БЛАГОВЕСТ НАД СЕЛИГЕРОМ
Возрождается святыня Тверской земли – островной монастырь Нило-Столобенская пустынь.
Среди православных святынь России, некогда стяжавших всемирную славу, впоследствии равнодушно забытых, а ныне, после десятилетий запустения, возрождающихся, особое место занимает Нило-Столобенская пустынь. Сегодня уже трудно поверить, что монастырь на крохотном, продуваемом всеми ветрами островке в озере Селигер, в начале ХХ века был вторым по числу посещающих его паломников после Храма Гроба Господня в Иерусалиме и первым среди находящихся под омофором Русской православной церкви. В начале XVI века здесь в одиночестве подвизался один из величайших русских подвижников – преподобный Нил Столобенский. Грустное и идиллически прекрасное место у монастырского кладбища, на западном склоне островка, где когда-то находилась пещера преподобного, а ныне унылые развалины Иоанно-Покровского храма, разрушенного в 1939-м, так и называется – место подвигов Нила.
Благочестивый, изнурявший себя множеством неслыханных до того испытаний отшельник, прославившийся в веках как Нил Столобенский, родился в 1485 году на Новгородской земле. История не сохранила памяти о том, кто были его родители и как юношу звали в миру. Но мы знаем, что помыслы молодого пилигрима были чисты, как вода из Оковецкого источника. Рано осиротев, с верой Бога и в своё назначение, отрок удалился в Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь, недалеко от Пскова, где прожил до 1515 года. Там принял монашеский постриг и был наречён Нилом, в честь преподобного Нила Синайского, пещерного отшельника IV века. Во времена евангельские тот подвизался в синайской пустыне 40 лет, привлекая христиан аскетическими сочинениями и подобающим образом жизни. Через тысячу лет Нил Столобенский уже на Руси продолжил аскетическую традицию, усилив и обогатив её поразительным подвигом «столпничества». Из жития селигерского отшельника известно, что он добровольно принял обет нележания, не разрешал себе присесть даже для краткого отдыха, а на время сна подвешивал себя на верёвках, привязанных к крюкам, вбитым в стену пещерной кельи.
Когда по псковской земле о Ниле пошла молва, подвижник, тяготясь обременительной славой и ненужными похвалами, стремясь к молитвенному уединению и затворничеству, удалился в Ржевский уезд, где в глухом непролазном лесу на берегу реки Черемхи срубил себе маленькую избушку-келью, стал в ней жить, питаясь подножной пищей – травами и дубовыми желудями. Однако и здесь известие об отшельнике быстро распространилось по округе, вызвав поток жаждущих исцеления и чудотворства, а то и праздно любопытствующих. Одолевали и разбойники, от нашествия их Нил ограждался крестным знамением и молитвой. Спустя 13 лет во сне преподобный услышал глас Божий – идти на остров Столобный. Так осенью 1528 года угодник оказался на Селигере, на маленьком каменистом клочке земли, с которого всесезонно бушующими ветрами сдувало всё живое. Чтобы укрепиться на пустынной твердыне, преподобный выкопал в горе пещеру и в ней перезимовал. Теперь уже трудно представить, как это ему удалось в холодном северном крае, не имея тёплых одежд и согревающей печки. Однако Нил выжил и с помощью Божией по весне построил себе келью, а возле неё – часовенку. Эти первые сооружения и стали прообразом будущего монастыря. Превозмогая холод, ветра, тяготы и бесовские наваждения, Нил прожил на острове 27 лет, вплоть до своей блаженной кончины 7 (20) декабря 1555 года. Перед самой смертью подвижника причастил его духовный отец, игумен ближайшего к пустыни Николо-Рожковского монастыря отец Сергий. Его умирающий Нил пророчески известил, что на острове со временем будет построен храм и «сие место станет жилищем иноков».
После кончины преподобного остров Столобный на многие десятилетия стал местом паломничества, некоторые из скитальцев, ища свой путь к спасению, проживали возле мощей годами. Среди них особое усердие и настойчивость в исполнении пророчества Нила проявил уроженец этих мест иеромонах Герман (Тулупов). Он и стал основателем обители. Благодаря его трудам в 1594 году монастырь достроился и открылся, грамотой Патриарха Иова был назван Нилова пустынь во имя Нила Столобенского. Первым делом настоятель пустыни Герман завершил составление жития преподобного Нила, с этого времени установилось местночтимое празднование его памяти. Преемник Германа игумен Нектарий (Теляшин) продолжил дело основателя, построил новые храмы и здания монастыря, обновил прежние постройки. В заповеди владыки Нектария о трезвости и общежитии, которая и ныне почитается в монастыре, особо отмечаются добродетели преподобного Нила. Поучительны они для духовного возрастания и в нашем полном искушений XXI веке: «На сём святом месте, на острове озера Селигер, – воспоминает настоятель, – по божественному гласу жил преподобный отец наш Нил-чудотворец двадцать семь лет, пребывал в посте, и в молитве, и в трудах, а хмельного пития не пивал, и отошёл в вечный покой». Далее отец Нектарий назидательно продолжает, что и первый начальник обители Герман, «пожив на сём месте многие лета, а хмельного никакого пития сам не пивал и при нём, кои братия были, не пивали же, и в монастыре никакого пития не бывало…». То есть о пагубности характерного русского пристрастия было авторитетно заявлено в Ниловой пустыни ещё 400 лет назад!
При закладке храма над гробницей Нила 27 мая 1667 года, спустя 112 лет после окончания его земной жизни, открылись мощи преподобного и его схима. С тех пор день обретения мощей, 9 июня по новому стилю, когда лето на Селигере вступает в свои права и в обитель прибывает особенно много паломников со всех краёв России, стал особо почитаемым праздником в пустыни. И всегда отмечается торжественным крестным ходом. После строительства главного, самого величественного храма монастыря – Богоявленского собора мощи преподобного Нила торжественно перенесены сюда и до 1919 года покоились в серебряной раке перед алтарём.
Расцвет Нилова монастыря пришёлся на начало XX века, когда число насельников достигало 1000 человек. После 1917 года обитель постигла скорбная участь, и хотя небесный заступник спас пустынь от полного разорения, в 1928 году здесь была отслужена последняя литургия. В эпоху церковных гонений на Столобном острове размещались и трудовая коммуна, и колония для малолетних преступников, и лагерь для польских военнопленных. Во время Великой Отечественной войны здесь обосновался госпиталь, потом в древние стены опять вселили колонию, затем дом престарелых, в течение ещё 20 лет здесь находилась турбаза «Рассвет» для любителей рыбной ловли.
С 1991 года при первом наместнике архимандрите Вассиане (Шусте) началось возрождение чудом сохранившейся, но полуразрушенной Ниловой пустыни как православного мужского монастыря. 9 июля 1995 года мощи Нила Столобенского, пребывавшие в Вознесенском соборе Осташкова, были возвращены в отреставрированный Богоявленский храм. Этот день стал третьим главным праздником обители. Впереди ещё было много трудов. «Мы должны восстановить селигерское чудо, чтобы стать лучше, чтобы поверить в себя, – писал Анатолий Приставкин. – И тогда вернётся на нашу истерзанную землю Божья благодать, и наши дети увидят снова, как, пестря всеми цветами радуги, встретит их Столобенский остров, и колокольный благовест разнесётся над вечными водами Селигера».
Минуло 20 лет как монашеское делание возобновилось на много чего видевшем и пережившем Столобном острове. Большие реставрационные работы в храмах, братских корпусах, трапезной, больнице и хозяйственных постройках монастыря осуществляются с помощью благотворителей и благодаря неутомимым усилиям настоятеля, архиепископа Тверского и Кашинского Виктора (Олейника), его наместника архимандрита Аркадия (Губанова), братии монастыря, насчитывающей около 50 насельников, из них около 20 – в священном сане. Возвращается былое величие Богоявленскому собору, на очереди стоящий на мысу лёгкий и изящный Крестовоздвиженский храм, который император Александр I называл самым «богодухновенным храмом Руси». Да и весь монастырский комплекс на острове напоминает уголок классической петербургской архитектуры.
А как же Иоанно-Покровский храм на месте подвигов Нила? Здесь была пещера праведника, с этого сакрального места начиналась история обители, но сегодня тут – развалины и археологический раскоп. Когда же дойдёт очередь до самой драгоценной святыни Ниловой пустыни?
– Если хочешь насмешить Бога, расскажи журналисту о своих планах, – с лёгкой иронией отвечает на мой вопрос всегда поспешающий, будто летящий над землёй с развевающимися шёлковыми покровами клобука благочинный монастыря о.Авраамий (Абрамкин). – Конечно, мы постоянно молимся о воссоздании Покровского храма. Всех частных благотворителей, кого знаем, уже привлекли к восстановительным работам. И большие вклады, и самые малые пожертвования нам дороги: «что ни даждь, Господи, мне на дне, я за всё Тебе благодарен». Но храм на месте подвигов Нила – это особая святыня, которую предстоит не реставрировать, а заново строить с нуля. Вот в чём задача. Подобные вложения с Божьей помощью будут посильны только крупному корпоративному благотворителю. Найдётся ли такой в России – покажет время.
Помимо неустанной молитвы и регулярных богослужений братия занята и на промыслах. Монастырь имеет свою пасеку, рыбокоптильню, хлебопекарню, квасоварню, молочный цех, два яблоневых сада, огород, подсобное хозяйство. Монастырские продукты (прежде всего – мёд, рыба) заботами казначея о.Дорофея с успехом продаются на ярмарках в Москве. Трудники ремонтных мастерских, рассказал мне послушник Владимир из Новокузнецка, приводят в порядок обветшавшие системы подачи электроэнергии, тепла; особая забота – водоснабжение и канализация. Природа Верхневолжья требует бережного отношения, а потому все системы жизнеобеспечения островной твердыни должны соответствовать экологическим требованиям заповедного края. Вместе с братией на некоторых хозяйственных послушаниях трудятся и сёстры. Продолжая традицию монастырской больницы, медицинским кабинетом заведует монахиня Олимпиада, монастырской гостиницей – монахиня София, канцелярией – монахиня Наталья. Всюду требуются умелые трудолюбивые руки.
Как о большом, знаменательном в новейшей истории Ниловой пустыни событии здесь вспоминают открытие монастырского музея. В его залах представлены уникальные экспонаты: чудотворная резная скульптура преподобного Нила, древние иконы, летописи и документы в подлинниках, предметы монастырской утвари, найденные при раскопках. Этот музей строился при содействии Фонда апостола Андрея Первозванного. На праздник обретения мощей в июне 2011 года на острове приземлился вертолёт, с трапа которого сошли тверской владыка Виктор и председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин. Как рассказал мне помощник наместника иеродиакон Пётр, музей освятили, и он принял первых посетителей.
…Тиха и нетороплива жизнь в окрестностях озера. Дует холодный пронизывающий ветер, и кажется, что туман, появившийся с рассветом хмурого ноябрьского утра, веками провисел над Селигером. Но в половине шестого раздаётся перезвон монастырских колоколов, отпираются двери Богоявленского собора, зажигаются лампады перед образами, и суровые монахи Ниловой пустыни начинают творить нескончаемое молитвенное служение. Об ушедших пращурах и о нас, живых.
Игорь ЛЕНСКИЙ
остров Столобный, Тверская область
Фото автора