соперник алюминия и титана
Гордость России – Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова всегда в развитии, именно в его стенах происходит масса открытий и научных побед.
По итогам 2016 года 48 представителей МГУ стали членами Российской академии наук, из них 13 сотрудников работают в штате, а 35 - по совместительству. Ещё 9 сотрудников Московского университета были избраны в Российскую академию образования.
Интересно: учёные МГУ в 2016 году открыли 16 новых видов растений! Эти растения открыты за пределами России - в Турции, Казахстане, Лаосе, Вьетнаме, Конго, Монголии, Киргизии, Кабо-Верде и на Мадагаскаре. Подробнее: http://www.msu.ru/science/main_themes/uchenye-mgu-v-2016-godu-otkryli-16-novykh-vidov-rasteniy.html
Одна из последний инноваций учёных Московского университета - создание материала, способного заменить алюминий и титан в авиалайнерах.
Разработанные конструкционные полимерные композиционные материалы (ПКМ) обладают более высокой удельной прочностью по сравнению с металлами, за счёт чего позволяют радикально снижать массу деталей летательных аппаратов, самолётов и космических кораблей, эксплуатирующихся при высоких температурах.
«Сейчас температурный диапазон применения ПКМ составляет не более 150°С для самых распространённых материалов и до 250°С - для термостойких. Мы же разработали ПКМ, пригодные для эксплуатации при температурах до 450°С, обладающие при этом простотой переработки, сравнимой с наиболее распространёнными в применении для этих целей эпоксидными смолами», - рассказали участники проекта Борис Булгаков и Александр Бабкин.
На сегодняшний день стоимость килограмма титана или алюминиевых сплавов значительно меньше, чем ПКМ, - в 8-10 раз. Но, по словам Бориса Булгакова, изготовление и обслуживание крупных деталей сложной формы из ПКМ в разы дешевле. Эффект достигается за счёт существенного снижения трудоёмкости изготовления деталей и высокой степени интегральности конструкций из углепластика. «Например, крыло из ПКМ условно состоит из 10 элементов, а из металла – из 100. То есть монтаж металлического крыла обходится дороже. К тому же, прочность углепластиков выше, чем у алюминия, в 6-8 раз, а удельный вес - ниже в 1,5 раза», - поясняет Борис Булгаков. Снижение массы самолёта приводит к снижению потребления топлива и к увеличению полезной нагрузки, то есть в долгосрочной перспективе затраты на производство деталей из ПКМ компенсируются экономией на топливе и количестве перевезённых пассажиров и грузов. Кроме того, ПКМ дешевле в обслуживании, так как не подвержены коррозии.
Работа над новыми матрицами для ПКМ велась в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы».
Подробнее см. http://www.msu.ru/science/main_themes/tekhnologi-iz-mgu-sozdali-material-sposobnyy-zamenit-alyuminiy-i-titan-v-avialaynerakh.html