Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

СОВМЕСТНЫМИ УСИЛИЯМИ

 

Среди победителей Всероссийского конкурса «Заслуженный директор России» - директор ГОУ СОШ № 1344 (с углубленным изучением биологии и химии) Юго-Восточного округа Москвы Ирина Ивановна Леонова. Публикуем её размышления на актуальную тему – о воспитании толерантности.

 

Духовно-нравственное воспитание детей – будущего нашей России - возможно только при создании единой системы основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности, плодотворного взаимодействия различных субъектов образовательного процесса. При этом одной из первостепенных является проблема толерантного общения.

 За последние годы в стране, наряду с социально-экономическими переменами, изменилась демографическая ситуация, увеличился приток людей, являющихся носителями иной ментальности. Нарастание этнического и культурного многообразия, без сомнения, порождает противоречия, разрешение которых требует терпимого поведения людей по отношению друг к другу в различных сферах жизнедеятельности. Воспитание культуры толерантного общения становится насущной необходимости как условие сосуществования больших и малых социальных групп, обладающих различными возможностями развития.

В нашей школе – обычном государственном образовательном учреждении – учатся дети разных национальностей: русские, украинцы, грузины, татары, армяне, азербайджанцы… В такой обстановке, конечно, очень важно, чтобы учащиеся общались друг с другом на принципах взаимного понимания и уважения. Чтобы это происходило, мало желания педагогов, требуются активные позитивные действия со стороны самих учащихся.

Как показывает практика, формирование навыков толерантности начинается с создания условий для активной совместной деятельности учащихся. Эта работа в ГОУ СОШ № 1344 г. Москвы осуществляется путём участия детей в реализации социально-значимого проекта «Москва – Великий Устюг», в различных фестивалях и военно-патриотических мероприятиях, проводимых на базе школьных музеев.

Образовательным учреждениям юго-востока столицы повезло, что они принимают участие  в необычном, очень привлекающим внимание детей, проекте «Москва – Великий Устюг». Это не случайно: именно в районе Выхино-Жулебино располагается Московская резиденция российского Деда Мороза. Представляете, сколько разнообразных – добрых и весёлых – мероприятий проходит в усадьбе Деда Мороза, и как они сплачивают детей! А в летний период учащиеся восьмых – десятых классов отправляются в Вологодскую область, в один из старейших русских городов – Великий Устюг, на родину Деда Мороза.  Здесь ребята выполняют работы по поддержанию порядка на территории, работают на пасеке, занимаются ландшафтным дизайном, проводят экскурсии для наших и иностранных туристов, отдыхают. Проживая на территории лагеря с символичным названием «Дружба», они принимают самое активное участие во всех творческих делах. Более того – являются застрельщиками интересных мероприятий. Надо отметить, что в лагере отдыхают ребята из детских домов Вологодчины, Санкт-Петербурга и других регионов. Общение с ними – хорошая школа для воспитания толерантности.

Великолепную возможность объединить детей - разных национальностей и разного возраста, воспитывающихся в различных социальных условиях – предоставляют фестивали  и конкурсы, в которых, как известно, побеждает дружба.

1 июня, в День защиты детей, в Москве проходит Общероссийский фестиваль «Мир детей – мир для детей», цель которого – привлечение внимания к проблемам детей из социально незащищённых групп, детей без родителей, нуждающихся в государственной и общественной поддержке. На фестиваль приезжают ребята из интернатов и детских домов из различных регионов Российской Федерации. Московские школьники готовят для них концертную программу, участвуют вместе с гостями в организации и проведении выставок и конкурсов. Всё это стало возможным благодаря инициативе Ассоциации женщин-предпринимателей России и поддержке Департамента образования Москвы, префектур и районных управ столицы. Фестиваль получается очень добрым и запоминается детям на всю жизнь. А это – прочный фундамент для формирования толерантности, уважительного отношения к сверстникам, которые нуждаются в помощи.

Изучение истории и культуры России, родного города, округа, с которыми связаны жизнь, судьба, семейные ценности, происходит не только на уроках истории, литературы и москвоведения, на факультативных занятиях и в кружках, а и в процессе приобщения к музейной работе. Только в Москве более 400 школьных музеев, а в целом по страны их многие тысячи – поистине настоящие сокровища! Дети изучают музейные экспозиции, и на конкретных примерах героев Отечества у них формируется интерес к историческому прошлому страны, патриотизм, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Они, конечно, обращают внимание на то, что в годы Великой Отечественной войны Победу ковали люди разных национальностей. Дружба, взаимовыручка сплачивали людей, помогали им преодолевать невзгоды. Толерантность в общении была  естественной как для воинов, сражавшихся с фашистами на фронте, так и для работников тыла.

В нашей школе два музея – боевой славы 3-го истребительного авиационного корпуса, созданный в уже далёком 1973 году, и музей, посвящённый необыкновенным людям мирного времени – чернобыльцам, которые, оказавшись в чрезвычайной ситуации, проявили мужество и героизм. Оба музея – гордость школы. Ребята регулярно встречаются как с участниками Великой Отечественной войны, так и с ликвидаторами чернобыльской аварии. В музеях масса экспонатов, и о многих из них дети могут рассказать немало интересного. Участие в мероприятиях, проводимых на базе музеев, безусловно, способствует воспитанию толерантности.

***

Конечно, тремя названными направлениями не исчерпывается решение вышеуказанной проблемы, но они – надёжные ориентиры, помогающие педагогам и учащимся в повседневной школьной и внешкольной жизни.