Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ВОЗДУШНЫЙ КАЗАК ВЕРДЕНА И РЫЦАРИ НЕМАНА

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

В начале третей декады июля погода выдалась отличная. Было не жарко и тихо.

Поужинав, пилоты не задержались в столовой, а собрались в курилке. Разгорелась серьезная полемика по вопросам дружбы. Каждый из высказывающихся пилотов был неповторим. А выпитые за ужином наркомовские сто граммов водки ещё больше усилили спор.

- Морис, согласен с тобой в толковании дружбы, - включился в разговор Риссо и тепло посмотрел на Амарже, - я тоже одобряю действия де Сейна, пытавшегося спасти механика... - Риссо не успел высказать свои мысли, его перебил Кюффо.

- Жозеф, хочу отметить величие подвига де Сейна...

- Леон, ты не дал мне досказать, - продолжил Риссо. - Это не только героизм, но и честность, благородство и сердечность. Но тут возникает другая проблема: знаем ли мы историю дружбы французских и российских лётчиков? Я когда-то мельком слыхал о воздушных казаках Вердена... А за подробную информацию не ручаюсь. - Он вопросительно посмотрел на друзей.

Все притихли. Кюффо, улыбнувшись, сказал:

- Придётся мне просвещать вас.

- Окажи нам честь, - засмеялся де Сен Марсо.

- Слушайте и не перебивайте, - серьёзно начал рассказывать Кюффо. - Боевое содружество наших пилотов и российских зародилось в Первую
мировую войну, когда несколько французских пилотов воевали в России, а несколько русских лётчиков - во Франции. Об этом много сказано в «Золотой книге авиации Франции и её союзников 1914-1918 гг.» Она хранится в парижском музее авиации. В ней записано много фамилий российских лётчиков, участвовавших в боях в нашем небе...

- А нельзя ли подробнее? - попросил Лоран.

- Российские лётчики воевали в группе «аистов». Маршал Жоффр в обращении к войскам сказал: «Русские авиаторы явились сражаться в рядах нашей армии. Мы приняли их как братьев, высказали им глубокую симпатию».

- Русские и нас так приняли! - выкрикнул Роже Соваж.

- Согласен, - ответил Кюффо. - Российских лётчиков звали «рыцарями воздуха без страха и упрека». Слава о русских лётчиках гремела тогда по всей Франции. Особенно о Викторе Фёдорове. 13 января 1916 года он сбил в небе Вердена шесть немецких самолётов, а всего имел одиннадцать побед. Его-то и прозвали «воздушным казаком Вердена». Не отставали от него Крутень, Арчеев и другие. Многие из них были сподвижниками Жоржа Гинимера, «первого метеора» Франции. Вот так, мои друзья, - улыбнулся Кюффо.

- Значит, наше лётное братство, зародившееся тридцать лет назад, продолжаем мы, «нормандцы», - не то спросил, не то подтвердил Риссо.

- А как нас будут величать наши последователи? - засмеялся Лоран.

- Может быть, воздушными рыцарями Немана? - высказал догадку Лебра и смутился.

- Не в этом главное, - твердо сказал Риссо. - Дружба окрыляет нас.

- Друзья, завтра подъём с утренней зарёй. Будем прикрывать переправы Немана. Пора на отдых, «рыцари Немана». Первая эскадрилья, за мной! - послышалась шутливая команда Альбера.

Но не только первая эскадрилья, поднялись все и, неспеша, направились в общежития.

...Они взлетели до восхода солнца и направились на юго-запад. Майор Дельфино вёл шестнадцать экипажей Як-9 прикрывать переправу на Немане. А в это время мост и временные перевозы через реку были заполнены войсками - к рубежам Восточной Пруссии спешили резервы 3-го Белорусского фронта.

Ударную группу вёл командир первой эскадрильи лейтенант Марсель Альбер, а прикрывающую - командир второй эскадрильи капитан Ив Мурье. Истребители летели с набором высоты, и всем пилотам казалось, что земля уходит куда-то вниз. Но вскоре перешли на полёт по горизонту, и первая группа оказалась на высоте две тысячи метров, а вторая – три тысячи. Теперь всё видимое внизу равномерно и безостановочно двигалось под крылья машин. Мелькали населённые пункты, леса, озера, голубые ленты рек, тёмные нити дорог. Воздушный противник не появлялся. А небо всё больше светлело. На приборах появились золотистые блики. «Значит, за спиной солнышко, оно и сигналит нам», - думал Дельфино. Затем он посмотрел вниз. Показалась железная дорога Вильно-Гродно, осталось полпути. Нарушив радиомолчание, он передал в эфир:

- Раяки, увеличить скорость!

Яки еще быстрее помчались к переправе. Дельфино мысленно уже был над переправой. Не напрасно они спешили. Вскоре показался город Алитус со своими перевозами через реку, а над ним - разрывы зенитных снарядов. Дельфино подал команду:

- Раяки, внимание! Приготовиться к бою!

«Нормандцы» были готовы сражаться с любым противником. На большой скорости, ошеломляюще, они выскочили на городское воздушное пространство. Противником оказалась четвёрка «фокке-вульфов» - то ли разведчики, то ли «охотники». Увидев прибывшую рать, они бросились врассыпную к земле. Их нагоняли десятки огненных трасс. Один «фокке-вульф», загоревшись, уткнулся в землю, а остальные исчезли. Зенитный огонь утих.

Дельфино приказал барражировать над переправами. Разрушенный город был заполнен наступающими войсками. Капитальные мосты - гужевой и железнодорожный - были взорваны. Армейские части переправлялись по нескольким наведённым сапёрами мостам. Солнце, поднимаясь, уже заливало всё воздушное пространство золотистыми лучами. Ведущий подал команду, и группы увеличили высоту полёта и сместили центр прикрытия в сторону солнца.

Дельфино думал о том, как лучше отразить нападение противника, если он появится. Он решил упредить гитлеровцев и встретиться с ними в стороне от города, связать их боем и заставить сбросить бомбы подальше от переправ.

Размышления Дельфино прервал доклад кого-то из пилотов:

- Раяк-2, с запада самолеты!

На фоне посветлевшего неба над горизонтом были отчётливо видны чёрные точки, увеличивавшиеся с каждой секундой.

- Раяки, подготовить оружие! Вперёд! - скомандовал Дельфино и увёл Яки за пределы переправы, в направлении приближающегося противника, с учётом солнечной стороны.

Вскоре точки превратились в крохотные самолёты, быстро приближающиеся. Послышался чей-то недовольный голос:

- «Мессеров» больше чёртовой дюжины и два десятка «лапотников»... Дьявол их бери! Они намного ниже нас...

Дельфино понял, что гитлеровцы ещё не заметили их. Тактику удара он решил не менять, действовать так, как договорились ещё на земле. Он подал команду на атаку. Все ринулись на фашистов. Это был устрашающий рывок. Шестнадцать Яков стремительно спикировали на свою цель. Боевой строй «юнкерсов-87» нарушился. Их пилоты были напуганы внезапным нападением. Но они уже ничего не могли противопоставить, кроме огня своих стрелков. Огромный сноп огненных трасс ударил по вражеским бомбардировщикам, а сами атакующие боевыми разворотами ушли вверх. Удачным был удар и по «мессершмиттам». Несколько горящих «юнкерсов» упали на землю и взорвались на своих же бомбах. Упали три охваченных пламенем «мессершмитта». После второй, такой же результативной атаки, пилотов «юнкерсов» охватила паника. Но все они, хотя и разрозненно, пытались прорваться к переправам и бомбардировать их. Теперь уже первая эскадрилья атаковала одиночных «юнкерсов». Де Сен-Фаль нагнал вражеского бомбардировщика и сверху, сзади атаковал его. Прицелившись, он поразил его огненной очередью. «Юнкерс», оставляя длинный хвост дыма, начал падать к земле. Банэр, как стрела, врезался в группу «юнкерсов» и атаковал их ведущего. Прицелившись, он прошил его от мотора до кабины. Вражеская машина накренилась и, полыхая огнем, поштопорила вниз. Бертран тоже нагнал «юнкерса», уже прорвавшегося к реке. Пикируя, он старательно прицелился и открыл огонь. Дрогнув, немецкая машина вспыхнула факелом.

Пилоты остальных «юнкерсов», поняв, что им не прорваться к переправам, вывалили бомбы куда попало, развернули машины и ушли на запад.

Слаженно атакуя вражеских истребителей, вторая эскадрилья связала боем «мессершмиттов», изолировав их от «юнкерсов». Создалась воздушная свалка.

Хотя в смертельном бою встретились только два десятка истребителей, всё небо закипело кружившимися машинами и было иссечено светящимися трассами. Пилотам Яков удавалось перехватывать «мессершмиттов», не допуская их к своим «юнкерсам».

Дельфино следил за действиями обеих эскадрилий и управлял боем. В первые же минуты боя Гастон де Сен Марсо перехватил пару «мессершмиттов», атаковал ведущего и поджёг его. Но, услышав предупреждение Дельфино об атаке его другой парой гитлеровцев, рванул машину в сторону. Вражеская светящаяся трасса промчалась мимо цели. А когда эта пара прошмыгнула вперёд, де Сен Марсо подбил ведомого «мессершмитта».

Карбен и Версини сумели зайти в хвост одной из пар «мессершмиттов», пытавшейся атаковать Дельфино. Увеличив скорость, они быстро сблизились с гитлеровскими машинами и, точно прицелившись, Карбен по ведущему, а Версини по ведомому, с близкой дистанции открыли огонь. Атакованные «мессершмитты» загорелись, рухнули к земле и взорвались.

После бегства бомбардировщиков пилоты «мессершмиттов» поспешно вышли из боя и ретировались на захваченную гитлеровцами территорию.

Дельфино подал команду и группы, собравшись в боевой порядок, вернулись в небо Алитуса. Советские войска продолжали переправляться через Неман. Советские воины не знали, что их переправу прикрывают французские пилоты, но, опознав в краснозвёздных истребителях своих защитников, приветливо махали им пилотками. А это действительно были не чужаки, а боевые побратимы - воздушные рыцари Французской Республики.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru