Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

НЕВОЛЬНАЯ ТАЙНА

 

От редакции

Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первая публикация – 16 мая). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

В жизни пилотов «нормандцев» были такие случаи, когда серьёзные события оценивались ими неоднозначно. Вот и тот вылет весной 43-го командира эскадрильи майора Тюляна и его заместителя капитана Литольфа, невольно оказавшихся за линией фронта, в эскадрилье не все считали началом боевых действий. Одни доказывали, что это был своеобразный пролог к началу боевой работы, другие считали это началом боевого пути, третьи  -  ознакомительным полётом. Но, поспорив, согласились, что дело всё-таки в конечном результате. Исполняющий обязанности начальника штаба эскадрильи пилот легкомоторного самолёта У-2 лейтенант де Панж, не без подсказки командира, сообщил в вышестоящий штаб об этом вылете как об ознакомительном. Но это тревожило душу Тюляна, и потому он обнародовал свою тайну.

...Последние дни марта 1943 года выдались в дальнем Подмосковье на редкость тёплыми. Хотя ночью морозец сковывал землю, днём пригревало солнце, капало с крыш, тихо звенели робкие ручейки, медленно расширялись проталины. В тот день с раннего утра весеннее солнце заливало своими лучами фронтовой аэродром с редким названием «Полотняный завод». На нём с рассвета дотемна взлетали и приземлялись бомбардировщики Пе-2 соседнего полка.

Накануне мартовского потепления на аэродром прибыли на самолётах-истребителях Як-1 (после переучивания на авиабазе Иваново) 14 экипажей эскадрильи «Нормандия».

В полдень со стороны жилого сектора - домишек соседней деревни - показались майор Тюлян, капитан Литольф и лейтенант де Панж. Медленно шагая, они подошли к штабной землянке, где размещался командный пункт эскадрильи, остановились и стали рассматривать окрестности аэродрома. Пейзаж первого для них русского полевого аэродрома вызывал немалый интерес. Перед ними раскинулось огромным, вытянутым в длину эллипсом лётное поле. На его окраинах разместились самолётные стоянки, с одной стороны, бомбардировщиков, с другой, возле берёзовой рощи - истребителей. Взлётно-посадочная полоса длинной и широкой лиловой лентой устремлялась в поля и исчезала среди голого заснеженного простора, упирающегося в багровый горизонт.

Тюлян, сняв шапку и по-юношески вскинув голову, воскликнул:

- Ух! Какой простор! Чем не Сахара? Правда, только снежная.

- Жан, обрати внимание, самолётов не видно, ни наших, ни соседских! - восторженно заметил Литольф. - Вот это маскировка! Слава Богу, есть у кого поучиться.

На притихших было стоянках, взбудоражив тишину, взревели моторы Пе-2. Тюлян, не обращая внимания на аэродромную разноголосицу, нахмурился и задумался...

...Прошло каких-то четыре месяца, а как все изменились и у него, и у его подчинённых. Переменилась вся жизнь. Пилоты и механики, уроженцы разных французских провинций, выходцы из разных социальных слоёв, служившие на Ближнем Востоке и в Африке, бежавшие во время «странной войны» из метрополии в эти регионы, по зову генерала де Голля собрались в Раяке и объединились в одну боевую группу, в сплочённую и дружную эскадрилью. Это помогло перетерпеть невзгоды и лишения.

Вспомнился Тюляну нелёгкий переезд из Ливана в российское Иваново. Всё началось 12 ноября 1942 года. Их провожали сослуживцы, напутствуя добрыми пожеланиями. На трёх транспортных самолетах «Дуглас» они, изнывая от жары сирийской пустыни, прилетели в Багдад, далее железной дорогой добрались до нефтедобывающего Мекиля. Затем на грузовиках тряслись до Ахваза. И, наконец, вновь по железной дороге приехали в столицу Ирана. Увидев большой город под короной белесых горных вершин, отражавших солнечные лучи переливами светло-фиолетовых оттенков, все путники радостно вздохнули. Это был Тегеран - начало пути в Советский Союз. Дипломаты,  французские и русские, многочисленные представители французской колонии встретили «нормандцев» радушно и хлебосольно. После десятидневного отдыха французские добровольцы 28 ноября 1942 года вылетели ранним утром на трёх транспортных самолетах Ли-2 с советскими опознавательными знаками. Оставив Тегеран, они пересекли ираио-советскую границу и устремились к Москве. С каждым часом полёта температура в салонах самолетов понижалась. Выстреливали бутылки с иранским лимонадом. Холод был страшнее жары. Пассажиры вели себя по-разному, но все страдали от стужи. Временами улучшалась видимость, и «нормандцы», прильнув к иллюминаторам, рассматривали бесконечно бежавшие под самолетом заснеженные поля, серые леса, сотни мелькавших за бортом деревень, сёл и городов. Это было первое изучение географии великой многонациональной страны, её необозримых просторов.

После непродолжительной остановки в московском аэропорту, Ли-2 направились в Иваново - для переучивания пилотов на новых советских самолётах. Встречали их сотни русских летчиков, инженеров, механиков под сенью государственных флагов: сине-бело-красного французского и красного советского. Перемёрзших «нормандцев» поздравили с прибытием, отвезли на автобусах в столовую и пожелали успешно овладеть новой машиной.

На следующий день Тюлян, Литольф и пилот-переводчик - младший лейтенант Шик, потеплее одевшись, отправились на аэродром знакомиться с новыми советскими истребителями. Командир запасного полка полковник Шумов и капитан Друзенков - инструктор, выделенный для обучения «нормандцев», предложили им выбрать себе машину из пяти типов истребителей, чьи задиристые тела в солнечных лучах сверкали зеркальной поверхностью. Рассматривали и знакомились с лётно-тактическими данными американской «аэрокобры», английских «харрикейнов» и «спитфайров» и советскими «Лавочкиными» и «Яковлевыми». Посоветовавшись с пилотами, выбрали «Яковлев-1», или, как его привыкли звать, Як-1. Началась лётная страда в условиях лютой зимы. Тем не менее, переучивание завершилось успешно. Постепенно «нормандцы» втянулись в новую жизнь, попривыкли к русскому климату...

С трудом оторвавшись от созерцания природы, Тюлян озабоченно спросил де Панжа:

- Вы знаете, что я и Литольф должны совершить ознакомительный полёт вдоль линии фронта?

- Да, мой командир, парашюты и шлемофоны доставлены в кабины самолётов.

- Вылет разрешён командиром дивизии. Взлёт через полчаса. Пошлите на стартовый командный пункт переводчика Стаховича. Пилоты пусть отдыхают.

Отпустив де Панжа, Тюлян тепло посмотрел на Литольфа:

- Альбер, отправимся на стоянку?

Литолъф посмотрел на часы и согласился. Они направились в разные стороны: де Панж поспешил на командный пункт эскадрильи, а Тюлян с Литольфом бодро зашагали к самолётам.

Выслушав доклад инженера эскадрильи о готовности машин к вылету, Тюлян медленно обошёл вокруг самолета, с благоговением посмотрел на кок воздушного винта, раскрашенный в цвета французского государственного флага, и легко забрался в кабину. Усевшись, поглядел на кабину самолёта Литольфа. Его заместитель подал сигнал о готовности к вылету взмахом руки. Тюлян, запустив мотор и погоняв его с десяток секунд на больших оборотах, проверил показания приборов, включил радиостанцию и передал в эфир:

- Земля, я Раяк-1, разрешите выруливать...

Сразу же послышался ответ Стаховича:

- Разрешено выруливать по готовности!

Первым рулил Тюлян, не спеша и осмотрительно. Литольф не отставал. Остановились в створе стартовой радиостанции. Впереди простиралась взлётная полоса с укатанным снежным покровом, светло-фиолетовая с вкраплениями зелёных пятен - разбросанных веточек хвои.

На запрос о взлёте сразу же послышался положительный ответ, поочерёдно на двух языках. Самолеты одновременно встряхнулись, взревели, клюнули носами и устремились вперед, убыстряя свой бег. Будто связанные невидимой нитью, они идеально выдержали направление, одновременно отделились от земли и взмыли ввысь. Затем развернулись и взяли курс на запад.

Набрав три тысячи метров, Яки развернулись к югу и устремились по новой воздушной дороге, параллельной линии фронта. Пустое небо, чёткая работа моторов, тихое попискивание в наушниках шлемофона успокаивали пилотов и внушали безмятежность. Но они понимали, что это ложное чувство. За каждым большим облаком может быть засада. Усилив наблюдение, Тюлян напомнил об этом Литольфу. В общем-то, ощущение опасности не покидало Тюляна. Он оглядывался на ведомого, пилотировавшего самолёт в нескольких метрах от его машины. В ответных взглядах Литольфа видел взволнованность, подобную своей. Тюлян по опыту знал, что при столкновении с противником это волнение исчезнет, для них главным будет как можно быстрее сблизиться с врагом, атаковать и уничтожить его.

Полёт продолжался. Они часто посматривали на фронтальную линию, запоминая её особенности по расположению и наличию ориентиров, которые могли пригодиться в случае непредвиденного боя.

- В воздухе затишье! - проворчал по радио Литольф.

Через минуту, при пересечении железной дороги, линия фронта вильнула к востоку, и Тюлян с Литольфом оказались на территории, ещё удерживаемой гитлеровцами. Мгновенно над самолётами повисли серые шапки разрывов зенитных снарядов. Но вскоре обстрел прекратился.

- Альбер, зенитки замолчали - явный признак появления вражеских самолётов, - догадался Тюлян. - Будем возвращаться. Я обещал во вражеский тыл не заходить. Маневр!

На развороте Литольф заметил несколько самолётов, выскочивших из-за облака. Волнение улетучилосъ, возникло непреодолимое желание встретиться с пока ещё неизвестными самолётами.

- Что же делать? Я обещал не вступать в бой… - думал Тюлян.

- «Мессера». Их шесть, - доложил Литольф.

- От них теперь не оторваться... Будем сражаться! - решил Тюлян.

- Браво! Клянусь, что их станет меньше. Давно не встречался с такими героями, - раздался твердый голос Литольфа.

- Альбер, отходи в сторону. Каждый - за себя, Бог - за всех! В атаку! - крикнул Тюлян.

Перехватив Яки с северо-востока, отрезав им путь к отступлению и имея значительное превышение в высоте, пилоты «мессершмиттов» смело набросились на «нормандцев». Мгновенно разделившись на две группы, пара кинулась на Тюляна, а четвёрка взяла в «клещи» Литольфа.

Вступив в бой, Тюлян не мог даже предположить, что за ними наблюдают с земли советские солдаты поста воздушного наблюдения, оповещения и связи. Они по радио предупреждали об опасности лётчиков Яков. А когда им никто не ответил, доложили о бое офицерам станции наведения. Запросы тех тоже не дали результатов - незнание языка сыграло свою роль.

Нахальная двойка «мессершмиттов» неслась на Тюляна, застав его самолет на вираже. Сноп огненных трасс ринулся к Яку. Не теряя ни секунды, Тюлян рванул машину вниз. Разогнав Як на пикировании, он увёл его ввысь и перевёл в горизонтальный полёт. Гнавшиеся за ним гитлеровцы оказались ниже. Тюлян вновь бросил машину вниз, прицелился по ведущему самолёту противника  и прошил его огненной очередью. «Мессершмитт», перевернувшись кабиной вниз, пылающим факелом упал на землю и взорвался. Однако его ведомый, стремительно развернувшись, атаковал Тюляна на крутом вираже, попытавшись зайти в хвост Яка. Этого только и ждал Тюлян. Вогнав свою машину в вираж, увеличивая возможный крен до максимума, он быстрее немца двигался по кругу. Як – самолёт более лёгкий, более маневренный, да и пилот - воздушный мастер. С каждой секундой Як сближался с «мессершмиттом». Тюлян нагнал гитлеровца, зашёл в хвост его самолёта и, прицелившись, поджёг его длинной очередью из пушки и пулемётов. Вражеская машина свалилась на крыло и штопором пошла вниз. У Тюляна не было времени следить за её падением, он, развернув Як, поспешил на помощь Литольфу. Тому угрожала смертельная опасность: одна пара гитлеровцев устремилась на него в лоб, открыв огонь с большой дистанции, вторая оказалась над ним, готовясь перейти в атаку. Эта ситуация не устрашила Литольфа. Его мысли и движения отличались целесообразностью. Он спокойно вёл мчавшийся на большой скорости Як на атакующие его в лоб «мессершмитты». Гитлеровцы за несколько секунд до столкновения шарахнулись в разные стороны. Ведущий пары бросил машину влево. Литольф в одно мгновение рванул Як вправо и распорол длинной очередью низ фюзеляжа вражеского самолета - от кабины до мотора. «Мессершмитт», окутавшись дымом, свалился вниз и перешёл в беспорядочное падение. Меж тем на Литольфа бросилась вторая пара немцев. Она успела зайти в хвост его самолёта и открыть огонь. Литольф вырвал свой Як свечой вверх и увёл его в сторону солнца.

«Мессершмитты», хотя и с опозданием, потянулись вслед, но уже не два, а три - к ним присоединился ведомый первой пары, оставшийся без ведущего. Они набирали высоту в рассредоточенном боевом порядке. Маскируясь солнцем, Литольф свалил Як в пикирование и быстро сблизился с врагами. Ослепленные солнечными лучами, они поздно заметили атакующего их Литольфа. Он же, на встречно-пересекающемся курсе, под ракурсом три четверти, ударил по ведущему тройки. Его огненные очереди полоснули мотор гитлеровской машины. А сам он вертикальной горкой ушёл вверх. «Мессершмитт», клюнув носом, перешёл в пикирование и, полыхая пламенем, подался вниз, а затем, перейдя в пологое снижение, утёк с поля боя.

Литольф, переведя машину в полёт по горизонту, осмотрелся. Он пытался обнаружить последнюю пару «мессершмиттов». Но увидел только Тюляна, спешившего к нему на подмогу.

- Они ушли, - передал по радио Литольф.

- Альбер, пристраивайся, отправимся домой, - скомандовал Тюлян.

Возвращались они на аэродром тем же маршрутом, которым следовали к фронту. Долго летели молча, отдыхая и успокаиваясь. Оба были довольны полётом. Но до полной радости чего-то недоставало, хотя каждый из них сражался грамотно и напористо.

Вскоре показался аэродром. Снизившись, они промчались над ним и направились на посадку. Лихо планируя, искусно приземлились парой. На рулении раздался в наушниках голос Стаховича:

- Раяк-1, руководитель полётов интересуется результатами полёта.

- Всё в порядке. Много впечатлений. Подробности доложу лично.

Рулили медленно. На стоянке, выключив моторы, бодро выбрались из кабин, попав в окружение пилотов. Тюлян коротко рассказал им о полёте, без сообщения о воздушном бое, но пообещал на специальных занятиях довести до них выводы и уроки полёта. Невольная тайна двух пока оставалась нераскрытой, хотя механики по вооружению, осматривая пушки и пулемёты, обнаружили большой расход боеприпасов.

Провожаемые почтительными взглядами подчинённых, Тюлян и Литольф направились в столовую. По пути Тюлян, взглянув на возбуждённое лицо Литольфа, не вытерпел, спросил:

- Альбер, ты заметил, что здесь гитлеровцы ведут себя в воздушном бою не так, как в Северной Африке?

- Да. В их тактике появилось много нового. Сражаются парами. Один бьёт, другой прикрывает его. Они за годы войны набрались опыта.

- С ними нелегко будет драться нашим пилотам, - вздохнул Тюлян. - Нас русские учили новой тактике воздушного боя, но мы на первых порах оказались невнимательными учениками. Надо до массовых вылетов возобновить обучение пилотов новым тактическим приёмам. Попросим русских друзей позаниматься с нами...

Они снова умолкли и зашагали бодрее.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

 

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru

 

Продолжение следует