Как снизить аварийность поездов?
Ситуация с обеспечением безопасности движения поездов на полигоне Московской магистрали в 2017 году и меры по её улучшению рассмотрены на технико-технологическом совете под председательством начальника МЖД Владимира Молдавера. Учитывая особую важность и остроту проблемы, с докладом на совете выступил заместитель генерального директора, начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин.
В 2017 году на Московской магистрали возросло число событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатацией железнодорожного транспорта. По вине дирекций, структурных подразделений функциональных филиалов ОАО «РЖД», ДЗО и сторонних организаций, осуществляющих свою деятельность в границах МЖД, допущено 492 события против 470 в 2016 году (рост на 4,6%). Тревогу вызывает рост происшествий с пассажирскими поездами, число которых выросло в полтора раза – 229 против 152. Самое резонансное событие на МЖД произошло 6 октября 2017 года на неохраняемом железнодорожном переезде под Покровом, когда погибли 17 пассажиров автобуса. Следствие по этому случаю продолжается.
За два месяца 2018 года на МЖД произошло 17 событий против 13 за аналогичный период прошлого года. С объяснениями на совете выступили руководители ключевых дирекций и служб, однако только анализ и предложения начальника Московской дирекции управления движением Сергея Кобзева вызвали одобрительную реакцию. В преддверии начала сезона летних путевых работ и перехода на летнее расписание начальник Московской дороги Владимир Молдавер проанализировал допущенный на полигоне МЖД рост числа неприятных событий. Наряду с ответственностью дирекций и служб полигона МЖД, значительная доля происшествий допущена в ОАО «ЦППК» и ООО «Аэроэкспресс». К сожалению, много людей гибнет под колёсами поездов, кто-то попадает в беду, пытаясь забраться на платформы, тщательно и со всех сторон огороженные не в меру ретивыми борцами с безбилетным проездом. Ряд нарушений безопасности вызваны перенаселённостью пригородных электропоездов.
Как констатировал главный ревизор МЖД Юрий Овсянников, снизить аварийность и достигнуть целевых показателей по безопасности движения поездов в 2017 году в целом на Московской железной дороге не удалось. Очень важно извлечь уроки и сделать правильные выводы на будущее.
Путевой комплекс и системы сигнализации, централизации и блокировки – в этих двух хозяйствах МЖД, отмечалось на совете, сконцентрированы наиболее серьёзные риски для безопасности движения. Для исправления ситуации в 2018 году на Московской магистрали, сказал Владимир Молдавер, необходимо провести работу по улучшению качества и исправности инфраструктуры, обновить устройства СЦБ, многие из которых действуют с продлённым сроком эксплуатации, минимизировать отказы технических средств первой и второй категории, снизить число технологических нарушений. Другое актуальное направление – улучшение организации и технологии работы, а также взаимодействия дирекций и служб. Особое внимание – сторонним организациям и ДЗО.
Важная задача 2018 года – привести в надлежащее состояние железнодорожные переезды, качество резинокордовых покрытий на некоторых из которых оставляет желать лучшего. Всё ещё случаются неисправности шлагбаумов, противотаранных и заградительных устройств (УЗП). Требуют внимания ближайшие подходы к переездам. Из-за большого угла поворота при выезде на железнодорожное полотно длинномерные машины порой теряют манёвренность и застревают на переездах.
Негативное влияние на безопасность движения, отмечено на совете, оказывают хронические проблемы с поставками запчастей на Московскую магистраль. На станциях ощущается нехватка ремкомплектов и накладок даже для текущих ремонтов, не говоря уже об отсутствии необходимых запасов. Запчасти имеют ограниченный ресурс долговечности. А это может привести к серьёзным происшествиям на путях.
– Одна из острейших на дороге – проблема стыков, – подчеркнул Владимир Молдавер. – Прежде мы варили минимум 25-30 тыс. стыков в год, а теперь только 11-14 тыс. А это значит, что дефекты вовремя не устраняются, из-за этого происходит потеря балльности пути, растут риски ЧП. Так может быть надо не гоняться за километражом ремонтов, а навести порядок с качеством? Лучше увеличить объём сварки стыков, чем ставить накладки. Деньги надо вкладывать прежде всего туда, где они дадут эффект – и через год-полтора мы решим эту проблему.
Выступивший с докладом на совете заместитель генерального директора, начальник Департамента безопасности движения ОАО «РЖД» Шевкет Шайдуллин проанализировал основные факторы риска нарушения безопасности движения на полигоне МЖД. Наиболее распространёнными стали производственно-технологические операции на железнодорожных станциях, проблемы подвижного состава, в том числе тягового, со сниженным уровнем надёжности, текущее содержание пути и работа средств диагностики, железнодорожные переезды.
Особый упор докладчик сделал на качестве менеджмента расследования фактов нарушения безопасности. Каждое такое расследование необходимо сопровождать поиском путей и средств повышения надёжности. Главной целью расследования должны быть не формальное составление документов, не поиск стрелочников и не экивоки на случайное стечение обстоятельств, – а анализ и выявление системных причин с последующим устранением опасных факторов, влияющих на аварийность. У всех участников разбора по его итогам должно быть ясное понимание, что и почему произошло, кем и где допущены ошибки, как надо было действовать правильно. Только тогда можно рассчитывать, что подобное не повторится в будущем.
Игорь Ленский