Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ОН ХОТЕЛ БЫТЬ ПОХОЖИМ НА ЧКАЛОВА

Пётр Вострухин родился 5 июля 1921 года в деревне Выхино Московской области в семье крестьянина-середняка. Он был младшим в многодетной семье. Жили тяжело, дети сызмальства работали вместе с взрослыми в поле. В 1936 году Пётр окончил семь классов и поступил в ФЗУ завода «Серп и молот» (ныне колледж № 27 имени П. М. Вострухина). Через два года после окончания ФЗУ Пётр стал работать на заводе электроаппаратчиком. В 16 лет поступил в аэроклуб Пролетарского района и окончил его в 1939 году. Он хотел быть похожим на Чкалова, мечтал стать лётчиком. Мечта сбылась.

В 1940-м Пётр поступил в Борисоглебское лётное училище. Когда началась война, Вострухин служил лётчиком-инструктором на учебном аэродроме Борисоглебской военной авиационной школы лётчиков. Петр был талантливым лётчиком, поэтому его оставили инструктором. В показательных полётах он демонстрировал курсантам фигуры высшего пилотажа. С начала войны Пётр рвётся на фронт, но его не отпускают. Первый военный год офицеру пришлось учить молодых ребят лётному делу в тылу, на аэродроме Толмачёво под Новосибирском.

В 1942 году пропали без вести на фронтах Великой Отечественной его родные братья Николай и Михаил. Чтобы попасть на передовую, Петру Вострухину пришлось написать письмо лично Сталину. И с октября 1942-го началась яркая военная страница биографии младшего лейтенанта Вострухина. На Калининском фронте старший лётчик 271-го истребительного авиационного полка 3-й воздушной армии Петр Вострухин участвовал в боях за освобождение Великих Лук.

«С первых же вылетов П. М. Вострухин начал беспощадно уничтожать фашистских стервятников и обеспечивать более эффективную работу штурмовиков по войскам противника, - отмечалось в одном из наградных листов, которые хранятся в Центральном архиве Министерства обороны в городе Подольске. - В воздушных боях гвардии лейтенант Вострухин исключительно смел и решителен, бой ведёт грамотно, расчётливо, с большим наступательным порывом. Своим личным примером он воодушевляет весь лётный состав на подвиги во имя быстрейшего уничтожения фашистских бандитов. Смелость и сообразительность, дерзость и мастерство - неотъемлемые качества товарища Вострухина. С первых дней боевых действий показал себя мастером воздушного боя, смелым и храбрым защитником Родины».

В одном из боевых полётов забарахлил двигатель самолёта. Вострухин решил посадить машину на нейтральной полосе. Он справился с этой задачей, а деревенские жители помогли ему перевезти самолёт в часть. Зимой 1943 года он посадил подбитый самолёт в лесу, на сосны, в тылу врага и две недели по болотам и сугробам пробирался в свою часть, добрался, когда уже его не искали. Однажды на 20-й минуте полёта у Петра заглох мотор, но он не растерялся и, спланировав, посадил самолёт на брюхо. Пётр был инструктором, и, прибыв на фронт, научил очень многих летать мастерски, что не один раз спасло жизнь его боевым друзьям. В марте Вострухин получил именной самолёт «Балашовский колхозник».

Письма с фронта... Вот какое письмо написал лётчик в газету Военно-воздушных сил Красной Армии «Сталинский сокол»:

«В начале марта меня вызвали в штаб.

- Вам, товарищ Вострухин, выпало большое счастье, - сказал командир, - будете летать на самолёте, построенном колхозниками Саратовской области.

Прямо скажу, что это сообщение сильно обрадовало меня. Такое почётное доверие свидетельствовало о хорошей оценке моей прошлой работы.

Вскоре я принял моего «Балашовца». Облётывать машину долго не пришлось - очень хороший оказался самолёт. Надпись на его фюзеляже «Балашовский колхозник» каждый раз напоминала мне о моих высоких обязанностях.

5 марта я вместе с товарищами первый раз вылетел на новой машине в боевой полет. Перед нами стояла задача прикрыть наземные войска. Я шёл ведомым в паре с командиром эскадрильи капитаном Муравьевым. Подойдя к линии фронта, мы заметили большую группу немецких истребителей «ФВ-190». Их было 18, мы же летели шестёркой, но зато у нас было превосходство в высоте. Использовав это, мы стремительно атаковали врага. Завязался жаркий воздушный бой.

Я сверху сзади настиг немецкого ведущего. Подойдя на дистанцию 50 метров, дал несколько коротких очередей. Немецкий лётчик тоже успел огрызнуться огнём, но промахнулся, а его самолёт моментально вспыхнул и у всех на глазах сгорел в воздухе. Эта победа меня ещё больше воодушевила, придала новые силы для борьбы с врагом.

Бой продолжался с исключительным ожесточением. Развернувшись на 180 градусов, я увидел перед собой другого «Фокке-Вульфа», который пытался зайти мне в хвост.

- На лобовую, - мгновенно пришло решение.

И мой «Балашовец» понёсся вихрем на врага. Немец настойчиво летел мне навстречу. И всё-таки нервы у него не выдержали. Он взмыл горкой и стал уходить. Я устремился за немцем, настиг его и обстрелял короткими очередями. Вражеский самолёт покачнулся, а затем быстро пошёл вниз и врезался в землю. Так в этом бою я сбил две немецкие машины. Это было боевое крещение «Балашовца».

Второй раз мы встретились с группой «Ю-87». Схватка была короткой, но жаркой. Я уничтожил третий вражеский самолёт. Через день свалил ещё одну машину, а затем и пятую. Кроме того, совместно с капитаном Муравьёвым в групповом бою сбили ещё одного немца. Мой личный боевой счёт на этой машине увеличился до 14 сбитых вражеских самолётов.

Я думаю не остаться в долгу перед колхозниками Балашовского района Саратовской области, построившими на свои средства этот замечательный самолёт. То доверие, которое мне оказали, я постараюсь оправдать с честью».

Доверие это Пётр Вострухин оправдал. Писал он фронтовые письма и домой. Пётр был очень заботливым сыном. Вот выдержки из его писем к сестре и матери: «У меня только одна просьба, мама, быстрей выздоравливай и поправляйся, питайся получше». «Нюра, ты пишешь, что мама больна, - обращается Петр в письме к сестре. - Я тебя попрошу сделать всё возможное, чтобы она поскорей выздоровела, она у нас одна, она нас воспитала, о нас заботилась больше всего на свете».

За 10 военных месяцев Петр Вострухин сбил лично и в группе 28 самолётов противника. «Добрый к друзьям, опасный для врагов», - говорили о П. М. Вострухине. Надёжный и верный товарищ, он много раз спасал в бою своих однополчан. Это отмечалось в приказах, боевых донесениях, в представлении к званию Героя и в воспоминаниях тех, кто благодаря ему остался жив.

1 мая 1943 года гвардии лейтенанту Петру Михайловичу Вострухину было присвоено звание Героя Советского Союза. 7 мая в Кремле Вострухину и его однополчанам были вручены Золотые Звёзды Героев. Получив награды, лётчики отправились на Брянский фронт, где наши войска готовились к решительному наступлению на Орловско-Курской дуге.

12 июля командир звена 64-го гвардейского истребительного полка Пётр Вострухин сбил два вражеских самолёта. 13 июля - ещё один. В тот же день самолёт Петра Вострухина подбили. Это был третий случай в его военной биографии. Лётчику удалось посадить своего «Балашовца», спасти боевую машину недалеко от передовой.

15 июля Вострухин с ремонтниками разобрали самолет и привезли его на свой аэродром. 17 июля легендарный «Балашовский колхозник» опять в строю, лётчик вновь поднял его в небо. 19 июля Петр Вострухин пять раз уходит на задание - шли тяжелейшие бои.

Последний бой… Его Пётр Вострухин провёл 19 июля. Схватка была неравной. Вражеские самолёты,  приближающиеся к расположению советских войск, вступили в бой, имея явный перевес в количестве боевых машин. Их атаки отражали 8 советских лётчиков. В том бою Пётр Вострухин, по показаниям его ведомого Куприянова и других лётчиков эскадрильи, участвовавших в отражении налёта вражеской авиации, сбил два немецких самолета, но его машина тоже была подбита.

Тело лётчика нашли уже после освобождения Орла. 29 августа жители села Моховое косили овёс. Крестьянка М. К. Матвеева увидела лежащего посредине поляны военного. На его груди были медали и ордена.

Петра Михайловича Вострухина похоронили в селе Моховое невдалеке от школы. Ему было всего двадцать два года. Петр Вострухин остался навечно молодым. На месте гибели героя, на станции Моховая Орловской области, установлен бронзовый бюст. Недалеко от подмосковных Бронниц, на территории оздоровительного лагеря, принадлежащего заводу «Серп и молот», сооружён памятник легендарному лётчику. Именем Петра Вострухина названа улица в Москве. 3 сентября 1999 года на пересечении улицы Вострухина с Рязанским проспектом установлен бронзовый памятник герою. Колледжу № 27  г. Москвы присвоено 1 ноября 2005 года имя Героя Советского Союза П. М. Вострухина

Герой продолжает жить в сердцах россиян новых поколений.

О. С. ОВЧИННИКОВА, племянница Героя

Советского Союза П. М. Вострухина