Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 Маршрут для бронепоезда

Сотая весна легендарной стрелочницы из Дмитрова Марии Барсученко

Своё 99-летие в кругу ветеранов Московской железной дороги, нынешних работников станции Дмитров и нашего обозревателя  отметила легендарная стрелочница, открывшая путь бронепоезду в разгар Битвы за Москву 28 ноября 1941 года, кавалер ордена Красной Звезды Мария Тимофеевна Барсученко.

О подвиге 20-летней уроженки Омской области Марии Литневской (такова её девичья фамилия) онлайн-газета уже писала. Напомним, что в конце ноября 1941 года в ходе обороны Москвы от наступающих немецко-фашистских захватчиков критическая ситуация сложилась на Перемиловских высотах в районе города Дмитрова. От исхода битвы под Москвой зависела не только судьба столицы, а возможно и всей страны. В лютые холода невысокой, но крепко скроенной сибирячке под огнём противника предстояло готовить на станции маршруты и вручную переводить тяжёлые, скованные морозом, неподдающиеся стрелки.

Очищать от снега и льда, переводить баланс, рассказывала мне Мария Тимофеевна, приходилось вручную, а из подсобных средств в качества рычага приспособила… метлу. Чтобы переключить стрелку, приходилось предельно напрягать мускулы, а то и ложиться наземь, надавливая телом, «чтобы перо прилегло, и поезд с рельсов не сошёл». Силёнок Мария поднабралась, два года перед войной сцепляя и расцепляя вагоны вручную, ведь автосцепки тогда не было. Себя стрелочница считала человеком военным: как и все железнодорожники, всегда стремилась выполнить приказ  любой ценой. И такой момент наступил.

Ночью 28 ноября спасительным резервом обороняющихся на Перемиловских высотах стал бронепоезд № 73 войск НКВД. Ему предстояло проследовать через станцию Дмитров на Яхрому, занятую немцами, и отразить наступление врага. В случае промедления бронепоезд бы потерял манёвренность,  застрял на путях под огнём, сделался добычей противника, а немецкие танки вступили в Дмитров. На стрелках, казалось, налипли неподъёмные пуды снега. Отогревать их разве что горячим дыханием. Но сильная духом девушка не растерялась: собрав в кулак волю и оставшиеся силы, в решающий момент Мария сдюжила, перевела последнюю стрелку и таки открыла маршрут бронепоезду!

Как потом выяснилось, стрелочница открыла и маршрут истории. Бронепоезд уничтожил восемь неприятельских танков и приостановил атаку противника. Войска Красной Армии получили спасительную передышку. В ходе боевых действий наступил перелом, на линии фронта сменилась оперативная обстановка. А 5 декабря 1941 года советские войска перешли в решительное контрнаступление под Москвой.

 «У бронепоезда с головы был паровоз, а в середине и хвосте - дрезины, чтобы обеспечить манёвренность и двигаться в обе стороны, – в беседе с корреспондентом ныне вспоминает события 80-летней давности Мария Тимофеевна. – Бронепоезд был большой, тяжёлый. Помимо боевых вагонов с орудиями и пушками, в составе находились и жилые отсеки, и кухня, и пункт связи, медпункт. Самым уязвимым местом был паровоз. Незадолго до прорыва в Яхрому паровоз  был подбит, и его пришлось срочно менять на последний резерв, имевшийся на станции. Этим занимался замначальника бронепоезда капитан НКВД Сергей Знаменский. А дальше всё решало движение, оно зависело от приготовленного мною маршрута. Спустя 25 лет Знаменский навестил меня и поблагодарил за то, что я в ту ночь разобралась со стрелками».

За совершённый подвиг уже в 1942 году Мария Литневская была удостоена ордена Красной Звезды. Высокую награду ей вручил в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин.    

После того, как враг был отброшен от столицы, Марию направили на трёхмесячные курсы дежурных по станции в Москву. Среди 16 обучающихся были только женщины, самых разных профессий. Но осилить курс и сдать экзамены удалось одной Марии, которая уже имела практические навыки движенческой профессии и знала организацию работы станции не понаслышке.

После учёбы вернулась на родную станцию Дмитров. В 1944 году была командирована и помогала налаживать движенческую работу на только что освобождённой станции главного вокзала Вильнюса.

Из впечатлений военной поры Марии Тимофеевне запомнились ещё селекторы, которые проводил нарком путей сообщения СССР Лазарь Моисеевич Каганович. Все слушали наркома, затаив дыхание. «Он в тонкости и детали железнодорожной работы старался не углубляться. Говорил как организатор, энергично, страстно, требовательно, командирским тоном, часто повышал голос. Мы его очень боялись. Нарком добивался выполнения поставленных перед железной дорогой задач. Постоянно предупреждал нас, железнодорожников, об ответственности за работу на вверенном участке, – вспоминает ветеран. – После его селектора мы чувствовали себя полностью мобилизованными, сконцентрированными на своём деле».

Спустя два года после Победы Мария Тимофеевна вышла замуж и получила фамилию Барсученко. У неё два сына: Анатолий, врач-невропатолог, и Сергей, инженер. Пятеро внуков, четыре правнука и одна праправнучка.

На станции Дмитров Мария Тимофеевна работала до 1980 года, занималась движенческими вопросами, временами подменяя руководителя предприятия. Как она с юмором вспоминает, начальника станции Михаила Калягина иногда спрашивали: «Зачем держишь бабулю?», намекая на её уже пенсионный возраст. И начальник станции всегда отвечал: «Когда бабуля работает, я спокойно сплю!»

И сегодня, в свои 99 лет, Мария Тимофеевна Барсученко отличается ясным умом, бодростью и поистине феноменальной памятью. Долгожительница помнит все даты давно минувших событий, факты, фамилии, имена, отчества своих начальников и коллег. Прочитала целую лекцию о железной дороге военного времени собравшимся на её празднике гостям. И вкусные блюда для застолья, пирожки и ватрушки тоже приготовила сама.

«Мария Тимофеевна – наша гордость, – говорит председатель Совета ветеранов Московско-Смоленского региона МЖД Юрий Катаев. – Мы счастливы быть современниками такой неординарной, бесспорно исторической личности, яркого представителя поколения победителей. Её несгибаемая воля, мужество, сила духа являются вдохновляющим примером для молодёжи». Своим старшим товарищем и мудрой наставницей назвал М. Т. Барсученко нынешний начальник станции Дмитров, 28-летний Илья Калинин.

В мае 2019 года приказом генерального директора ОАО «РЖД» Олега Белозёрова платформе 75-й километр савёловского направления МЖД, находящейся в черте Дмитрова, присвоено новое название «Имени Барсученко». В июле при её участии и большом стечении горожан состоялось торжественное переименование остановочного пункта. Но мысленно ветеран всегда там, на станции своей опалённой войной молодости.

«Берегите станцию, красивая она, люблю я её! – говорит нам на прощание Мария Тимофеевна Барсученко. – Каждую весну приезжаю на привокзальную площадь, куплю мороженое, присяду на скамейку, смотрю и любуюсь!»

Игорь Ленский

Фото автора