СТАЛЬНОЕ ПРЕДНАЧЕРТАНИЕ
Железные дороги пронизывали поэзию и прозу Бориса Пастернака
Игорь ЛЕНСКИЙ
В апреле 1912 года 22-летний начинающий, но уже многообещающий поэт международным поездом отправился в своё первое европейское путешествие - изучать философию в немецкий Марбург. Прослушав курс лекций Г. Когена, в августе по совету друзей путешественник решил экспромтом посмотреть южную Европу, выехал через Базель в Милан и Венецию. В Италии же с ним произошёл железнодорожный инцидент: близ Милана случился камнепад, дорогу засыпало, и пришлось перемещаться в другой поезд...
Необычайное пристрастие Пастернака к железной дороге и поездам подмечено как его современниками, так и литературоведами. В 1922 году, когда Борис Леонидович писал сложными ассоциативными ходами, в стихотворении «Поэзия» дал ей такое многих озадачившее определение: «Поэзия, я буду клясться / Тобой и кончу, прохрипев: / Ты не осанка сладкогласца, / Ты – лето с местом в третьем классе, / Ты – пригород, а не припев». События и приключения на станциях и в поездах всю жизнь обогащали фантазию Пастернака, находили причудливое конспирологическое отражение в его произведениях.
Биограф и талантливый интерпретатор Пастернака Дмитрий Быков наблюдательно заметил, что каждой любви у него соответствовал свой видеоряд: Елена Виноград – железная дорога и степь, Зинаида Нейгауз – море и город, Ольга Ивинская – река и лес. Стальную нить как связующую материю в творчестве нобелевского лауреата биограф выделяет особо, анализируя роман «Доктор Живаго», который принёс Пастернаку мировую славу: «Железная дорога окончательно утвердится в качестве романного лейтмотива, пронизав собою всё действие, герой всё едет куда-то помимо воли, в полусне, бесконечно... а в конце бредёт по шпалам... и никуда с этого пути не сойдёшь: предначертание».
Ныне здравствующий старший сын поэта, Евгений Борисович, в своих воспоминаниях отмечал редкое и необычное свойство его натуры. Пастернак любил продлевать вокзальные проводы и встречи – провожать уезжающих до первой станции, гостей встречать на предпоследней. Так, возвращавшегося из Европы маленького Женю с мамой Борис Леонидович выехал встречать аж в Можайск...
В 1936-м возник писательский городок в Переделкино, и Пастернаку тоже там досталась дача. Несмотря на близость к Москве, место это, «неузнаваемая сторона» в получасе паровозного хода от Киевского вокзала, было в ту пору глухое и малонаселённое. Там, где сейчас высятся кварталы Солнцево и Ново-Переделкина, были деревни Федосьино, Лукино, Суково. Пастернак, стремившийся к уединённой творческой работе и черпавший вдохновение в живой природе, по собственному признанию, с радостью «засиживался осенью и любил тут зимовать». Жена Зинаида Николаевна с детьми жила в их московской квартире в Лаврушинском переулке, напротив Третьяковской галереи. Семейная жизнь поэта переживала кризис, и в городе он бывал, «когда необходимо».
Полустанок до войны назывался «16-я верста» (ныне платформа Переделкино в черте Москвы), паровозы ходили не часто и не каждый раз делали остановку. Но чтобы гениальный поэт, размышлявший на вечные темы о русском христианстве, о том, как и во имя чего живётся жизнь, вдруг указал – не в прозе, а в рифме! – точное время отправления, 6.25, факт поразительный. Интуиция подсказывала ему, что опаздывать нельзя: расписание поезда известно, но никто не знал расписаний эпохи. До 22 июня 1941-го оставалось три месяца.
– Стихотворение «На ранних поездах» – путешествие во времени, короткое, но прекрасное, - говорит мне директор и бережный хранитель Дома-музея Б.Л. Пастернака Наталья Анисимовна Пастернак. – Оно носит ярко выраженный документальный, репортажный характер, наполнено узнаваемыми и через 70 лет приметами быта, житейскими подробностями и деталями места. И при этом восходит к эпохальным обобщениям!
Посещая Переделкино, убеждаешься, что это правда. Агрессивный коттеджный новодел не утаит от вашего взора главное. Вётлы, конечно, давно срублены, но лес и поле (пусть и застроенное), станция и переезд, речная долина и «оглушённый» виадук – всё чудесным образом осталось на месте. Кажется, будто поэт прошёл здесь только вчера, и спустя семь десятилетий ты слышишь его скрипучие шаги. И чувствуешь облегчённый вздох продрогшего путника: вот ещё снег и стужа, а занёс в тамбур ногу и через миг – «горячая духота вагона». И тогда не разберёшь, где кончается явь и начинается сон: уж не ты ли сам предрассветным поездом едешь в город?
Вот с пассажирами загадка. Бабы, слобожане, учащиеся, слесаря – за что, собственно, боготворил их поэт?
– За искренность, простоту и умение жить! – уверена переделкинский краевед Ирина Константиновна Самохина. – За самобытность и непосредственность. За чувство собственного достоинства, обретённое людьми из гущи народной, несмотря ни на что, в трудные предвоенные годы. За сопричастность к судьбе Родины, которую совсем скоро им предстояло защищать.
В пастернаковском вагоне лица радостные и безмятежные. Ещё никто не ведал, даже поэт-провидец, что совсем скоро враг подойдёт к Переделкину и будет остановлен в восьми километрах от посёлка.
…Впереди были 19 лет жизни, закатная любовь, «Доктор Живаго», Нобелевская премия, травля из-за романа, показавшегося властям антисоветским...
Свою последнюю поездку по железной дороге Пастернак совершил 1-2 марта 1959 года, возвращаясь от друзей из Грузии: его заставили покинуть Москву на время визита в СССР британского премьер-министра Г.Макмиллана, желавшего навестить и переделкинского затворника.
30 мая 1960 года Борис Леонидович Пастернак ушёл в бессмертие. Последний покой поэт обрёл на высоком холме над Сетунью, откуда слышен шум поездов, видны и Преображенская церковь, и дом, и виадук, и станция.
***
P.S. Посетил я по пути к Дому-музею Б.Л.Пастернака и Переделкинское кладбище. Что тут скажешь? Конечно, администрация Ленинского района Подмосковья могла бы более внимательно отнестись к некрополю выдающихся литераторов России. Починить забор, зияющий жутковатыми проёмами и делающий погост особенно уязвимым для вандалов. Не пощадили варвары и памятник Пастернаку (авторства скульптора С.Лебедевой), вместо которого пришлось установить его точную копию. В настоящее время на могиле нобелевского лауреата, расположенной на крутом склоне высокого холма, для укрепления восстановленного монумента и предотвращения сползания грунта сооружён мощный стилобат, накрывающий захоронения самого Пастернака, его жены Зинаиды Николаевны, его младшего сына Леонида и пасынка Адриана Нейгауза, устроена площадка для многочисленных посетителей и экскурсантов, желающих отдать дань уважения великому поэту.
Борис ПАСТЕРНАК
На ранних поездах
Я под Москвою эту зиму,
Но в стужу, снег и буревал
Всегда, когда необходимо,
По делу в городе бывал.
Я выходил в такое время,
Когда на улице ни зги,
И рассыпал лесною темью
Свои скрипучие шаги.
Навстречу мне на переезде
Вставали вётлы пустыря,
Надмирно высились созвездья
В холодной яме января.
Обыкновенно у задворок
Меня старался перегнать
Почтовый или номер сорок,
А я шёл на шесть двадцать пять.
Вдруг света хитрые морщины
Сбирались щупальцами в круг.
Прожектор нёсся всей махиной
На оглушенный виадук.
В горячей духоте вагона
Я отдавался целиком
Порыву слабости врождённой
И всосанному с молоком.
Сквозь прошлого перипетии
И годы войн и нищеты
Я молча узнавал России
Неповторимые черты.
Превозмогая обожанье,
Я наблюдал, боготворя.
Здесь были бабы, слобожане,
Учащиеся, слесаря.
В них не было следов холопства,
Которые кладёт нужда,
И новости, и неудобства
Они несли как господа.
Рассевшись кучей, как в повозке,
Во всём разнообразьи поз,
Читали дети и подростки
Как заведённые, взасос.
Москва встречала нас во мраке,
Переходившем в серебро,
И, покидая свет двоякий,
Мы выходили из метро.
Потомство тискалось к перилам
И обдавало на ходу
Черёмуховым свежим мылом
И пряниками на меду.
1941