Мастерство показали педагоги
Ежегодно по профильным хозяйствам проводится смотр-конкурс. В нём принимают участие работники учебных центров, осуществляющие учебный процесс, со всех 16 железных дорог России.
Трое преподавателей Московского учебного центра профессиональных квалификаций стали победителями девятого традиционного сетевого смотра-конкурса.
Финал традиционного сетевого смотра-конкурса профессионального педагогического мастерства преподавателей учебных центров ОАО «РЖД» состоялся на площадке Центра научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ) на Рижском вокзале.
Смотр-конкурс проводится ежегодно по профильным хозяйствам. В нём принимают участие работники учебных центров, осуществляющие учебный процесс, со всех 16 железных дорог России. В 2018 году смотр-конкурс проводился в девятый раз по следующим направлениям: локомотивное (по специализациям: электровозы и тепловозы), пассажирское и пригородное, электрификации, электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи. Организатором самого конкурса является Корпоративный центр развития профессионального обучения персонала ОАО «РЖД».
Успешно в этот раз выступили в смотре-конкурсе представители Московской магистрали. Как сообщил обозревателю «Московского железнодорожника» начальник Московского учебного центра профессиональных квалификаций Олег Щукин, в номинации «Лучшие педагогические технологии» победителями стали Александр Ларьков и Дмитрий Сосновский. Они представили конкурсную работу «Стандартные операционные процедуры» для обучения профессиям машиниста и помощника машиниста электропоезда. Презентация посвящена наиболее сложным и ответственным вопросам практической деятельности локомотивных бригад: порядку действия в нестандартных и аварийных ситуациях, способам устранения возникших неисправностей и тому, как благополучно выйти из ситуации, соблюдая все требования безопасности движения. Педагоги Ларьков и Сосновский в дуэте становятся победителями сетевого конкурса второй год подряд.
В этой же номинации почётное второе место занял преподаватель Игорь Жуковский из Калужского подразделения Московского учебного центра.
В номинации «Педагогические практики в профессиональном обучении рабочих для локомотивного хозяйства (электровозы)» лучшим стал Геннадий Анохин с конкурсной работой «Применение современных технологий визуализации при обучении машинистов». Второе место занял Сергей Шиян из Тульского подразделения (специализация – тепловозы). Все они продемонстрировали новаторские приёмы обучения той или иной профессии.
Презентацию своего проекта преподаватели-конкурсанты проводили перед взыскательным жюри. Конкурсную комиссию возглавляли заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Шаханов и начальник департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Сергей Саратов. В своих выступлениях они отметили сильные профессионально-педагогические и лично-деловые качества конкурсантов, высокий, растущий год от года уровень владения профессиональными и техническими знаниями, информационными технологиями и педагогическими методиками. Впервые в конкурсе приняли участие в качестве экспертов и членов конкурсной комиссии представители союза «Молодые профессионалы». Этот союз является официальным оператором международного некоммерческого движения WorldSkills International, Министерства образования и науки РФ, Минтранса РФ, Российского союза предпринимателей и промышленников (РСПП), Национального агентства развития квалификаций.
На одном из трёх этапов конкурса каждый участник провёл открытое учебное занятие с применением своей методической разработки. В рамках финала, проходившего в течение трёх дней в пансионате «Берёзовая роща» и ЦНТИБ, состоялись выступления руководителей учебных центров и специалистов, тематические «круглые столы», обобщившие новейшие формы и методы организации учебного процесса.
– Создание конкурсных работ и участие в конкурсе стимулирует преподавателей развивать своё профессиональное мастерство, – рассказывает нашей газете заместитель начальника Московского центра по учебно-методической работе Жанна Душина. – В процессе подготовки к конкурсу, на ранних этапах которого участвуют сотни преподавателей, идёт поиск новых способов овладения знаниями, новых результативных методик, новых форм проведения учебных занятий. Приоритетным для нас является качество обучения. На конкурс выносятся работы, которые уже внедрены в учебный процесс и имеют перспективу для тиражирования на сети.
– А какими свойствами должен обладать успешный преподаватель на железной дороге? Каков социальный портрет педагога-лидера, востребованного у слушателей и побеждающего на конкурсах?
– Преподавателю надо не бояться инноваций, быть компетентным в профессии, держать неослабевающий интерес аудитории, уметь удивлять слушателей. Для этого надо постоянно заниматься самообразованием. Очень важно желание педагога научить, передать свои уникальные знания. Все наши преподаватели пришли с производства, всё, чему они учат, они умеют делать своими руками и сами владеют навыками в совершенстве.
Опыт показывает, что наиболее эффективны – комбинированные уроки в группах до 25 слушателей. Эти полуторачасовые уроки включают в себя лекции, самостоятельную работу, практическое обучение, тренинги, деловые игры.
В Подбельском подразделении Московского учебного центра, с повседневной работой которого на днях познакомился обозреватель «МоЖ», ведётся подготовка работников хозяйства инфраструктуры и энергетики. Работники хозяйства движения обучаются в Перовском подразделении, машинисты локомотивов и их помощники – в Пресненском и Московском подразделениях. Всего в МУЦПК восемь подразделений. Для локомотивщиков впервые получающих квалификацию, основная подготовка с использованием самых современных тренажёров длится более чем полгода. Центр оснащен разнообразными учебными макетами, схемами, стендами и тренажёрами. В том числе современными ультразвуковыми дефектоскопами, тренажёром для обучения и тестирования энергодиспетчеров, тренажёрным комплексом путевой машины «DUOMATIC 09-32», учебными пультами микропроцессорной централизации стрелок и сигналов и другими приборами и инструментами, необходимыми для содержания и эксплуатации устройств инфраструктуры железных дорог.
В Московском учебном центре есть также краткосрочные курсы повышения квалификации по определённой тематике и переподготовки по новой профессии. Актуальным направлением на Московской магистрали, о котором не раз говорил начальник МЖД Владимир Молдавер, сейчас является получение второй и третьей смежной рабочей профессии. Монтёру пути, например, целесообразно получить также профессию сигналиста, составителю поездов – профессию приёмосдатчика, а осмотрщик вагонов должен уметь делать это и в техническом, и в коммерческом отношении. Московский учебный центр активно включился в важную для всей компании ОАО «РЖД» работу по овладению смежными рабочими профессиями.
Работникам, связанным с движением поездов, согласно требованиям ОАО «РЖД», рассказывает ведущий методист МУЦПК Светлана Мурашова, необходимо проходить повышение квалификации раз в три года, работникам, не связанным с движением поездов – раз в пять лет. Среди обучающихся Центра, наряду с рабочими и служащими, машинисты-инструкторы, начальники станций, главные инженеры локомотивных депо. Для всех категорий обучающихся здесь разработаны специальные курсы, новейшие методики. Московский учебный центр профессиональных квалификаций находится в постоянном движении вперёд.
Игорь Ленский