Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

Продолжаем публиковать заметки Юрия Михайловича Каменского – известного металлурга, участника необычных марафонов и свидетеля ряда интереснейших событий.


Юрий КАМЕНСКИЙ


ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА ФУРЦЕВА, ИЛИ КОЕ-ЧТО О БОРЬБЕ С «АБСТРАКЦИОНИЗМОМ»

С конца пятидесятых годов стали очень популярными художественные выставки в только что капитально отремонтированном Манеже (до этого здесь размещались конюшня и автомобильный гараж полка, охраняющего Кремль).

Впервые впечатление, близкое к шоку, мы испытали на выставке польской живописи (приуроченной, кажется, к проведению VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве), где наряду с известными художниками XIX века были широко представлены и художники современные, которых в СССР вскоре стали называть «абстракционистами». Думается, что под этим клеймом объединили живописцев разных направлений, которые отличались от ортодоксальной реалистической школы XIX века.

Помню, на той выставке сильнейшее впечатление произвела на меня большая картина «Освенцим», где на фоне десятков воздетых к небу человеческих рук были изображены скрипки, виолончели, трубы и другие музыкальные инструменты, написанные яркими, всех цветов радуги, красками. Смысл этой фантасмагории становился ясен после объяснения польской девушки-искусствоведа: в немецком лагере смерти людей сжигали в печах под звуки симфонического оркестра, составленного из самих заключённых... А под конец уничтожили и их...

Потом на выставках появились и картины наших художников, где не всё было хрестоматийно ясно и понятно – требовалось усилие воображения или дополнительная информация, чтобы дойти до сути этого произведения... Но процесс, как говорится, «пошёл».

На знаменитой выставке в Манеже 1963 года (вошедшей в историю после её «идейного разгрома», произведённого самим Никитой Сергеевичем Хрущёвым) мне довелось побывать вскоре после её открытия, дня за три до появления там Первого секретаря ЦК...

Наверное, к его визиту уже готовились, и широкому зрителю было показано далеко не всё, но одна экспозиция меня тогда потрясла. Речь идёт о серии из пяти или шести небольших скульптур из бронзы под общим названием «Война», представленной скульптором Эрнстом Неизвестным. (Другая серия, под названием «Распад формы», посвящённая страшному заболеванию XX века – раку – как раз и была столь жестко раскритикована Никитой Сергеевичем, которого не убедили объяснения скульптора, что он хотел таким образом привлечь внимание учёных всего мира к необходимости всё-таки найти средство борьбы с этим заболеванием).

Так вот, среди пяти скульптур, стоявших на одной небольшой деревянной подставке, одна особенно поразила меня. Представьте себе человеческую голову, туго обтянутую противогазом, и руку, точнее – только кисть руки, которая пытается сорвать с головы облегающую её резиновую маску. Название скульптуры – «Газовая атака»... Человек думал спастись, надев противогаз, но тот не помог, человек задыхается, и последним судорожным движением – снизу вверх – вывернутой ладони, продетой под край маски, пытается сорвать противогаз с головы... Он делает это уже в беспамятстве, теряя сознание и лишь приближая свою гибель...

...Когда через несколько дней мы услышали, как Хрущёв громит Эрнста Неизвестного, у меня это вызвало только недоумение: он был явно не прав.

...А ещё через несколько месяцев мне довелось присутствовать на большом собрании пропагандистов Калининского района города Москвы, на котором выступала тогдашний министр культуры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева. Речь шла о разъяснении политики партии и правительства по вопросам литературы и искусства. Было сказано тогда и о вмешательстве западной пропаганды в наши внутренние дела, и о том, как художники-абстракционисты заранее приглашали западных журналистов, аккредитованных в Москве, на открытие своих «подпольных» выставок...

Всё это, в общем, укладывалось в общую схему разноса, учиненного до этого Н.С. Хрущёвым, хотя и слушалось с интересом, как некий детектив...

И тут Е.А. Фурцева рассказала такое, что я её сразу зауважал, а последующие события только укрепили мое восхищение этой замечательной женщиной.

Итак – рассказ Е.А. Фурцевой:

«Товарищи пропагандисты, для того, чтобы вы поняли, насколько непросто проходит идеологическая борьба двух мировых систем, насколько серьезна реальная опасность проникновения тлетворной буржуазной идеологии в наши ряды, я расскажу вам такой эпизод. На одном из совещаний по вопросам искусства, проходившем прошлым летом, на трибуну вышел человек, занимающий довольно высокий пост, и стал резко критиковать последователей буржуазной идеологии, в частности, художников-абстракционистов. Когда он закончил и сошёл с трибуны, сидевший рядом со мной в президиуме этого совещания скульптор Эрнст Неизвестный повернулся ко мне и сказал вполголоса: «Екатерина Алексеевна, а ведь этот человек недавно купил у меня абстрактную скульптуру за пятнадцать тысяч рублей...»

Услышав от Екатерины Алексеевны Фурцевой эти слова, зал загудел... А я понял, что она настоящий человек, который не боится правды, как бы она ни была неприятна. И что доверяет эту правду нам – простым пропагандистам, и поэтому сама заслуживает большого доверия. Что она не подлаживается к сиюминутным политическим оценкам – об этом свидетельствовало упоминание ею имени «опального» скульптора в таком необычном, остром контексте...

Снова мне довелось увидеть Екатерину Алексеевну – и вновь восхищаться ею! – через восемь лет, в 1971 году, когда отмечалось 100-летие первой выставки художников-передвижников, положившей начало мощному взлёту русского национального изобразительного искусства во второй половине XIX века. Было это в здании Государственной Третьяковской галереи, где открылась юбилейная выставка. В зале произведений Василия Ивановича Сурикова собралось несколько десятков человек, были установлены осветительные лампы – софиты, ожидалась телевизионная съёмка. И вот в зал входит группа людей – это Е.А. Фурцева, президент Академии художеств СССР Н.В. Томский, известные советские художники и искусствоведы. Они подходят к микрофонам – никакого официального президиума...

Н.В. Томский произносит несколько вступительных слов, а затем предоставляет слово министру культуры СССР Екатерине Алексеевне Фурцевой. И она – «бывшая ткачиха» (как иногда полупрезрительно говорили о ней её недруги) – произносит потрясающую речь о значении творчества художников-передвижников. Взволнованным голосом, не глядя ни в какие шпаргалки, называя художников, их картины, события художественной жизни той эпохи. Особо она отметила выдающуюся роль братьев Третьяковых – не только Павла Михайловича в создании общедоступной галереи русского искусства, но и Сергея Михайловича, его коллекции западноевропейского искусства, его вклад в музейное дело Москвы, которая тогда была лишь второй столицей государства Российского...

Пятнадцатиминутную – яркую, очень содержательную – речь Екатерины Алексеевны, произнесённую перед такой квалифицированной аудиторией, присутствовавшие слушали, затаив дыхание, и потом долго звучали аплодисменты. «Вот тебе и бывшая ткачиха!» – это можно было прочесть на всех лицах...

И последнее. В 1974 году Государственный Академический Малый театр должен был отмечать свой 150-летний юбилей. К этой дате театр был награжден орденом Октябрьской революции. И как раз в эти дни скончалась после тяжёлой болезни Екатерина Алексеевна Фурцева. В знак глубочайшего уважения перед её личностью, перед её памятью коллектив театра единодушно решил перенести празднование юбилея на другое время, и оно состоялось только спустя несколько месяцев...

...А что касается разгрома «абстракционистов», то иронией судьбы оказался тот факт, что после смерти Никиты Сергеевича Хрущева его семья обратилась именно к Эрнсту Неизвестному – теперь уже всемирно признанному скульптору – с просьбой создать надгробный памятник человеку, развенчавшему «культ личности». Многим хорошо знаком этот памятник – тумба в форме шахматной ладьи, сложенной из нескольких фигурных, плотно пригнанных друг к другу блоков белого и чёрного мрамора... Так гениальный скульптор в «абстрактной» форме выразил диалектическую сложность личности самого Никиты Сергеевича Хрущёва. Его и его времени: «Единство и борьба противоположностей...»

 

Продолжение следует.

Читайте в следующих выпусках:

 

ГЛАЗА В ГЛАЗА

(Чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров)

 

СКУЛЬПТОР ЛЕВ КЕРБЕЛЬ

 

БОРИС ПРОРОКОВ

 

«ИРКУТСКАЯ ИСТОРИЯ»

(народный артист Михаил Ульянов)