Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

Отходы обратить на пользу

Проблемы взаимодействия ОАО «РЖД» с региональными органами исполнительной власти и операторами в сфере обращения твёрдых коммунальных отходов (ТКО) обсуждены на Центральной комиссии РЖД по природоохранной деятельности и экологической безопасности.  На мероприятии присутствовал и обозреватель нашей газеты. Видеоконференция прошла под председательством заместителя генерального директора – главного инженера ОАО «РЖД» Сергея Кобзева.

Открывая видеоконференцию с участием заинтересованных сторон, Ространснадзора, Роспотребнадзора, «Российского экологического оператора», а также научных и общественных организаций, Сергей Алексеевич Кобзев подчеркнул, что 2019 год был переломным в деятельности, связанной с ТКО. По всей России стартовала новая комплексная система обращения с отходами, кардинально изменились принципы и механизмы сбора, сортировки, переработки и утилизации ТКО. Утверждались региональные схемы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, уточнялись места размещения полигонов ТКО в регионах, определялся статус оператора, устанавливались тарифы.

– В компании ОАО «РЖД» ежегодно образуется 339 видов отходов, из которых паспортизированы первые 4 класса опасности, имеется лицензия на деятельность в сфере обращения с отходами на более чем 5 тыс. адресов, доложил начальник департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологического контроля Пётр Потапов. – Из более 2 млн отходов разного класса опасности, образующихся в год на предприятиях ОАО «РЖД», около 80% вовлекается во вторичный оборот. Из этого объёма 83% передаётся на сформированный рынок переработки отходов, а 17% после переработки используется повторно внутри железнодорожного холдинга.

Сейчас в компании работают 2 завода по термическому уничтожению отходов третьего-пятого классов опасности. Один из них расположен в Восточной Сибири на станции Тагул, другой в европейской части – в Ярославле. На заводах осуществляется когенерация электрической и тепловой энергии на нужды подразделений РЖД. Общая мощность заводов достигает около 14 тыс. тонн отходов в год.

Как сообщила заместитель руководителя управления Роспотребнадзора по железнодорожному транспорту Вера Логинова, в 2019 году за различные административные нарушения санитарно-эпидемиологических требований на предприятия ОАО «РЖД» было наложено 146 штрафов на общую сумму 3 млн рублей. Более половины нарушений допущены с пассажирскими поездами, а из этого объёма 51% составили нарушения в вагонах-ресторанах. С объяснениями по этому поводу и планом намеченных мер, в том числе закупке и выпуске на маршруты новых моделей подвижного состава, выступил заместитель генерального директора Федеральной пассажирской компании Александр Петрунин.

При обслуживании пассажиров в России образуется около 300 тыс. тонн отходов ежегодно, в ближайшие 3 года, по прогнозам, этот объём увеличится ещё на 12%. Для сбора ТКО все вокзальные комплексы, платформы, пассажирский подвижной состав оборудованы специальными контейнерами. Активно входит в повседневность раздельный (селективный) сбор мусора – бумага, стекло, пластик, металл. На сети определены 95 узловых станций, на которых производится выгрузка отходов из подвижного состава в оборудованную тару для последующего вывоза подрядными организациями. С 2020 по 2023 год, сообщил Александр Петрунин, ФПК закупит минимум 447 новых пассажирских вагонов, оборудованных ёмкостями и устройствами для накопления отходов, 64 передвижных контейнера будут обновлены для раздельного сбора отходов в скоростных поездах, планируется приобрести 12 пресс-компакторов.

Вместе с тем, отметил Пётр Потапов, во многих случаях свалки ТКО в полосе землеотвода железной дороги устраивает население близлежащих городов и населённых пунктов, а ответственность за это перекладывается на ОАО «РЖД». Здесь большое поле деятельности для взаимодействия с региональными органами исполнительной власти и муниципальными органами.

Для сокращения образования отходов по программам ресурсосбережения в самой компании ведётся работа по переводу котельных на возобновляемые источники энергии, – примечательно, что одним из таких источников могут быть сами сгораемые отходы. Осуществляется переход на светодиодное освещение с отказом от опасных для окружающей среды ртутьсодержащих ламп, внедряются системы регенерации масел и аккумуляторных растворов, безбумажные технологии, в хозяйственной деятельности используется биоразлагаемая посуда и упаковка.

Значительные сберегающий природоохранный эффект имеет увеличение протяжённости бесстыкового пути на железобетонном подрельсовом основании (сейчас бесстыковой путь составляет 84,5% от общей длины главных путей РЖД). Это позволяет существенно сократить потребление компанией ресурсов лесного фонда. За последние 10 лет выведено из эксплуатации 15 шпалопропиточных заводов с устаревшими технологиями, созданными ещё в начале ХХ столетия.

В последующей дискуссии по видеосвязи представители региональных органов исполнительной власти из разных мест России сетовали на отсутствие достаточного числа лицензированных полигонов для сбора, обработки, хранения и утилизации ТКО. В ряде случаев полигоны имеются, но по разным, часто бюрократическим причинам, не выбраны или не приступили к деятельности региональные операторы ТКО. 90% имеющихся полигонов ТКО уже подлежат рекультивации, но фактически такие работы ведутся лишь на 20% полигонов. Ещё одной серьёзной проблемой является нехватка в регионах мощностей на доставку и размещение ТКО на полигоны. Ситуация по всем направлениям постепенно улучшается, но медленно. Об этом, в частности, говорил заместитель начальника департамента взаимодействия с регионами и региональными операторами ППК «Российский экологический оператор» Алексей Калямин.

В итоге перед главными инженерами железных дорог РЖД была поставлена задача обсудить обстановку в каждом регионе с представителями администраций субъектов Российской Федерации, определить меры для предотвращения рисков компании в сфере обращения ТКО. В ближайшее время предстоит составить и представить на рассмотрение ЦБТ и компании в целом «дорожные карты».

Игорь Ленский