременно спикировали на «фокке-вульфов». Прицелившись, они открыли огонь. Засверкали молниями огненные очереди, поражая гитлеровские самолёты. Четыре из них, оставляя густой чёрный след дыма, отправились к земле и подорвались на своих же бомбах, а два подбитых, сбавляя скорость, спланировали в тыл своих войск.

Пилоты «фокке-вульфов», поняв, что им не дойти до советских наземных войск, сбросили неприцельно бомбы и набросились на «нормандцев». Завязался жестокий бой. «Фокке-вульфы» без бомб являлись серьёзной угрозой для пилотов Як-3. Они вырвались на высоту свыше четырёх тысяч метров, где улучшались пилотажные данные их машин. Альбер со своими ведомыми атакой с нижней полусферы сбили ещё двух «фокке-вульфов».

Фору перехватил пару гитлеровцев, пытавшихся зайти в хвост Яку Соважа. Он прильнул к прицелу и, как только ведущий вражеской пары попал в средину прицельной сетки, открыл огонь. «Фокке-вульф», полыхнув огнем, свалился к земле. Его ведомый проскочил вперёд, и его удачно срезал Соваж длинной светящейся трассой.

Бой постепенно затихал, но ещё в горизонтальных фигурах и на вертикалях мелькали Яки и «фокке-вульфы». Сплетались и скрещивались огненные очереди. Всё же гитлеровцы не удержались, по одному, уклоняясь от атак, покинули Таураге и отправились на запад.

Собрав обе подгруппы, Матрас запросил разрешение покинуть район прикрытия. Ему разрешили. Все двенадцать Як-3 направились курсом на аэродром. Настроение у пилотов было приподнятым, хотя каждый из них чувствовал немалую усталость. Боевой вылет был успешным: задача выполнена, все возвращались домой.

...Несмотря на боевые успехи, конец дня был траурным. Чувство душевного страдания охватило весь личный состав полка. Не вернулись из боевого вылета Казанев и Ирибарн, был сбит и прикрываемый ими разведчик Пе-2. Ирибарн вынужденно приземлил подбитую машину на советской территории , а судьба Казанева осталась неизвестной. Тяжёлая потеря замечательного пилота, участвовавшего в боях в 1940 году во Франции, крайне опечалила «нормандцев». Сумрачные пилоты вяло и с неохотой ужинали. В этот вечер никто не играл в карты, молчали анекдотчики, не слышно было смеха. Ощущение горя давило на сердца всех его однополчан...

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru