Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 Победитель всероссийского конкурса «Женщина – директор года» Елена Котомина:

АДРЕСНЫЙ ПОДХОД – ЗАСЛОН  ИЖДИВЕНЧЕСТВУ

 

Работа в социальной сфере не терпит равнодушия. Поэтому здесь нужны сотрудники особые – внимательные к людям и настоящие профессионалы дела, то есть знающие, кому и как надо помогать. Сейчас это особенно актуально: взят твёрдый курс на адресный подход, ставящий заслон иждивенчеству. О проблемах деятельности в социальной сфере размышляет победитель всероссийского конкурса «Женщина – директор года»  Елена Геннадьевна Котомина. Её жизненный девиз: «Нет ничего невозможного!»

 

Становление системы социальной защиты пришлось на девяностые годы, сложное для населения нашей страны время, когда крайне была необходима помощь бедным и обездоленным.

С тех пор жизнь изменилась в лучшую сторону, но по-прежнему немало тех, кто нуждается в социальной помощи. И очень важно выявлять их и вовремя оказывать поддержку - именно им, а не ловкачам, для которых иждивенчество стало чуть ли не нормой.

Вообще под термином «иждивение» понимается обеспечение неработоспособного - больного, престарелого, несовершеннолетнего - средствами, необходимыми для существования. При этом могут быть объективные причины для нахождения на иждивении. Что касается термина «иждивенчество», то он имеет неодобрительную окраску и означает «стремление во всём рассчитывать на помощь других, а не на свои силы», чем подчёркивается умышленный характер такого поведения.

В Российской Федерации, в том числе и в Москве как в регионе, приняты законодательные акты, направленные на помощь и поддержку малообеспеченных граждан. В различные годы принимались программы, предусматривающие выплаты, а также конкретные меры оказания социальной поддержки различным группам населения. Это были «Год ребёнка», «Год семьи» и т. д. Через некоторое время мы начали понимать, что ежемесячными пособиями пользуются не только малообеспеченные семьи. Изменили законодательство: для назначения пособия необходимо представить сведения о доходах, об изменении доходов должен сообщить сам заявитель. На деле это не работало. Теперь подтверждение доходов необходимо делать ежегодно. В некоторых регионах к этому пути предоставления льготы пришли раньше.

В 2005 году произошла монетизация льгот - замена натуральных льгот денежными компенсациями. Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определённая прослойка населения пострадала от монетизации.

В настоящее время в Москве работа системы социальной защиты населения направлена на адресность оказания помощи. Но люди, которые привыкли к распределению льгот, получению помощи, исходя из того, что «сосед получил, и мне положено», не хотят это понимать.

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», все сотрудники учреждений и организаций социальной сферы проводили широкую разъяснительную работу, объясняя, что действие этого закона направлено на адресную помощь, на помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, из которой они не могут выйти самостоятельно.

Но с какой проблемой мы по-прежнему сталкиваемся? Всё с той же проблемой иждивенчества: если раньше пенсионер без подтверждения доходов получал продуктовый набор, то теперь это электронный сертификат на покупку продуктов, и он не хочет понять, что если сейчас его доход превышает установленную планку, то льготой этой он не сможет воспользоваться. В результате увеличилось число гневных обращений граждан в вышестоящие организации. Убеждена: нельзя допускать предоставления льгот «в порядке исключения», это ведёт к продолжению социального иждивенчества.

Большое благо - дальнейшее развитие информатизации в социальной сфере, обеспечение допуска сотрудников социальных служб к информации обо всех видах помощи, оказанной гражданам (не нарушая Закон «О персональных данных», в рамках межведомственного взаимодействия). Это эффективное средство для обеспечения адресности как одного из приоритетных направлений нашей работы. Именно при таком подходе помощь получит тот, кому она необходима. И это – спасение судеб многих людей, действительно нуждающихся в социальной поддержке.

Елена КОТОМИНА,

заместитель директора ГБУ ТЦСО «Жулебино» (г. Москва)