ТРИ РАБОЧИХ ДНЯ НЕ В СЧЁТ
Зарплатный секвестр в ОАО «РЖД» – предвестник грядущих проблем в национальной экономике
После решений Правительства РФ о сокращении госсубсидий в железнодорожную отрасль и замораживании тарифов на грузоперевозки в ОАО «РЖД» предприняты экстраординарные меры экономии корпоративного бюджета. С 1 августа 2013 года по устному указанию руководства российские железнодорожники ежемесячно берут трёхдневный отпуск за свой счёт. Факт секвестра зарплат примерно на 15 % мне подтвердили сразу несколько начальников станций Московского железнодорожного узла. При этом от работы в эти три «отпускных» дня никто не освобождает, более того рабочий день на железной дороге длится гораздо дольше установленных Трудовым кодексом РФ 8 часов.
- Какие-либо письменные распоряжения на этот счёт отсутствуют, однако мы, люди служивые, дисциплинированные, понимаем и без циркуляра, поэтому заявления на отпуск по устному требованию начальства, конечно, пишем, - без особого энтузиазма рассказал мне начальник крупной грузовой станции в Москве, пожелавший остаться неназванным. - А куда деваться? Ведь в противном случае предложат подать другое заявление - об уходе по собственному желанию. Формально же получается так, что у каждого железнодорожника что ни месяц - ни с того, ни с сего вдруг желание три дня повалять дурака.
По расчётам, непопулярные меры, принятые по инициативе Владимира Якунина, позволят компании до конца 2013 года сэкономить 3 млрд рублей. В настоящее время зарплаты на сети РЖД оставляют желать лучшего. Приёмосдатчики груза и багажа со всеми надбавками зарабатывают около 25 тыс. рублей в месяц, монтёр пути - 34 тыс. рублей, дежурные по станции - 37-40 тыс. рублей, начальник станции - 55-60 тыс. рублей. В более привилегированном положении находятся машинисты: их зарплата может достигать 64-70 тыс. рублей в месяц. Самыми же престижными и желанными на железной дороге, по данным моего собеседника, являются профессии руководителя и ревизора по безопасности движения. Однако секвестр распространяется и на них. А, к примеру, от такой непрезентабельной, но нужной в железнодорожном хозяйстве должности, как станционный рабочий, отвечающий за чистоту на территории предприятия, решили вовсе избавиться.
Но главный вопрос не в этом. Ради жёсткой экономии сотни тысяч железнодорожников, начиная от монтёра пути и заканчивая топ-менеджерами, ежемесячно отправляются в трёхдневные вынужденные отпуска без содержания. Оправдан ли такой шаг?
Старший вице-президент ОАО «РЖД» по инновационному развитию Валентин Гапанович считает, что вынужденные отпуска железнодорожников позволяют избежать массовых сокращений в компании. «Мы пошли на снижение затрат на оплату труда через отпуска без содержания и другие механизмы. Политика компании - пока удержать штатную численность сотрудников, так как подготовка многих специалистов в РЖД требует длительного времени», - пояснил Гапанович на VIII национальном конгрессе «Модернизация промышленности России: Приоритеты развития».
Не планируется сокращать объём закупок подвижного состава и инвестиционную программу компании на 2014 год. На эти цели в будущем году будет потрачено 389 млрд рублей. И то верно: ведь из 20 тыс. магистральных локомотивов, которыми располагает железнодорожный холдинг, около 70 % находятся в изношенном состоянии.
Спору нет — экономить на тяге, конечно, нельзя. А на людях?
Игорь ЛЕНСКИЙ