Путь «Ласточке» преградили манекены
Испытания надёжности беспилотной «Ласточки», путь которой экспериментально преграждают манекены, в августе начались на станции Черкизово Московского центрального кольца.
Гарантированное, оперативное и точное реагирование на неожиданно возникающее препятствие в колее – главная проблема внедрения беспилотного поезда на МЦК с точки зрения обеспечения безопасности движения. Испытания на станции Черкизово проводятся совместно учёными АО «НИИАС», специалистами Московских дирекций управления движением и скоростного сообщения (МДОСС), а также представителями завода-изготовителя электропоездов «Ласточка» «Уральские локомотивы» на третьем главном пути МЦК.
Как рассказал начальник станции Черкизово Александр Ерошкин, специально выделенный состав тестируется с помощью одетых в куртки и в кепках ростовых манекенов взрослых и детей. Они внезапно возникают на пути следования беспилотной «Ласточки», в кабине машиниста которой находится только наблюдатель. «Беспилотный электропоезд очень интересно ведёт себя при обнаружении манекена в колее, – рассказывает Александр Ерошкин. – «Увидев» препятствие, «Ласточка» плавно, но быстро тормозит, останавливается за 50 м до манекена, издаёт протяжный гудок. Как только манекен убирается, электропоезд двигается дальше. О происшествии бортовой компьютер сам отправляет доклад поездному диспетчеру. Какого-либо дистанционного вмешательства машиниста в процесс остановки и возобновления движения при этом не требуется. Испытания показывают, что надёжность определения препятствия в колее высокая».
В рамках программы беспилотного движения по всему периметру кольца также будут установлены видеокамеры, фиксирующие препятствия и передающие сигнал о нём бортовому компьютеру электропоезда. Особенно много таких видеокамер будет в кривых участках пути. На станции Черкизово уже установлена вышка с пятью видеокамерами, которые нацелены в разные стороны и сейчас проходят тестирование.
Одновременно на станции сейчас идёт подготовка к переводу регулярного движения «Ласточек» на трёхминутный интервал (сейчас интервал в часы пиковых нагрузок на МЦК составляет четыре минуты). Программное обеспечение для сокращения интервала готовит компания «Бомбардье».
Оба инновационных проекта – и трёхминутного интервала, и беспилотного движения – на МЦК предполагается внедрить в 2021 году, уточнил собеседник. Внедрение беспилотного движения «Ласточек» требует при участии Минтранса РФ внесения изменений в инструкции ПТЭ для МЦК, которые разрешат выполнение обязанностей машиниста без его присутствия в кабине. В частности, фиксация свободности или занятости пути будет происходить без участия человека, которое по сегодняшним нормативным документам пока обязательно.
Игорь Ленский