Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 БЛАГОВЕСТ НАД  СЕЛИГЕРОМ

 

Возрождается святыня Тверской земли – островной монастырь Нило-Столобенская пустынь.

 

Среди православных святынь России, некогда стяжавших всемирную славу, впоследствии равнодушно забытых,  а ныне, после десятилетий запустения, возрождающихся, особое место занимает Нило-Столобенская пустынь. Сегодня уже трудно поверить, что монастырь на крохотном, продуваемом всеми ветрами островке в озере Селигер, в начале ХХ века был вторым по числу посещающих его паломников  после Храма Гроба Господня в Иерусалиме и первым среди находящихся под омофором Русской православной церкви. В начале XVI века здесь в одиночестве подвизался один из величайших русских подвижников – преподобный Нил Столобенский.  Грустное и идиллически прекрасное  место у монастырского кладбища, на западном склоне островка, где когда-то находилась пещера преподобного, а ныне унылые развалины Иоанно-Покровского храма,  разрушенного в 1939-м, так и называется – место подвигов Нила. 

Благочестивый, изнурявший себя множеством неслыханных до того испытаний отшельник, прославившийся в веках как Нил Столобенский, родился в 1485 году на Новгородской земле. История не сохранила памяти о том, кто были его родители и как юношу  звали в миру. Но мы знаем, что помыслы молодого пилигрима  были чисты, как вода из Оковецкого источника.  Рано осиротев, с верой Бога и в своё назначение, отрок удалился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, недалеко от Пскова, где прожил до 1515 года. Там принял монашеский постриг и был наречён Нилом, в честь преподобного Нила Синайского,  пещерного отшельника IV века.  Во времена евангельские тот подвизался  в синайской пустыне 40 лет, привлекая  христиан аскетическими сочинениями и подобающим образом жизни. Через тысячу лет Нил Столобенский уже на Руси продолжил аскетическую традицию, усилив и обогатив её поразительным подвигом «столпничества».  Из жития селигерского  отшельника известно, что  он  добровольно принял  обет нележания, не разрешал себе присесть даже для краткого отдыха, а на время сна подвешивал себя на верёвках, привязанных к крюкам, вбитым в стену пещерной кельи.

Когда по псковской земле о Ниле пошла молва, подвижник, тяготясь обременительной славой и ненужными похвалами, стремясь к молитвенному уединению и затворничеству, удалился в Ржевский уезд, где в глухом непролазном лесу на берегу реки Черемхи срубил себе маленькую избушку-келью, стал в ней жить, питаясь подножной пищей – травами и дубовыми желудями.  Однако и здесь известие об отшельнике быстро распространилось по округе, вызвав поток  жаждущих  исцеления и  чудотворства, а то  и праздно любопытствующих.  Одолевали и разбойники, от нашествия их Нил ограждался крестным знамением и молитвой.  Спустя 13 лет во сне преподобный услышал глас Божий – идти на остров Столобный. Так осенью 1528 года угодник оказался на Селигере, на маленьком каменистом клочке земли,  с которого всесезонно бушующими ветрами сдувало всё живое. Чтобы укрепиться на пустынной твердыне, преподобный выкопал в горе пещеру и в ней перезимовал. Теперь уже трудно представить, как это ему удалось в холодном северном крае, не имея тёплых одежд и согревающей печки.  Однако Нил выжил и с помощью Божией по весне построил себе келью, а возле неё – часовенку.  Эти первые сооружения и стали прообразом будущего монастыря. Превозмогая холод, ветра,  тяготы  и бесовские наваждения, Нил прожил на острове 27 лет, вплоть до своей блаженной кончины 7 (20) декабря 1555 года. Перед самой смертью подвижника причастил его духовный отец, игумен ближайшего к пустыни Николо-Рожковского монастыря отец Сергий.  Его умирающий Нил пророчески известил, что на острове со временем будет построен храм и «сие место станет жилищем иноков».

После кончины преподобного остров Столобный на многие десятилетия стал местом паломничества, некоторые из скитальцев, ища свой путь к спасению,  проживали возле мощей годами.  Среди них особое усердие и настойчивость в исполнении пророчества Нила проявил уроженец этих мест иеромонах Герман (Тулупов).  Он и стал основателем обители. Благодаря его трудам в 1594 году монастырь достроился и открылся, грамотой Патриарха Иова был назван Нилова пустынь во имя Нила Столобенского. Первым делом настоятель пустыни Герман завершил составление жития преподобного Нила, с этого времени установилось местночтимое празднование его памяти. Преемник Германа игумен Нектарий (Теляшин) продолжил дело основателя, построил новые храмы и здания монастыря,  обновил прежние постройки. В заповеди владыки Нектария о трезвости и общежитии,  которая и ныне почитается в монастыре, особо отмечаются добродетели преподобного Нила.  Поучительны они для духовного возрастания и в нашем полном искушений  XXI веке: «На сём святом месте, на острове озера Селигер, – воспоминает настоятель, – по божественному гласу жил преподобный отец наш Нил-чудотворец двадцать семь лет, пребывал в посте, и в молитве, и в трудах, а хмельного пития не пивал, и отошёл в вечный покой».  Далее отец Нектарий назидательно продолжает, что и первый начальник обители Герман, «пожив на сём месте многие лета, а хмельного никакого пития сам не пивал и при нём, кои братия были, не пивали же, и в монастыре никакого пития не бывало…». То есть о пагубности характерного русского пристрастия было авторитетно заявлено в Ниловой пустыни ещё 400 лет назад!

При закладке храма над гробницей Нила 27 мая 1667 года, спустя 112 лет после окончания его земной жизни, открылись мощи преподобного и его схима.  С тех пор день обретения мощей,  9 июня по новому стилю, когда  лето на Селигере вступает в свои права и в обитель прибывает особенно много паломников со всех краёв России, стал особо почитаемым праздником в пустыни. И  всегда отмечается торжественным крестным ходом. После строительства главного, самого величественного храма монастыря – Богоявленского собора  мощи преподобного Нила торжественно перенесены сюда и до 1919 года покоились в серебряной раке перед алтарём. 

Расцвет Нилова монастыря пришёлся на начало XX века, когда число насельников достигало 1000 человек. После 1917 года обитель постигла скорбная  участь,  и хотя  небесный заступник спас  пустынь  от полного разорения,  в 1928 году здесь была отслужена последняя литургия.  В эпоху церковных гонений на Столобном острове размещались и трудовая коммуна, и колония для малолетних преступников, и лагерь для польских военнопленных. Во время Великой Отечественной войны здесь обосновался госпиталь, потом в древние стены опять вселили колонию,  затем дом престарелых, в течение ещё 20 лет здесь находилась  турбаза «Рассвет» для любителей рыбной ловли.

С 1991 года при первом наместнике архимандрите Вассиане (Шусте) началось возрождение чудом сохранившейся, но полуразрушенной Ниловой пустыни как православного мужского монастыря.  9 июля 1995 года мощи Нила Столобенского, пребывавшие в Вознесенском соборе Осташкова, были  возвращены в отреставрированный  Богоявленский  храм.  Этот день стал третьим главным праздником обители.  Впереди ещё было много трудов.  «Мы должны восстановить селигерское чудо, чтобы стать лучше, чтобы поверить в себя, – писал  Анатолий Приставкин. – И тогда вернётся на нашу истерзанную землю Божья благодать, и наши дети увидят снова, как, пестря всеми цветами радуги, встретит их Столобенский остров,  и колокольный благовест разнесётся над вечными водами Селигера». 

Минуло 20 лет как монашеское делание возобновилось на много чего видевшем и пережившем Столобном острове.  Большие реставрационные работы в храмах, братских корпусах,  трапезной, больнице и хозяйственных постройках монастыря осуществляются с помощью благотворителей и  благодаря неутомимым усилиям настоятеля, архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника), его наместника архимандрита Аркадия (Губанова), братии монастыря, насчитывающей около 50 насельников, из них около 20 – в священном сане.  Возвращается былое величие Богоявленскому собору, на очереди стоящий на  мысу лёгкий и изящный Крестовоздвиженский храм, который император Александр I называл самым «богодухновенным храмом Руси».  Да и весь монастырский комплекс на острове напоминает уголок классической петербургской архитектуры.

А как же Иоанно-Покровский храм на месте подвигов Нила? Здесь была пещера праведника, с этого сакрального  места начиналась история обители, но сегодня тут – развалины и археологический раскоп. Когда же дойдёт очередь до самой драгоценной святыни Ниловой пустыни?

– Если хочешь насмешить Бога, расскажи журналисту о своих планах, –  с лёгкой иронией отвечает на мой вопрос всегда поспешающий,  будто летящий над  землёй  с развевающимися шёлковыми покровами клобука благочинный  монастыря  о.Авраамий (Абрамкин). – Конечно, мы постоянно молимся о воссоздании Покровского храма. Всех частных благотворителей, кого знаем,  уже привлекли к восстановительным работам. И большие вклады, и самые малые пожертвования нам дороги: «что ни даждь, Господи, мне на дне, я за всё Тебе благодарен». Но храм на месте подвигов Нила – это особая святыня, которую предстоит не реставрировать, а заново строить с нуля.  Вот в чём задача.  Подобные вложения с Божьей помощью будут посильны только крупному корпоративному благотворителю.  Найдётся ли такой в России – покажет время.

Помимо неустанной молитвы и регулярных богослужений  братия занята и на промыслах. Монастырь имеет свою пасеку, рыбокоптильню, хлебопекарню, квасоварню, молочный цех,  два яблоневых сада, огород, подсобное хозяйство.  Монастырские продукты  (прежде всего – мёд, рыба) заботами казначея о.Дорофея  с  успехом продаются на ярмарках в Москве.  Трудники ремонтных мастерских,  рассказал мне послушник Владимир из Новокузнецка,  приводят в порядок обветшавшие системы подачи электроэнергии, тепла; особая забота – водоснабжение и канализация.  Природа Верхневолжья требует бережного отношения, а потому все системы жизнеобеспечения островной  твердыни  должны соответствовать экологическим требованиям заповедного края. Вместе с братией на некоторых хозяйственных послушаниях трудятся и сёстры.  Продолжая традицию монастырской больницы, медицинским кабинетом заведует монахиня Олимпиада, монастырской гостиницей – монахиня София, канцелярией – монахиня Наталья.  Всюду требуются умелые трудолюбивые руки.

Как о большом, знаменательном в новейшей истории Ниловой пустыни событии  здесь вспоминают открытие монастырского музея. В его залах представлены уникальные экспонаты: чудотворная резная скульптура преподобного Нила, древние иконы, летописи и документы в подлинниках, предметы монастырской утвари, найденные при раскопках.  Этот музей строился при содействии Фонда апостола Андрея Первозванного. На праздник обретения мощей в июне 2011 года на острове приземлился вертолёт, с  трапа которого сошли тверской владыка Виктор и председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.  Как рассказал мне помощник наместника  иеродиакон Пётр,  музей освятили, и он принял первых посетителей.

…Тиха и нетороплива жизнь в окрестностях озера. Дует холодный пронизывающий ветер, и кажется, что туман, появившийся с рассветом  хмурого ноябрьского утра,  веками провисел над Селигером.  Но в половине шестого раздаётся перезвон монастырских колоколов,  отпираются двери Богоявленского собора, зажигаются лампады перед образами, и суровые монахи Ниловой пустыни начинают творить нескончаемое молитвенное служение. Об ушедших пращурах и о нас, живых.

Игорь ЛЕНСКИЙ

остров Столобный, Тверская область 

Фото автора