Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ ВЫЛЕТ

 

От редакции

Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 и 17 мая). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Эскадрильский командный пункт был переполнен. За длинным столом французские пилоты склонились над полётными картами. Дежурный метеоролог лейтенант Серов докладывал командиру эскадрильи майору Жану Тюляну прогноз погоды на предстоящий лётный день. Переводчик младший лейтенант Шик повторял метеоинформацию на французском языке. Когда синоптик заверил, что через час-полтора дымка рассеется, и будет ясный теплый день, Тюлян отпустил его, а сам пристально и оценивающе посмотрел на сидевших вокруг него пилотов, на их серьёзные лица. Для него и его подчинённых всё было новым и необычным: природа, погода, взаимоотношения с советскими лётчиками, получение и выполнение первой боевой задачи. Накануне эскадрилью посетил командир дивизии полковник Андреев и довёл до майора Тюляна первое боевое задание. Предстояло прикрывать две девятки бомбардировщиков Пе-2, которые должны нанести удар по железнодорожному узлу Рославля.

- Что приуныли, милые друзья? - сочувственно спросил Тюлян пилотов. - Гордитесь, вам доверено выполнение первого боевого задания.

- Мой командир, первый шаг не всегда устойчивый, - улыбнулся Дюран.

- Мы чувствуем немалую ответственность, - добавил Прециози.

- Поволнуемся и перестанем. Положитееъ на нас, не подведём! – заверил командира Лефевр.

- Надеюсь! - ответил Тюлян. - Вчера мы вместе с ведущими экипажами бомбардировщиков готовились к выполнению задания. Учтите: от его выполнения зависит будущее нашей эскадрильи.

- Понимаем, - натянуто улыбнулся Риссо. - Авторитет, престиж, доверие.

- Оценка правильная, осталось доказать на деле, - серьезно сказал Тюлян. - Лейтенант де Панж, запишите в эскадрильский дневник: начало боевой работы 5 апреля 1943 года.

Лично проверив подготовку пилотов к вылету, Тюлян вместе с ними отправился к самолётам. Было над чем задуматься. Он тревожился за исход вылета. Хотя пилоты и с боевым опытом, но с большим перерывом в боевой работе. А в штабе дивизии его информировали о сосредоточении перед фронтом новых вражеских авиачастей.

Наступил тот торжественный утренний час, когда авиаторы встречают солнце. Его алая частичка уже выглянула из-за горизонта, сопровождаемая аэродромным ансамблем: рёвом авиационных моторов и автомобильных двигателей. Дымка приподнялась и стала рассеиваться, а в голубом небе показались островки редких белесых тучек.

Механики встретили пилотов сочувственными взглядами, которые выражали доброту и гордость. Они, не считаясь со временем, постарались своевременно подготовить самолёты к вылету. У пилотов учащённо забились сердца: как всё сложится?

Доклад инженера эскадрильи майору Тюляну на этот раз был обширным и детальным. Выразив ему признательность за готовность самолетов, Тюлян забрался в кабину, привёл в действие оборудование и стал ждать команду на выруливание.

В назначенное время аэродром заполнился гулом тридцати шести моторов Пе-2, которые должны были взлетать первыми. Со стоянки истребителей хорошо были видны старт и рулящие Пе-2. Гружённые бомбами, они медленно двигались на взлётную полосу, и один за другим взлетали. В наушниках послышался голос Литольфа:

- Раяк-1, вам запуск и выруливание!

Заранее прогретый мотор быстро запустился. Убедившись в готовности подчинённых, Тюлян порулил на старт. Когда взлетел последний бомбардировщик, Тюлян, вырулив на старт, оглянулся. Яки проворно бежали за ним на старт и на взлётной полосе попарно выстраивались. А Пе-2, дымя моторами, собирались над аэродромом в боевой порядок.

Долго ждать не пришлось. Над стартом взвилась зелёная ракета, а по радио прозвучала своеобразная команда:

- Раяки, друзья! Взлёт разрешаю! Оставшиеся на земле желают вам успеха!

Ласковым, родным повеяло от этих слов Литольфа. Многим из «нормандцев» вспомнился 1940 год. Такими напутствиями провожали их в бой, когда сражались над Парижем.

…Взревели моторы, и восемь Яков, пара за парой, метеорами взмыли в небо и направились к бомбардировщикам, которые уже построились в боевую колонну - двух девяток. По договорённости ещё на земле, группа непосредственного прикрытия заняла позиции в голове второй девятки с превышением в пятьсот метров, слева - Раймонд Дервиль и Жозеф Риссо, справа -  Марсель Альбер и Ролан де ля Пуап. Сковывающая группа в составе Жана Тюляна и Дидье Бегина, Альбера Прециози и Альбера Дюрана следовала в хвосте второй девятки и повыше её на тысячу метров. Как только истребители пристроились к общему боевому порядку, бомбардировщики развернулись и с набором высоты устремились на юго-запад.

Все следили за воздухом. Воздушный противник не появлялся. Тюлян взглянул на высотомер. Его стрелки показывали пять тысяч метров. Он надел кислородную маску и вновь стал наблюдать за воздухом. Вскоре заметил увеличение бомбардировщиками интервалов и дистанций – приближалась линия фронта. Он качнул крыльями самолёта. Подчинённые поняли его и начали рассредотачиваться.

Впереди показалась задымлённая полоса, закрывающая серым покрывалом оборонительные сооружения. На отдельных участках среди снежной целины открылись взору несколько рядов зигзагообразных траншей, среди них - разрывы снарядов и мин, всплески огня стреляющих пушек. Весь этот земной плацдарм, бушующий взрывами, приближался к самолётам. И в эту же минуту вблизи Пе-2 и истребителей вспыхнули и мгновенно выросли в объёме серые букеты разрывов зенитных снарядов. Только Бегин отвёл свой самолёт в сторону от Тюляна, как между их машинами взорвался красный шар. Яки, как пушинки, бросила вверх невидимая сила. Резкие эволюции по смене направления и высоты полёта позволили уберечь самолеты от попадания зенитных снарядов. Наконец, фронтовая полоса осталась позади, и зенитный обстрел прекратился. Пе-2 снова сомкнули свой строй и устремились по прежнему курсу. Истребители заняли свои места в боевом порядке.

Через непродолжительное время экипажи бомбардировщиков пересекли два разветвления железнодорожного полотна, оставив слева узел железных дорог. Тюлян сличил его с картой. «Это Занозная, - определил он. -Прошли половину пути». Но на преодоление второй половины они затратили меньше времени, так как Пе-2 следовали со снижением, что увеличило путевую скорость. Не доходя Рославля, бомбардировщики развернулись на запад, затем через несколько минут довернули к востоку и стали сближаться с целью. На неё они шли с тыла, откуда их никто не ждал. Пе-2 снизились до высоты бомбометания и стали перестраивать свой походный порядок на боевой. Восемнадцать пикировщиков вытянулись в правый пеленг и, быстро сближаясь с железнодорожным узлом, стали пикировать и сбрасывать бомбы. Запоздав, зенитная артиллерия открыла бешеный огонь. Летчики Пе-2 пренебрегли зенитным обстрелом и продолжали метко бомбить. Истребители прикрытия заслоняли пикировщиков с двух сторон - как при входе в пикирование, так и при выходе из него. И в эти секунды в белесой пелене появились над городом две черные бусинки, которые вытягивались в длину и полнели, что означало их приближение. Первым их заметил Дюран.

- Тысяча чертей! Это тупорылые демоны, - воскликнул он, нарушив радиомолчание. - «Фоккера»! Парой охотятся!

- Некстати их визит! - возмутился Тюлян. – Альберы, мчитесь им навстречу...

Прециози и Дюран, набирая высоту, устремились к «фокке-вульфам».

- Оружие к бою! Альбер - мой ведущий! - скомандовал Прециози.

- Они встретили гитлеровцев на окраине города и, имея превышение над ними, атаковали их сверху на встречнопересекающемся курсе. Каждый из атакующих прицеливался по «своему» «фокке-вульфу» и открывал огонь. Огненные трассы, казалось, впивались в машины врага. К изумлению «нормандцев», гитлеровские машины оказались непоражёнными. Они вертикальными горками ушли вверх. Всё же одна из задач была решена - гитлеровцев не допустили к Пе-2 и связали их боем.

Прециози боевым разворотом увёл машину в сторону солнца и, не выпуская из поля зрения ведущего немца, глубоким разворотом настиг «фокке-вульфа» и атаковал на вираже. Увеличивая скорость и крен крыльев, он зашёл в хвост самолёта противника, прицелился и нажал гашетку огня. Вспыхивая, светящиеся очереди снарядов и пуль впились в мотор и кабину «фокке-вульфа». Машина загорелась, стала беспорядочно падать и, встретившись с землёй, взорвалась.

Одновременно с Прециози, Дюран тоже взмыл вверх и, нагнав ведомого «фокке-вульфа», атаковал его. Но огненные очереди пролетели мимо. Уклонившись от сверкнувших трасс, гитлеровец бросил самолет отвесно вниз. Ни на секунду не отставая от «фокке-вульфа», Дюран тоже свалил Як в пикирование, нагнал вражеского пилота и вновь открыл огонь. И на этот раз безрезультатно. Проворный немец умело послал машину на вертикальную горку. Дюран свечой помчался за ним. Он нагнал гитлеровца в тот миг, когда тот пытался прорваться к бомбардировщикам, и атаковал его сзади, под ракурсом две четверти. Дюран более тщательно прицелился, и когда машина противника оказалась в перекрестии прицела, открыл огонь. Смертельная трасса пропорола крыло и мотор. «Фокке-вульф», вспыхнув, стал валиться вниз, столкнулся с землёй. Это послужило сигналом для вражеских зениток. Десятки зенитных взрывов окружили самолет Дюрана. Противозенитным маневром он вышел из опасной городской зоны и присоединился к своей группе.

Лётчики Пе-2, выполнив бомбардирование цели, ушли на восток, применяя противозенитный маневр. А за пределами зоны поражения взяли курс на северо-восток, продолжая полёт с набором высоты.

Летчики Пе-2 вели на аэродром облегчённые машины на повышенной скорости. Они были довольны действиями «нормандцев», не допустивших «фокке-вульфов» к их самолётам. По радио были переданы слова:

- Французы, всё хорошо, спасибо!

На обратном маршруте линию фронта проскочили на шести тысячах метров. Зенитная артиллерия не успела открыть сосредоточенный огонь.

На аэродроме возле старта толпились французские пилоты и советские лётчики, в сторонке от них группировались механики.

- Летят! Летят! Все, без потерь! - раздались радостные голоса самых остроглазых зрителей. Вскоре стал слышен гул моторов, и к аэродрому стремительно приблизились бомбардировщики и истребители. Минуя лётное поле, общая группа разделилась на две подгруппы, которые продолжили полёт раздельно по большому кругу аэродрома. Но два истребителя вышли из строя, помчались над лётным полем на малой высоте и один за другим крутнули пилотажные «бочки». Все знали, что каждый из этих пилотов сбил по одному самолёту врага. «Браво! Ура!» - раздались радостные возгласы.

Первыми приземлились Яки, за ними Пе-2.

Пилотов, прируливших на стоянку и выбравшихся из кабин, долго поздравляли не летавшие коллеги и механики.

Главным итогом первого боевого вылета, как отметил на разборе полётов майор Тюлян, явилось признание зрелости «нормандцев» в качестве воздушных бойцов и надежных партнёров советских летчиков.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru

 

Подполковник М.Г. Профателюк с супругой. Липецк, 1954.

Читайте в разделе «Стращно интересно» воспоминания заместителя начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части