Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

КРУШЕНИЕ «БУЛГАРИИ»: НЕИЗВЕСТНЫЕ ПРИЧИНЫ И ПОДРОБНОСТИ В ЭКСКЛЮЗИВНОМ МАТЕРИАЛЕ НАШЕГО КОРРЕСПОНДЕНТА

Игорь ЛЕНСКИЙ

 

Четвёртый месяц продолжается расследование крушения теплохода «Булгария», затонувшего в штормовую погоду в Куйбышевском водохранилище близ Камского устья в Татарстане 10 июля 2011 года. Напомним, что последствия самой крупной в истории новой России речной катастрофы поистине ужасающие: из 201 человека, находившегося на борту двухпалубного судна постройки 1950-х годов, 122 человека погибли, в том числе 28 детей. И лишь 79 человек удалось спасти подоспевшему теплоходу «Арабелла».

 

ИЗ ДОСЬЕ ГАЗЕТЫ «БЕЗ ШТАМПОВ»

Последний раз речная катастрофа такого масштаба произошла 5 июня 1983 года близ Ульяновска. Пассажирский теплоход «Александр Суворов» (проекта 92016, Волго-Донское пароходство) в 22.45 по ошибке зашел под низкий, несудоходный пролёт Ульяновского моста. В результате столкновения теплохода с мостом, у судна была полностью снесена рубка, кинозал, срезаны дымовые трубы. Погибло 176 человек, включая непосредственных виновников из начальствующего состава. Главной причиной катастрофы, по официальной версии, стала халатность рулевого, находившегося за штурвалом.

 

Расследование катастрофы ведёт Приволжское следственное управление на транспорте СК РФ.  Возбуждены уголовные дела о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта; об оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности; о неоказании помощи терпящим бедствие капитаном проходившего мимо судна «Арбат» Александром Егоровым. Арестованы гендиректор фирмы-субарендатора «Булгарии» Светлана Инякина и эксперт филиала Российского речного регистра Яков Ивашов, которые несут ответственность за выпуск в рейс явно аварийного судна. В халатности также обвиняют двух сотрудников Ространснадзора - Ирека Тимергазеева и Владислава Семёнова. Кроме того, уголовное дело о злоупотреблении полномочиями возбуждено в отношении руководства пермской судоходной компании «Камское речное пароходство», которая сдавала «Булгарию» в аренду. С учётом большого объёма следственных действий ожидается, что дела будут переданы в суд только в начале в 2012 года.

20 октября мне довелось слушать выступление начальника Управления государственного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) Геннадия Сарафанова на ХХI научно-практической конференции «Безопасность движения поездов». Главными причинами катастрофы «Булгарии» он назвал эксплуатацию дизель-электрохода в пассажирском круизе без лицензии Ространснадзора, неготовность судна к плаванию в условиях штормового предупреждения, невыполнение установленных норм и правил экипажем непосредственно в рейсе, низкую квалификацию и недисциплинированность членов экипажа.

Кроме этого, высокопоставленный чиновник Ространснадзора впервые обратил внимание общественности на коммерческую составляющую трагического рейса. Как сообщил Г.Б.Сарафанов, прибыль от двухдневного круиза «Булгарии» составляла 400 тысяч рублей, в то время как административные штрафы, предусмотренные за нарушение правил подготовки и эксплуатации судна, будь они выявлены, не превысили бы 40 тысяч рублей. То есть навар десятикратно превышает размер наказания – даже в том случае, если бы контролирующие органы заблаговременно оказались на высоте!

О чём это говорит? Прежде всего, о том, что при существующей практике недобросовестным судовладельцам и организаторам круизов проще и выгоднее заплатить штраф, чем откладывать рискованный рейс и ремонтировать судно. О жизни и безопасности пассажиров при такой порочной арифметике никто не думает.

 «Штрафы за выявленные нарушения надо многократно увеличить, может быть в 10-20 раз, – считает начальник управления Ространснадзора Г.Б.Сарафанов. –  Каждый судовладелец, каждый начальник, каждый чиновник, каждый туристический менеджер должен знать, что штрафы будут разорительными! Нет денег, не можешь платить – продавай автомобиль, квартиру, дачу, бросай любовницу!», – эмоционально заключил своё выступление докладчик.

Вину погибшего капитана «Булгарии» считает бесспорной Алексей Быков, капитан трёхпалубного теплохода «Н.А.Некрасов» (компания «Инфофлот»), также совершающего  круизы по Волге. С Алексеем Анатольевичем мы разговаривали на капитанском мостике теплохода «Н.А.Некрасов» в присутствии других членов его экипажа 6 октября  в рейсе близ Калязина. По мнению Быкова, катастрофа едва ли была возможна лишь по причине незадраенных иллюминаторов и  неисправного левого двигателя. В штормовую погоду капитан «Булгарии», сказал мне Быков, совершил целую серию фатальных ошибок, прежде всего связанных с манёврами судна. Так, совершая левый поворот, он стремился обогнуть буй, как того рекомендуют правила, с правой стороны, что сделало поворот слишком резким, почти под углом в 90 градусов. Между тем, буй, напомнил в беседе со мной Алексей Быков, указывает середину судового хода, и в конкретных экстремальных обстоятельствах вполне можно было миновать его и слева, спрямляя тем самым поворот судна и избегая губительного крена. Именно эта ошибка капитана «Булгарии», вероятно, и оказалась роковой.