Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ВСМ: Потенциал скорости

МОЛНИЕЙ ПО ЭСТАКАДАМ И МОСТАМ

 

Срок окупаемости ВСМ Москва-Казань составит 37 лет

 

Проблемы, пути и перспективы развития высокоскоростного движения в России обсуждены на Международной научно-практической конференции, состоявшейся 2 декабря в рамках VII Международного транспортного форума. Конференция, прошедшая в Зале торжеств МИИТа, собрала представителей ведущих мировых железнодорожных компаний.

 

На сегодняшний день в мире существует 20 тыс. км высокоскоростных железных дорог – около трети из них в Европе, остальные в Китае, на Тайване и в Японии. С большим интересом ожидался центральный доклад конференции, в котором ОАО «РЖД» прояснило судьбу проекта первой ВСМ в России.

– Национальный проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Казань важен для всей страны и обязательно будет реализован в ближайшие годы, – заверил представителей бизнеса, инвесторов и учёных первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин. – Уточнение финансовой модели проекта продвигается успешно, будет завершено в декабре и представлено в Правительство РФ. Финансовые средства в соответствующих объёмах будут заложены в государственный бюджет.

Необходимость разделения железнодорожной инфраструктуры для пассажирских и грузовых перевозок, по словам докладчика, – это веление времени. Если для перевозки угля и руды наиболее важны вес поезда, нагрузка на ось, низкая себестоимость, то для перевозки высокодоходных грузов и пассажиров главное – скорость. Провозные способности ныне существующей инфраструктуры полностью исчерпаны. Частью стратегии поэтапного разделения пассажирских и грузовых перевозок является создание в России сети ВСМ. При значительном снижении сопоставимых энергозатрат скорость поездов ВСМ в три-четыре раза выше, чем суперкаров на скоростных автобанах, при этом на порядок выше безопасность, несомненны преимущества в экологии. Всё это, напомнил малоизвестный факт А.Мишарин, понимали ещё в 1989 году, когда вышло первое, так и неосуществлённое, постановление Правительства СССР о создании в стране к 2005 году линии ВСМ и запуске скоростного поезда Москва-Адлер с графиком следования 7 часов 03 минуты.

После уточнения на местности 770-километровой трассы ВСМ Москва–Казань, весьма сложной в геологическом и геодезическом плане, выяснилось, что предстоит построить 795 искусственных сооружений. Среди них три уникальных и 50 больших мостов общей протяжённостью 31 км; 78 средних мостов; 49 эстакад общей протяжённостью 77 км; 33 железнодорожных путепровода и 128 автодорожных; 454 водопропускных трубопровода. Уже на этапе строительства будет создано 370 тыс. дополнительных рабочих мест, в том числе в высокотехнологичных областях. Среди обрабатывающих отраслей наибольший эффект получат промышленность стройматериалов, металлургия, машиностроение, будет востребована высокотехнологичная продукция.

Тщательные расчёты и экспертное моделирование показали, что оптимальный тариф на проезд по ВСМ составляет 3 руб. за км пути в эконом-классе. Такой тариф позволит получить максимальный доход от перевозок и при этом привлечь максимальное число пассажиров. Таким образом, билет от Москвы до Казани будет стоить около 2300 руб. Уже сейчас ясно, что поезда ВСМ выберут около 40 % всех пассажиров, в то время как авиацией на этом маршруте пользуется не более 5 % пассажиров. Значительный экономический рост ожидается в смежных отраслях в зоне притяжения магистрали, а это 11 регионов РФ.

– Срок окупаемости ВСМ Москва-Казань составит 37 лет, – подвёл итог докладчик. – Проект эффективен по всем показателям, его выгодно отличают высокая доходность и операционная рентабельность. Фактически создаётся новый вид транспорта, который уже метко окрестили как «межрегиональное метро».

 

Цена вопроса

– Менее чем 25 млн евро за км пути строительство ВСМ в России стоить не может, – на отличном русском языке сказала в беседе со мной в кулуарах конференции директор по развитию французской компании СИСТРА Марион Сегретен. – 30-летний опыт строительства ВСМ во Франции показывает, что у нас можно уложиться в 20 млн евро за км. В России же надо учитывать суровые климатические условия, сложную геологию и геодезию, как следствие – высокую эстакадную насыщенность трассы, которой предстоит пересечь три большие реки – Волгу, Оку и Суру. В ходе эксплуатации годовое обслуживание одного км пути обходится примерно в 80 тыс. евро.

По данным мадам Сегретен, дорогим компонентом проекта, сильно влияющим на его стоимость, являются станции  и вокзалы. Цена приобретения одного поезда с 350 сидениями колеблется от 20 до 25 млн евро, его годовое содержание стоит 1 млн евро. В ходе осуществления проекта обычно во всех странах возникают риски возрастания запланированных расходов, увеличения сроков строительства, особых трудностей сооружения ВСМ.

– Это неизбежно и к этому надо относиться философски, – подчеркнула директор компании СИСТРА.

 

Европейский опыт для России

Международную научно-практическую конференцию в Москве, главным модератором, организатором и спонсором которой выступило ОАО «РЖД», открыл ректор МИИТа профессор Борис Лёвин. Он сообщил, что форум посвящён анализу зарубежного опыта строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей и перспективам создания сети ВСМ в России, приветствовал гостей – представителей деловых кругов, инжиниринговых и железнодорожных компаний Германии, Испании, Франции. С приветствиями к собравшимся обратились представитель Администрации Президента РФ Андрей Недосеков, заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов, и.о. руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Владимир Чепец.

Все они подчеркнули, что планы строительства ВСМ в России являются приоритетными для государства, оно же является главным выгодоприобретателем мегапроекта, значительную пользу от него получат около 35 млн россиян, живущих в зоне притяжения магистрали.  Выступавшие выразили надежду, что форум поможет выработать оптимальные решения и реализовать их в проекте с наибольшей эффективностью, при этом будет востребован российский и зарубежный научный потенциал.

160-летний опыт инновационного сотрудничества с Россией проанализировал президент компании «Сименс» в РФ и Центральной Азии Дитрих Мёллер. Он подробно остановился на партнёрстве с «Группой Синара» в производстве поездов «Ласточка» на основе «Siemens Desiro» на заводе «Уральские локомотивы» в городе Верхняя Пышма на Урале, в строительстве депо Подмосковная на МЖД в Москве и депо Адлер в Сочи. Для будущей ВСМ компания Сименс может предложить не только подвижной состав, но и системы управления движением, безопасности, СЦБ, электрификации. Директор проекта TGV в РФ Марк Свечин проанализировал практику реализации проектов ВСМ во Франции, директор развития международного бизнеса в европейском регионе компании INDRA – опыт функционирования интегрированной железнодорожной системы Испании. Вице-президент компании «Bombardier Transportation» Майкл Форер рассказал о скоростных поездах «Зефиро», а вице-президент по развитию магистральных линий в СНГ «Alstom Transport» Ян Хардер превзошёл все ожидания: предложил построить силами своей компании ВСМ в России «под ключ».

Игорь ЛЕНСКИЙ