Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 БЕСЦЕННЫЙ БАГАЖ ВИОЛОНЧЕЛИСТА

Со всех вокзалов вместе с обладателем Гран-при Арсением Чубачиным следует уникальный инструмент с 200-летней историей

 

В сопровождении Государственной академической симфонической капеллы России (дирижёр – всегда экспансивный Дмитрий Крюков) в Большом зале Московской консерватории солировал один из ведущих виолончелистов России, обладатель Гран-при  конкурсов в Париже, Берлине и Праге Арсений Чубачин.

Наибольшую известность Чубачину, воспитаннику отечественной виолончельной школы, удостоенному гранта Президента России, принесли, помимо консерваторских выступлений, концерты на мировых площадках и фестивалях – в Германии, Швейцарии, Франции, Чехии, США, Японии.

– Выступать в Европе в качестве представителя и популяризатора русской музыкальной школы – почётная традиция и миссия, – рассказывает мне Арсений Чубачин. – Мы, русские музыканты, более подготовлены к солированию на большой зал, чем западные коллеги, которых тамошние профессора обучают прежде всего для работы в оркестре. Мы в большей степени стремимся проявить свою творческую индивидуальность, передать своеобразие и неповторимость русской души. На концертах приятно осознавать, что русская  классическая музыка по-прежнему высоко ценится на Западе и пользуется неизменным успехом. В то же время, скажу откровенно, несмотря на то, что я много учился и концертировал в Европе и Азии, мне никогда не хотелось там постоянно жить. Всегда чувствовал, что моя родина – Россия, Сибирь, где я родился, Санкт-Петербург, где живут мои родители, Москва, где живу я. Здесь, в Отечестве, находятся мои самые преданные поклонники и здесь мне всегда хорошо.

Виолончель – один из сложнейших струнных музыкальных инструментов и второй по величине (но не по значимости) после контрабаса. Неоценимый вклад в популяризацию виолончели внесли отечественные виртуозы Мстислав Ростропович и Даниил Шафран. Игра требует не только редкого таланта, но и десятилетий упорной подготовки. Становление виолончелиста, полагают специалисты – всегда божественное сочетание счастливых обстоятельств. Ведь едва ли какой ребёнок осознанно и добровольно захочет себе виолончель, обычно успешный виолончелист – это своевременный и удачный выбор прозорливого педагога.

«В каждом контрабасисте живёт ностальгия по «младшей сестре» – виолончели». Не удивительно, что для пятилетнего Арсения всё началось с непреклонного решения отца, контрабасиста Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением Юрия Темирканова, и мамы – шеф-костюмера Мариинского театра. Поступив в Центральную музыкальную школу, Арсений впоследствии совершенствовал своё мастерство в московской консерватории, под началом профессоров Марка Рейзенштока и Алексея Селезнёва. Рано пришёл успех, к двенадцати годам Чубачин объездил с концертами не менее дюжины стран, выступал с десятью оркестрами, включая европейские. В 18 лет переехал в Берлин и при поддержке фонда принцессы фон Бисмарк учился там два года. Едва перешагнув совершеннолетие, Чубачин выиграл в Париже свой первый Гран-при, стал, по оценке композитора Максима Дунаевского, ярким представителем нового поколения «звёзд». За это время, можно сказать, сроднился с виолончелью. Но что за раритет в руках у музыканта?

– Эта очень старинная виолончель мастера Теклера (ныне фирма Teccler), сделана более 200 лет назад, – поясняет Арсений, любовно поглаживая уникальный инструмент. – Мне его предоставил в пользование немецкий меценат, который не стремится афишировать своё имя. Перед нашим интервью я получил долгожданное и радостное известие о том, что срок пользования инструментом для меня продлён… Вас интересует его стоимость? У этой виолончели нет цены. Она бесценна.

В концертах Чубачина, как правило не отклоняющегося далеко от классики, присутствуют разные жанры и аранжировки, в том числе уникальные для виолончельного репертуара.  Арсений любит джаз, саксофон, черпает образы из творчества Игоря Бутмана и его квартета, Астора Пьяцоллы, Рэя Чарльза, старается у каждого из них чему-то научиться. Сам Чубачин, по мнению музыковедов, тонко чувствует пространство танго; сойдя с широкой консерваторской сцены на неакадемические площадки,  может позволить себе эксперименты в джазе и кроссовере, сочетающем разные музыкальные стили и направления.

Сегодня у 25-летнего Чубачина уже свой камерный оркестр «ARSchamberorchestra»из девяти музыкантов: четыре скрипки, два альта, контрабас, виолончель и фортепиано. На диске, запись которого состоится в американской компании Delоs, а премьерные концерты – в начале 2016 года, будут представлены как классические, так и джазовые композиции. Меломанов ждут и интригующие сюрпризы, Чубачин называет их «революционными» для инструмента, как нам удалось выведать – это латиноамериканская музыка в обработке для виолончели.

Творческая жизнь известного виолончелиста немыслима без постоянных путешествий. Каким видом транспорта?

– Знаете, я боюсь летать, – честно признаётся Чубачин. – Самолётом пользуюсь только тогда, когда выбора нет: надо лететь за океан, в Европу или в Сибирь. Автотранспорт мне вообще не подходит. Поэтому с детства люблю железную дорогу. В студенческие годы ездить уже приходилось много, с деньгами было туго, так что брал билет в плацкарт, иногда, скажу по секрету, экономил на постельных принадлежностях. Но всё равно выбирал только поезд. Вот и сегодня, перед нашим интервью, приехал в Москву экспрессом c концерта из Санкт-Петербурга. Очень удобно, что багажный отсек в купе новых поездов по габаритам идеально подходит, чтобы разместить в нём виолончель. А скорость и комфорт в нынешних поездах между двумя столицами вызывают только восхищение!

Недавно репертуар Чубачина пополнился концертом Дворжака № 2 для виолончели с оркестром. Концерт стал знаковым событием для Московской консерватории, все билеты были раскуплены заранее, свободных мест в Большом зале не было.

– Музыка чешского композитора Антонина Дворжака – непростая для исполнения и восприятия, она требует особого вдохновения, сокровенной работы ума и сердца, – говорит виолончелист. – Долго раздумывал, никак не мог решиться на столь сложное произведение в минорном ключе. Но когда взялся, освоил 45-минутный концерт всего за неделю!

Игорь ЛЕНСКИЙ