Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

СУМАТОШНО-РАДОСТНЫЙ ДЕНЬ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Ночь на 27 октября на аэродроме Дедвиже-Штырки выдалась морозная, а день относительно теплый. Затвердевшая за ночное время земля превратила взлётно-посадочную полосу в бетонку.

Низкая утренняя облачность к полудню поднялась до полторы тысячи метров. Во время доклада дежурный синоптик обнадежил: распогодится. Пилоты, следуя на завтрак, с надеждой посматривали на небо.

В дождливое или холодное время столовая служила своеобразным клубом. В ней встречались с гостями, писали письма, читали книги, обсуждали актуальные вопросы... Вот и сегодня, после завтрака, полковник Пуйяд, когда ему доложили о собравшихся пилотах, обратился к ним с речью.

- Господа, многие из вас, по примеру русских лётчиков, пожелали внести деньги в фонд постройки новых боевых самолётов. Думаю, что мы осуществим такое это благородное презентование. Кто против? Нет! Значит, принято. Оформим отчисление средств в фонд обороны... - После короткой паузы, Пуйяд продолжал: - Гитлеровцы много лет укрепляли оборону Кенигсберга. Сейчас, заняв железобетонные укрепления, они яростно сопротивляются. Это второе фашистское логово советские войска сходу не одолели. Наступление временно приостановилось. Да и погода часто подводит авиацию, оставляя без прикрытия наземные войска. Сегодня последний вылет двух наших групп. На этом мы заканчиваем, и довольно успешно, нашу вторую боевую кампанию. Вы уже слышали о прибытии в Советский Союз главы нашего государства генерала Шарля де Голля. Вчера он был в Баку. По пути в Москву посетит Сталинград. Обещает побывать и у нас. - Вздохнув, Пуйяд закончил свою речь дрогнувшим голосом: - Завтра уезжаю в Москву. По решению высшего командования полком будет командовать майор Дельфино. Я  сегодня прощаюсь с вами...

...На аэродроме уже не было былого оживления. Мало было исправных самолетов. А пилоты всей душой рвались в бой. «Трудно усидеть на земле, когда сердце в воздухе», - говорил своим друзьям лейтенант Риссо. Летали на оставшихся в строю самолётах по очереди. В полдень взлетела четвёрка Як-3. Звено повёл выполнять боевое задание младший лейтенант Лемар. Он внимательно следил за воздушной обстановкой и редко за своими партнёрами Фернаном Пьерро, Жаном Соважем и Габриелем Марцизеном. Летели свободно и расслабленно. Тут всё было знакомым, десятки раз следовали этим маршрутом. Пройдя половину пути, Лемар подал сигнал о наборе высоты. За минуту они вплотную подошли к облакам и помчались под их нижней кромкой. Задание было серьезным: прикрытие района наступления советских войск Пилькаллен - Гумбиннен и подходящих к ним резервов.

До линии фронта оставалось полминуты лёта, и Лемар связался со станцией наведения. Послышался голос наводчика младшего лейтенанта Пистрака:

- Раяки, противника пока нет, подходите и барражируйте...

И в это мгновение Лемар заметил четвёрку вражеских самолетов, вывалившихся из ближайшей тучи. Они готовиль к атаке. В бою, когда не на жизнь, а на смерть сталкиваются противники, выигранная секунда может обеспечить победу. Её-то и выиграли «нормандцы». По сигналу Лемара они атаковали «мессершмиттов», не дав им опомниться. Пилоты гитлеровских машин, не приняв боя, порознь скользнули вниз. Этого только и ждали Лемар и его ведомые.

- Раяки, атакуем, каждый - своего!- скомандовал ведущий.

Они дружно рванули самолеты вниз. Стремительным пикированием стали нагонять гитлеровцев. Первым настиг «мессершмитта» Лемар. Старательно прицеливаясь, он нажал гашетки огня. Сверкнувшие трассы воткнулись в мотор, затем в кабину фашистской машины. «Меесершмитт», не выходя из пикирования, врезался в землю. Второй самолёт врага, атакованный и обстрелянный Пьерро, заполыхав огнём, перешёл в пологое снижение и ушёл на запад. Марцизен обрушился на третьего «мессершмитта» и мгновенно поразил его длинной огненной очередью. Но гитлеровец вырвал самолёт из пикирования и перевёл его в вертикальную горку. Мерцизен продолжал преследовать его. Пользуясь лучшей скороподъемностью своего самолёта, он быстро нагнал машину немца и вновь прошивал её светящейся трассой. Дымя, «мессершмитт» снова стал валиться вниз, но был выхвачен пилотом из падения и удрал с поля боя. Пилот четвёртого «мессершмитта», заметив, что его на пикировании нагоняет Як, рванул машину вбок. Соваж проскочил вниз, а затем вертикальной горкой с доворотом атаковал его снизу и пропорол вражескую машину длинной очередью. Она свалилась на землю.

В несколько минут закончился бой, но он показался «нормандцам» очень длительным. Лемар решается на запрос:

- Планета, разрешите Раякам закончить вылет свободной «охотой». Это общее желание.

- Генерал запрещает, к нам подходят с запада неизвестные...- ответил Пистрак.

Прошло десять минут, но «неизвестные» не появлялись. Прилетела смена. Четвёрку Яков привёл старший лейтенант Роже Соваж, с ним полковые асы: Ролан де ля Пуап, Жозеф Риссо и Жак Банэр. Привественно покачав крыльями самолетов, Соваж развернул свою группу над станцией наведения, а Лемар взял курс на аэродром.

Долго не появлялся противник, хотя Пистрак дважды сообщал о приближении к переднему краю войск самолётов противной стороны. Высота несколько повысилась, и прикрытие наземных войск новая группа начала с набора высоты, заняв позицию под облаками на высоте две с половиной тысячи метров. Наконец-то, одновременно с информацией по радио, Риссо увидел три пары «фокке-вульфов-190» с бомбами, которые мчались к переднему краю советских войск  на высоте около тысячи метров. «Это, очевидно, передовая группа, а основная ещё где-то на подходе, - подумал Соваж, - всё - к лучшему, поочередно сразимся». Он подал сигнал о маневре. «Нормандцы», не отрываясь от нижней кромки облака, выскочили вперёд и встретили «фокке-вульфов» над гитлеровским передним краем. Вражеские зенитки не открывали огонь, видимо, боясь попасть в своих истребителей.

- Бьём, как договорились на земле. В атаку! - скомандовал Соваж.

Четвёрка Яков, по соколиному спикировала из-под самых облаков и атаковала «фокке-вульфов», уже перестроившихся в пеленг для бомбометания. Удар оказался настолько внезапным, что гитлеровские пилоты не успели оказать сопротивления. Спокойно и уверенно пикируя, «нормандцы» прицелились и открыли огонь. Атакованные Соважем и де ля Пуапом «фокке-вульфы», не успев сбросить бомбы, загорелись и, кувыркаясь, отправились на землю, а обстрелянные Риссо и Банэром прежде времени сбросили бомбы на позиции своих войск и, оставляя два дымных следа, бросились наутёк. Де ля Пуап, довернув машину, успел догнать одного из беглецов и сбить его. За вторым метнулся Риссо и добил его над нейтральной полосой.

Пилоты третьей уцелевшей пары, следовавшие в хвосте колонны, увидев результаты первой атаки «нормандцев», сбросили неприцельно бомбы и вырвались вверх к облакам, очевидно, с целью атаковать Яков. Когда же на них устремились четыре краснозвёздных истребителя, они панически развернулись и что есть духу рванули на запад. Их не преследовали в связи с нехваткой горючего.

- Раяки, браво! Молодцы! - восторженно крикнул Пистрак, потом тише добавил:- Вы свободны, на смену вам спешат соседи-гвардейцы...

Разворачиваясь, они увидели чуть в стороне шесть мчавшихся навстречу им истребителей. Передав по радио всем понятное слово «Салют!», Соваж качнул крыльями самолёта и повёл своё звено на восток. Они, привычно пилотируя самолеты, ощущали удовлетворённость от  вылета. Соваж уверенно вёл ведомых к аэродрому над освобожденной с их участием землей, навстречу новым событиям, весьма важным в жизни «нормандцев» - отъездом в Москву для встречи с главой уже свободной Франции генералом Шарлем де Голлем, получением советских боевых орденов, перебазированием на новый аэродром уже на территории Восточной Пруссии для участия в окончательном разгроме фашистских сил во втором логове Гитлера - Кенигсберге.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru