Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
М.Г. Профателюк в 1980 г. Вручение грамоты к Дню Победы.
М.Г. Профателюк в 1980 г. Вручение грамоты к Дню Победы.

БОЙ В ДЕНЬ ВЕРШИНЫ ЛЕТА

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 мая - 24 июня). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Погода стояла отменная, хотя рано утром пронеслась стороной гроза, добавив к гулу артиллерийской канонады еле слышные раскаты грома и световые всплески молний в дальних тёмных облаках. В эти же часы аэродром задел только отголосок грозы -  свежий ветер, да и тот вскоре утих. Лётная работа продолжалась. Она началась с постановки боевой задачи. Предстоял полковой вылет, и по традиции задачи ставил командир полка.

- Нам предстоит сопровождать до цели и обратно шесть девяток бомбардировщиков Пв-2. Они должны нанести удар по железнодорожному узлу, - Пьер Пуйяд бегло, но внимательно посмотрел на сидевших перед ним пилотов и, убедившись, что они с интересом слушают его, продолжал, - предупреждаю: действовать парами, прикрывая друг друга. Русские надеются на нас. Дело чести - защитить все экипажи Пе-2. Подготовку к вылету проведёт мой заместитель майор Дельфино. Взлёт в девять сорок пять. Свободны.

Пришло время вылета, и аэродром огласился гулом свыше трех десятков Як-9. При выруливании пилоты видели пролетавших вблизи аэродрома бомбардировщиков. Гружённые бомбами, они не спешили, ожидая истребителей. Яки взлетали звеньями, нагоняли своих подопечных и пристраивались к общему боевому порядку, занимая свои места, которые были определены ещё на земле. Когда все истребители пристроились, Пе-2 увеличили скорость и перешли в набор высоты.

Гул полутора сотен моторов простёрся над освобожденными землями Белоруссии. «Это немалая сила при удаче нанесёт большой урон немцам», - подумал Пуйяд. Он вёл группу непосредственного прикрытия, распределив силы поровну: слева боевого порядка следовала первая эскадрилья, справа - вторая. Пуйяд подсказал пилотам не удаляться от Пе-2 далее трёхсот метров. Изредка он поглядывал на Дельфино, ведущего ударной группы, которая состояла из третьей и четвёртой экадрилий и летела в хвосте шестой девятки Пе-2 с превышением над общим боевым порядком в тысячу метров.

У истребителей скорость побольше, и им приходилось маневрировать над бомбардировщиками и вести наблюдение за воздухом. Воздушного противника пока не было. Но только общая колонна пересекла встретившуюся железную дорогу, как впереди показалась стена зенитного огня. Пуйяд взглянул на высотомер. Его стрелки показывали пять тысяч метров. В наушниках раздался его предупреждающий голос:

- Раяки, пересекаем линию фронта, выполнять противозенитный маневр!

Бомбардировщики, как и истребители, быстро увеличивали интервалы и дистанции между самолётами и часто меняли направление полёта. Небо покрылось шапками разрывов. Экипажи Пе-2 быстро прошли зону зенитной опасности и продолжили полёт по заданному курсу. Через несколько минут Пе-2 начали полого снижаться. «Значит, скоро цель», - догадался Пуйяд. Среди ярко видимых озер и болот показался город Орша с подходящими к нему рельсовыми путями с четырех направлений. Вдруг раздался голос одного из пилотов:

- Раяк-1, на десять часов четвёрка «фоккеров»!

Пуйяд слышал русские голоса с понятным только одним словом: «фокке-вульфы». Железнодорожный узел прикрывался цветастым покрывалом из разрывов зенитных снарядов. Дельфино выслал навстречу самолётам противника две пары Яков из состава четвёртой эскадрильи. Вражеские самолеты целились на девятку Пе-2, замыкающую колонну. Ренэ Шалль, Пьер Женес, Роже Пинон и Жозеф Шендорф метеорами устремились наперерез противнику. Каждый из них сближался со своей целью. Первым нагнал «фокке-фульфа» Женес, прицелился и дал длинную очередь. Вражеская машина, объятая пламенем, свалилась вниз и уткнулась в землю. Остальные «фокке-вульфы» шарахнулись в сторону и вышли из боя.

Бомбардировщики снизились до двух тысяч метров. Перестроились в колонну звеньев, они перешли в пикирование и бомбардировали объекты железнодорожного узла. После второго захода отвалили в сторону и собрались в боевой порядок.

Снова раздался тревожный голос:

- С запада десять «мессеров»...

Дельфино выслал им навстречу целиком третью эскадрилью. Капитан Матрас отделился от строя и со своими пилотами преградил путь гитлеровцам. Но они отказались от лобовой атаки и взмыли вверх. Затем, разделившись на пары, пытались прорваться к Пе-2. Матрас и его ведомые не пустили их к бомбардировщикам и связали боем. Схватка сразу расчленилась на несколько очагов. Муане и Андре атаковали вражью пару, пытавшуюся ускользнуть к предпоследней девятке Пе-2. Сближаясь с ними сверху, сбоку, под ракурсом две четверти, били огненными очередями: Шарль Монье - ведущего, а Жак Андре - ведомого «мессершмиттов», которые, загоревшись, упали на землю. Жан Соваж и Пьер Дуар в ответной атаке подбили двух «мессершмиттов», остальные гитлеровцы ринулись вниз и на бреющем полете покинули поле боя.

Только «нормандцы» успели отразить нападение двух групп вражеских самолётов, как на них напала новая дюжина «фокке-вульфов». Первым заметил их Дельфино и сразу же направил против них четвёртую эскадрилью. Десять экипажей во главе с Дельфино метнулись к ним и атаковали в лоб. Два десятка светящихся трасс заставили гитлеровцев уйти в сторону. «Нормандцы», разделившись на пары, атаковали их. Жозеф Шендорф и Морис Шалль, увеличив скорость, нагнали пару «фокке-вульфов». Шендорф атаковал ведущего, прицелился и открыл огонь. Объятая пламенем вражеская машина упала к земле. Ведомый гитлеровец успел уйти вниз. Шалль свалил Як в пикирование, нагнал его и длинной очередью поджёг. «Фокке-вульф», встретившись с землей, взорвался.

Действия вражеских истребителей были скованы. Ни один их них не прорвался из верхней полусферы к бомбардировщикам. Разозлённые гитлеровцы пустились на хитрость. Восьмёрка «фокке-вульфов» улизнула к городу, там развернулась и на малой высоте устремилась к Пе-2. К ним присоединилась вернувшаяся шестёрка «мессершмиттов». Эта новая усиленная группа попыталась прорваться и снизу атаковать бомбардировщиков. Пуйяд быстро разгадал намерение гитлеровских пилотов и приказал атаковать их. На «мессершмиттов» устремились пилоты первой эскадрильи: Марсель Альбер с Леоном Кюффо и Морис Амарже с Роланом де ля Пуапом, а на «фокке-вульфов» - вторая эскадрилья: Ив Мурье с Морисом де Сейном, Жозеф Риссо с Константином Фельзером, Ив Карбон с Александром Лораном.

Увеличив обороты моторам,  Альбер и Кюффо ввели машины в пикирование и стремительно атаковали четвёрку «мессершмиттов». Быстро прицелившись по ведомым машинам, открыли огонь. Два гитлеровских само­лета рухнули вниз. Одного сбил Альбер, а второго подбил Кюффо. А пара разъединённых ведущих горкой ушла вверх. Пару «мессершмиттов» перехватили Амаржи и де ля Пуап, стремительным ударом подбили их. Гитлеровцы вышли из боя.

Трудной была схватка с восьмёркой «фокке-вульфов». Пилоты второй эскадрильи вихрем налетели на них и разобщили их на пары. Затем Мурье и де Сейн атаковали ближайшую к ним пару на виражах. Мурье за полминуты настиг ведомого немца и подбил его машину. А де Сейну попался матёрый фашист, опытный и шустрый. Де Сейн только тогда стал настигать его, когда заложил максимально крутой вираж и в начале второго круга сумел зайти в хвост немецкой машины и открыть огонь. Она загорелась и, оставляя завесу дыма, отправилась вниз и взорвалась.

Вторая пара «фокке-вульфов» изворотливым маневром прорвалась к бомбардировщикам, но открыть огонь не успела. Риссо и Фельдзер стремительным пикированием  перехватили их. Максимально сблизившись с ними, удачно прицелившись, обстреляли. Оба «фокке-вульфа», дыхнув пламенем и дымом, загорелись. Один - перевернулся кабиной вниз и поштопорил к земле, второй, клюнув носом, перешёл в беспорядочное падение и врезался в землю.

Карбон и Лоран в своей атаке перешли почти в отвесное пикирование и чуть не в упор расстреляли третью пару «фокке-вульфов». Ведущий, атакованный Карбоном, перевернулся самолётным животом вверх, камнем свалился к земле, огненным фонтаном отметил своё место па­дения. А самолёт ведомого немца, обстрелянный Лораном, оставляя толстый след чёрного дыма, направился в свою сторону, вслед удравшей в том же направлении четвёртой пары «фокке-вульфов».

Пуйяд, участвуя в бою, старался управлять боевыми действиями подчинённых. После бегства пилотов противника он сумел только мельком осмотреть железнодорожный узел, разбитый экипажами Пе-2. Детали бомбардировки не были видны, а общая картина разрушений впечатляла. Успешность действий бомбардировщиков превзошла его ожидания. Цель была закрыта пеленой дыма и пыли. Всё же сквозь неё пробивались и далеко были видны огненные и дымные столбы, беспрерывно мигали молнии взрывов. Можно было легко догадаться, что горели служебные здания, подвижной состав и склады, взрывались боеприпасы, полыхали горюче-смазочные материалы.

Бомбардировщики, собравшись в боевой порядок, увеличили скорость и легли на обратный курс. Пуйяд со своей группой безотлучно следовал за ними.

Дельфино дал команду на сбор. Ослеплённые зенитчики вели редкий огонь. Собравшись, группа Дельфино нагнала бомбардировщиков и заняла своё место в общем боевом порядке. Впереди ещё долгий путь, и Пе-2 набирает высоту до заданной. Линию фронта преодолели благополучно. Воздушная обстановка резко изменилась. В небе часто встречались большие группы советских самолётов. Шли к фронту и обратно бомбардировщики, штурмовики, сопровождаемые истребителями.

Облегчённые Пе-2 басовито гудели и мчались на свою точку базирования. Возле Дубровки, в минуту расставания, их общий ведущий восторженно передал по радио:

- «Нормандия», спасибо!

Всем пилотам были понятны эти русские слова. Доблестные сыны Франции с честью выполнили свой долг в день вершины победного лета 1944 года.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru