Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 «КОМАНДОВАНИЕ ВОСХИЩЕНО ВАШИМИ ДЕЙСТВИЯМИ»

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

Благодарность М.Г. Профателюку от главы французской военной миссии в СССР генерала Эрнеста Пети. 1945 г.
Благодарность М.Г. Профателюку от главы французской военной миссии в СССР генерала Эрнеста Пети. 1945 г.

«Нормандцы», часто вылетавшие на выполнение боевых заданий, заметили, что у немцев появилось много истребителей, разукрашенных карточными тузами, изображениями хищных птиц и животных. Полковые знатоки объяснили это явление довольно просто. Главные фашистские воротилы перебросили в Восточную Пруссию хорошо подготовленных пилотов эскадры «Удет» и других соединений. А Альбер, Риссо и де ля Пуап посмеивались, мол, сбиваем теперь полком до десятка в день хвалённых и перехвалённых. Однако, это было не зазнайство, а заслуженные результаты, достигнутые потом и пролитой кровью.

В середине октября прибыло последнее полковое пополнение, семь пилотов - серьёзные авиаторы, неплохо обученные. Но их, прежде чем послать на. боевое задание, долго готовили на тренировочном самолёте Як-7, а затем на боевых машинах. Вот они, без устрашающих рож на фюзеляжах своих машин, постепенно приобретали боевые навыки.

День выдался с очень холодным ветром и высокой облачностью. Была поставлена задача: прикрытие наступающих советских войск на поле боя.в районе Гумбиннен-Даркемен- Гольдап.

Первыми вырулили на старт и взлетели Леон Кюффо и Морис Амарже, за ними - Андре Муане и Гаель Табурэ и последними - Ролан де ля Пуап и Роберт Ирибарн.

«Представитель «нормандцев» на станции наведения Поль Пистрак предупредил Кюффо о подходе к ним большой группы истребителей противника. Первым увидел вражеские самолеты самый молодой пилот Табуре. Послышался его встревоженный голос:

- Мой командир, их множество! Десятка два «фоккеров» с бомбами, четыре без бомб и в придачу четыре голеньких «мессера»...

Они, конечно, не предвидели такого количества фашистских самолётов. Кюффо быстро оценил обстановку и довел решение до ведомых:

- Я с Морисом атакую бомбардиров, Андре, твоей паре - «фоккера» без бомб, Ролан, твоей паре - «мессера». В атаку!

Они настигли гитлеровцев"на нейтральной полосе. Кюффо знал, на какую силу шёл. Главное - не дать немцам бомбить войска. Используя преимущество в высоте, «нормандцы» мигом юркнули в пикирование. Гитлеровцы не успели перестроить свой боевой порядок. Первая атака получилась внезапной. Поймав в прицел ведущего группы бомбардиров и быстро с ним сближаясь, Кюффо утопил гашетки огня. Искрящаяся трасса нагнала гитлеровскую машину и резанула её по мотору и кабине, Кюффо отвернул Як от загоревшегося «фокке-вульфа» и, снизившись на несколько сот метров, рванул самолёт вверх и снизу вновь открыл огонь. Ещё вспыхнул один «фокке-фульф», а Кюффо уже крутой горкой вырвался ввысь и, бросив Як в пикирование, поджёг третьего «фокке-вульфа». Не отставая от ведущего, столько же атак произвёл и Амарже. Шесть ударов и столько же горящих немецких машин. Одни из них падали и взрывались на своих же бомбах, другие уходили вниз и в сторону от поля боя. А Кюффо и Амарже челноками сновали вверх, вниз и поражали «фокке-вульфов».

Одновременно с Кюффо, Муане и де ля Пуап со своими ведомыми тоже внезапно ударили по истребителям прикрытия. Атаки ыли настолько стремительными и точными, что в течение какого-то десятка секунд были сбиты два «фокке-вульфа» и подбиты два «мессершмитта». После первой атаки они рванули машины вверх и осмотрелись. Вслед им ринулись пара «фокке-вульфов» и пара «мессершмиттов». Обозлённые неудачами, их пилоты намеревались атаковать Яков. Но, наученные горьким опытом, «нормандцы» бросились в контратаку. Де ля Пуап и Ирибарн подстерегли «мессершмиттов», а Муане и Табуре - «фокке-вульфов» на выходе в верхней точке, когда машины замедляют скорость подъема, и прицелившись, обстреляли. Ведущий «мессершмитт», объятый пламенем, пошёл к земле и взорвался. Ведомый  кинул машину вниз и ретировался. А «фокке-вульфы», оказавшись подбитыми, устремились вниз и отправились под защиту своей зенитной артиллерии.

После выполнения своей главной задачи Муане и де ля Пуап со своими ведомыми бросились на помощь Кюффо. За короткое время боя обстановка в низнем ярусе изменилась. Уже все пилоты «фокке-вульфов» сбросили бомбы на нейтральной полосе и, восстановив маневренность своих машин, набросились на разобщённых Кюффо и Амарже. Того и другого клевали со всех сторон по несколько пар «фокке-вульфов». Скоростной рывок, и Муане с Табуре атаковали вражеских истребителей, окруживших Кюффо, а де ля Пуап и Ирибарн -  зажавших Амарже. Короткий бой, и гитлеровцы, отвалив в сторону, сразу же набросились на Муане и де ля Пуапа. Но атаковать было трудно, так как мешали другие пары, метавшиеся в ограниченном пространстве. Распарывая небо огненными очередями и оглушая его грохотом авиационных пушек, четырнадцать оставшихся на поле боя «фокке-вульфов» беспрерывно нападали на шестёрку Яков. «Нормандцы» кидали самолеты с крыла на крыло, уклонялись от вражеского огня и сами нападали на вражеских истребителей. Только теперь они рассмотрели, что на фюзеляжах многих вражеских машин были нарисованы хищные птицы и звери. «Нормандцы» короткими и быстрыми атаками выводили из строя фашистские машины. Постепенно общий бой распался на отдельные очаги. Кюффо и Амарже атаковали четвёрку гитлеровцев, напавших на де ля Пуапа и Ирибарна. Спасаясь от их огня, пара «фокке-вульфов» ушла свечами вверх. Кюффо с ведомым боевыми разворотами нагнали их и, прицелившись, ударили огненными очередями. Ведущий «фокке-вульф» замедлил набор высоты и, перевернувшись, свалился в штопор, а его ведомый, подбитый Амарже, перевёл машуну на «петлю» и отвалил в перевернутом положении в сторону, к своей четвёрке.

Когда на ранее снизившихся с верхнего подоблачного яруса Муане и Табуре напали две пары «фокке-вульфов», они уклонились от боя и, воспользовавшись появившимся воздушным коридором, крутыми горками вырвались вслед Кюффо в верхний ярус.

Де ля Пуап и Ирибарн отбили атаку вновь напавших на них двухпар «фокке-вульфов», вырвали машины ввысь и присоединились к своей четвёрке с намерением вновь ударить по «фокке-вульфам». Но, к удивлению «нормандцев», вражеские пилоты прекратили бой. Оставшаяся дюжина немецких самолетов направилась на запад. Пистрак объяснил причину поспешного выхода немцев из боя. Кто-то на станции наведения подслушал по радио разговор гитлеровских  пилотов. Они с дальнего аэродрома и у них было на исходе горючее.

Отпуская группу Кюффо на аэродром, Пистрак передал им, что командование восхищено их действиями, командующий фронтом объявил им благодарность. Телеграмма об этом будет отправлена через два часа.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru