Транспортная полиция
спешит на помощь пассажирам
Будни полковника уголовного розыска
5 октября Россия отметила День работников уголовного розыска.
В этот день в 1918 году Наркомат внутренних дел РСФСР принял Положение об организации отделов уголовного розыска. И вскоре было создано Центральное управление уголовного розыска - Центророзыск.
Около 40 лет отдал борьбе с преступностью на железнодорожном транспорте полковник полиции в отставке Алексей Тесленко (род. в 1957 году). Лично им были расследованы сотни уголовных дел, задержаны и привлечены к ответственности тысячи преступников и правонарушителей, найдены и возвращены в семьи без вести пропавшие пассажиры.
В органы внутренних дел на транспорте Алексей Иванович пришёл в феврале 1978 года, отслужив срочную в погранвойсках на Памире в Таджикистане. Министром МВД СССР был тогда Николай Анисимович Щёлоков. По воспоминаниям Тесленко, он пользовался большим уважением среди советских милиционеров и воспитывал личный состав под девизом: «Кроме милиции, некому людям помочь».
Первые 20 лет службы Алексея Тесленко прошли в линейном отделе внутренних дел на станции Москва-пассажирская Киевская, где он вырос до заместителя начальника по оперативной части. С 1999 года Тесленко служил в управлении внутренних дел города Москвы на железнодорожном транспорте, был начальником уголовного розыска. Заканчивал службу Алексей Иванович заместителем начальника управления уголовного розыска УТ МВД России по Центральному федеральному округу. По ходу службы заочно окончил могилёвскую школу милиции и высшую школу МВД при академии МВД России. За раскрытие преступлений награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
– Самые сложные годы моей службы в отделе по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений на транспорте – это «лихие 90-е», – рассказывает Алексей Тесленко. – За сутки на полигоне Московской железной дороги случалось по пять убийств, бессчётное число огнестрельных и ножевых ранений. Постоянно в разъездах, ночевали в машинах, домой было зайти некогда. Едва дома перекусил, принял душ, прилёг – звонок, надо срочно подниматься, ехать. И ночью, и в выходные – всегда.
По долгу службы Тесленко приходилось бывать в квартирах жертв преступлений, беседовать с родственниками, выяснять обстоятельства трагических происшествий. До сих пор перед глазами Алексея Ивановича стоит девчушка лет пяти, отца которой на станции безвинно убили бандиты. Вцепилась в мундир офицера, плачет, дёргает за штанину, спрашивает с надеждой и отчаянием: «А где мой папа?».
Тогда Тесленко и его товарищи сделали всё возможное и невозможное, чтобы под ногами преступников горела земля. Нашли злодеев.
– Самое желанное поощрение и самая большая радость для опера уголовного розыска, – говорит собеседник, – оказать помощь человеку, взять преступника, чтобы свершилось правосудие.
В 1990-е годы на железной дороге при участии Тесленко была разоблачена орехово-зуевская группировка картёжников, которые втирались к пассажирам в доверие, втягивали их в азартные игры, для пущего азарта давали возможность немного выиграть, а потом «раздевали» человека до последней рубахи.
Запомнилось раскрытие убийства, совершённого членами молдавской преступной группировки из-за золотого кольца. Для закрепления доказательства вины требовалось найти сам вещдок, а вот его-то и не было. Но Тесленко интуицией опытного оперативника почувствовал, что кольцо где-то рядом, только хорошо спрятано. Обследовали каждый сантиметр одежды и обуви. Наконец, нашли: душегуб запихал кольцо себе глубоко в ботинок, под стельку, в самый носок.
На одной из станций павелецкого хода был убит главный инженер. Выяснилось, что преступление совершено из пневматического оружия. В 1990-е годы было разрешено владеть любой пневматикой, газовыми пистолетами. После ряда подобных дел мощные виды этого оружия лицензированы. На станции Нара преступник, к изумлению Тесленко, забыл на месте убийства военный билет, чем сам себя разоблачил.
Опасной угрозой обществу и предметом головной боли транспортной полиции были скачущие по вагонам подростки-громилы, сокрушающие всё на своём пути, задирающие пассажиров с целью потом выложить видео своих приключений в сеть. Сейчас таких случаев почти нет, видимо, уровень культуры стал выше. Начиная с 2000-х годов, многие преступления на железной дороге были раскрыты с помощью камер видеонаблюдения. Наиболее уязвимыми оказываются малолюдные остановочные пункты, где нет камер, о чём, в частности, свидетельствуют преступления на платформе Мичуринец.
Недавнее разоблачение преступной группировки азиатов, известной как «банда GTA», началось с того, что при участии оперативников Тесленко при расследовании нападения на человека на железной дороге в районе Очаково-Матвеевское были обнаружены гильзы, сходные с теми, что использовали бандиты, расстреливая автомобили на шоссе. Банда была нейтрализована во взаимодействии транспортной полиции со Следственным комитетом РФ и ФСБ. Важную роль в организации такого взаимодействия играет начальник Главного управления на транспорте МВД России, генерал-лейтенант полиции Дмитрий Владимирович Шаробаров.
«Следственные действия с членами организованной преступной группировки, - делится профессиональными секретами полковник Тесленко, - обычно начинаются с вычисления её «слабого звена», наиболее слабохарактерного подельника». Методы дознания бывают разные, чтоб вывести подозреваемого на откровенную беседу, но, разумеется, без применения силы. Тут большую роль играет криминальная психология. В группировке обычно всегда находится человек, страдающий от дефицита общения, у него тяжело на сердце от содеянного, он хочет выговориться, поделиться, «излить душу». Поэтому ему порой даже нравятся расспросы следователя, он расслабляется, начинает чувствовать себя психологически комфортнее, говорить откровеннее, – а там уже недалеко и до признания. С помощью полученной от «слабого звена» информации начинается дознавательная работа с другими членами группировки, с её главарями. Тем объясняют, что отпираться бесполезно, всё уже известно, так что и ты давай выкладывай!
– Весьма сложно раскрыть этническую преступную группу, – рассказывает Алексей Тесленко. – Они отличаются крепкой спаянностью, строжайшей дисциплиной, жестокостью, круговой порукой, изолированностью. Родственных связей в России у них, как правило, нет, поэтому выйти на них через других людей, через утечку информации не удаётся. Натворили бед, сразу все вместе смылись – и след простыл. Именно поэтому надо ставить на учёт, тщательно дактилоскопировать всех лиц, въезжающих в Россию. А вот в Эмиратах даже скан роговицы глаз делают в учётных целях, и никого это не смущает.
Знание психологических нюансов поведения преступников не раз помогало полковнику Тесленко. Так, на станции Лобня был задержан подозреваемый в убийстве, который пытался отрицать свою вину, ловко маскировал стресс после преступления, и чётких улик против него поначалу не было. Однако Алексей Иванович почувствовал, что мужчина лукавит. В ходе допроса тот попросил пить, ему подали воды, и мигом осушил… два литра! Тесленко сразу догадался, что это он, что тут не просто жажда, что следствие на верном пути. И вскоре среди вещей подозреваемого была обнаружена окровавленная одежда.
Отдельная большая часть работы Алексея Тесленко и его коллег связана с поиском без вести пропавших на железной дороге людей. Таких случаев много, и происходят они регулярно – в основном со стариками и лицами, страдающими психическими расстройствами. В ряде происшествий они становились жертвами преступлений, но нередко удавалось найти пропавших и вернуть их родственникам.
В последние годы предметом внимания транспортной полиции всё чаще становятся зацеперы. Анализируя злободневную проблему, знакомясь с правонарушителями, полковник Тесленко составил социально-психологический портрет типичного зацепера. И вот что выяснилось. Это молодой неженатый парень, почти всегда в армии не служивший, без понятия о дисциплине. В большинстве случаев это «человек-компьютер», имеющий нездоровое пристрастие к разнообразным нервощекочущим виртуальным играм. Насмотрелся всяких программ, фильмов ужасов. Как правило, зацепер находится на иждивении родителей; о том, как приобрести настоящую профессию и самостоятельно зарабатывать на жизнь, создать свою семью – думает мало. Именно в этом плане, рекомендует Тесленко, надо работать с группами риска среди молодёжи социальным педагогам и психологам.
Важное значение для борьбы с преступностью на железной дороге, по мнению полковника Тесленко, имеет взаимодействие полиции с начальниками поездов. Ведь преступники порой врываются силой в вагоны составов дальнего следования, проникают под видом пассажиров или даже влезают через межвагонные гофры. Наиболее распространённый вид преступления на железной дороге – кража.
– Это общение чрезвычайно ценно в оперативной работе. Особенно тесные отношения у меня за время службы сложились с начальниками поездов Андреем Павловичем Муртазалиевым и Михаилом Павловичем Косенко. Оба они не раз помогали в раскрытии преступлений, через них сообщались приметы преступников, чтобы все проводники знали, как выглядят злоумышленники и были готовы противодействовать им.
В июне 2017 года, по достижении пенсионного возраста, полковник полиции Алексей Тесленко вышел в отставку. Пенсия составила 35 тысяч рублей – не так много за 40-летнюю службу на острие борьбы с преступностью без праздников и выходных. Связи с уголовным розыском ветеран не теряет, консультирует действующих офицеров, передаёт им богатый опыт и знания. В транспортной полиции, как и на железной дороге, без преемственности поколений нельзя.
Игорь Ленский
Фото автора