Эпоха новых скоростей
Московская железная дорога – пионер в цифровизации и автоматизации на сети РЖД
Тестовая поездка электропоезда «Ласточка» по Московскому центральному кольцу в автоматическом режиме управления, но под контролем машиниста состоится уже в 2019 году. Об этом на Международном транспортно-логистическом форуме PRO//Движение.1520, приуроченном к 15-летию компании ОАО «РЖД», сообщил её генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров.
Такая поездка вполне укладывается в тенденцию постепенного наступления безлюдных технологий на железнодорожном транспорте. В будущем, как отметил гендиректор, обычными в России станут поезда без машинистов и целиком автономные грузовые и пассажирские линии. Это позволит увеличить скорость движения, сократить интервалы между поездами, снизить технологические риски. С ростом урбанизации и концентрации населения в городских агломерациях железные дороги и в мире, и в России получат новый импульс для развития, в том числе в качестве внутригородского транспорта.
Об этом свидетельствует и успех Московского центрального кольца. Населённость электропоездов МЦК намного превысила прогнозные ожидания специалистов и экспертов. Максимальный суточный пассажиропоток на МЦК в октябре 2018 года вплотную приблизился к полумиллиону человек. Это заставляет совершенствовать проект, увеличивая объёмы и интенсивность движения. В 2019 году, рассказал на форуме в Сочи директор ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов, планируется сократить интервал тактового движения «Ласточек» с 5 до 4 мин. От идеи увеличения составности поездов до 7 вагонов решено отказаться, далеко не все платформы МЦК способны принять удлинённый состав – надо было более дальновидно проектировать.
Опыт МЦК побудил власти многих российских городов задуматься о городской электричке. В 2018 году такой вид транспорта, помимо Москвы, существует в Нижнем Новгороде, Новомосковске, Тамбове, Воронеже, Калининграде, Казани, Волгограде, Ростове-на-Дону, Уфе, Красноярске. И всюду пользуется заслуженной популярностью у горожан.
Тенденцией времени является интермодальность, тесная интеграция пригородного и городского видов транспорта. Говоря об оптимальной пассажирской логистической модели в мегаполисе будущего, Олег Белозёров отметил, что «в идеале пассажир вообще не должен обращать внимание на смену видов транспорта, двигаясь по единому билету и в рамках единого тарифа… Вокзалы при таком подходе станут многофункциональными центрами, где в первую очередь будут оказываться информационные услуги и обеспечиваться интермодальные продажи».
Рассказывая на II Международном пассажирском форуме (состоялся во второй день форума PRO//Движение.1520) о развитии столичных вокзалов, начальник Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Виталий Вотолевский упомянул о любопытном факте. Среди всех вокзалов России наибольшее число запросов пользователей в интернет-поисковиках посвящено Курскому вокзалу. Это связано, вероятно, как с большим пассажиропотоком, так и со сложным устройством и навигацией самого Курского вокзала, где расположено несколько зон отправления и прибытия пассажирских и пригородных поездов в трёх направлениях, а под вокзалом – целый лабиринт подземных переходов. Курский вокзал с учётом его повышенной значимости ждёт масштабная реконструкция, альтернативные проекты которой инженерами и дизайнерами разных стран разрабатываются уже не один год и основная трудность – выбрать лучший.
На форуме заявлено о том, что в России в ближайшие годы будет сформирован глобальный контур высокоскоростных магистралей. Затем этот контур станет ядром трансконтинентальной сети ВСМ Европы и Азии. В ближайшее время должно быть начато строительство выделенной линии для высокоскоростного движения между станцией Железнодорожная горьковского направления МЖД и станцией Гороховец во Владимирской области длиной 301 км (около 100 км первой в России ВСМ пройдёт по полигону столичной магистрали). Остальной маршрут высокоскоростного поезда от Москвы до Нижнего Новгорода (общая протяжённость около 400 км) будет проходить по ныне существующей линии. Как сообщил первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД», председатель совета директоров АО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин, со всеми остановками (в Ногинске, Орехово-Зуево, Петушках, Владимире, Коврове, Гороховце и Дзержинске) общее время высокоскоростного поезда в пути составит 2 час. 31 мин., а с единственной остановкой во Владимире – 2 час. 5 мин. Стоимость пилотного участка в ценах 2018 года оценивается в 621 млрд руб. (без учёта затрат на подвижной состав и инфраструктуру на его обслуживание), включая государственный грант в 200 млрд руб., около 200 млрд собственных средств компании РЖД; более 220 млрд руб. предстоит привлечь у инвесторов. Для начала строительства необходимо принять два федеральных закона, вносящих изменение в действующее налоговое законодательство и устанавливающих порядок изъятия земель под ВСМ. На последующих этапах будет завершено строительство оставшихся участков ВСМ Москва – Казань.
Получат дальнейшее развитие программы «Дневной экспресс» и скоростных поездов АО «ФПК», которые, по данным директора ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам Дмитрия Пегова, за восемь месяцев 2018 года дали прирост пассажиропотока 24% и 47% соответственно. Подавляющее большинство этих поездов отправляется из Москвы, и их чёткое следование по графику во многом зависит от движенцев Московской железной дороги. Успешным проектом 2018 года, отмечено на форуме, оказался новый «Дневной экспресс» на «Ласточках» по маршруту Москва – Иваново, сокративший время в пути в 2 раза, до 3 час. 40 мин. Популярность поезда у пассажиров очень быстро заставила к утренней паре экспрессов добавить ещё и вечернюю. На данном маршруте впервые в движении дневных экспрессов использована смешанная тяга: после Владимира по неэлектрифицированному участку до Иваново поезд, произведённый «Группой СИНАРА», ведёт тепловоз, изготовленный «Трансмашхолдингом». Это первый пассажирский проект, где вечные конкуренты объединили усилия.
Всего в 2018 году на сети РЖД во всех видах сообщений будет перевезено 1 млрд 134 млн пассажиров – это рекордный показатель за 15 лет деятельности компании. Вклад Московской железной дороги весьма весомый – более 800 млн пассажиров. Доля продаж электронных билетов на сети достигла 51%, а в поездах «Сапсан» – 77%.
Посредством модернизации пути, строительства обходов, улучшения технологии поездной работы, электрификации и специализации под пассажирское движение линий Ожерелье – Елец через Узловую и Ртищево – Кочетовка планируется к 2023 году сократить время в пути из Москвы до Сочи с нынешних 24 часов до 16. В обсуждении на форуме признано, что это вполне решаемая задача. В более отдалённой перспективе, после строительства ВСМ Москва – Юг, высокоскоростной поезд сможет доставлять пассажиров из Москвы в Сочи за 8 часов. То есть всего за одну ночь.
Помимо тех проектов, о которых говорилось выше, МЖД, уже 10-й год ведомая вперёд своим «главным машинистом» Владимиром Молдавером, является пионером на сети РЖД и в такой сфере, как «Цифровая железная дорога». За цифровизацией, автоматизацией, применением робототехники на железнодорожном транспорте будущее. Как отметил Олег Белозёров, программистов железным дорогам в перспективе будет нужно столько же, сколько сегодня наиболее продвинутым банкам и телекоммуникационным компаниям. Доля тяжёлого ручного труда на железных дорогах станет сокращаться, хотя, например, труд монтёров пути или составителей поездов компьютерщикам заместить будет сложно. Но и в этих базовых профессиях благодаря инновационной технике производительность труда значительно возрастёт.
Игорь Ленский