Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

МАСШТАБНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ – В ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ

 

Почти 26 млрд рублей направило Правительство России в уставный капитал РЖД в качестве взноса на реализацию мероприятий по развитию железнодорожного транспортного комплекса Московского региона.

Растёт уставный капитал

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение об увеличении уставного капитала ОАО «РЖД» в конце декабря 2012 года. Руководствуясь федеральным бюджетным законодательством, на плановый период 2013 и 2014 годов в уставный капитал РЖД направляется взнос в размере почти 61 млрд рублей, в том числе около 35 млрд рублей – в целях организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в Сочи, развития этого города как горно-климатического курорта; ещё почти 26 млрд рублей – на развитие инфраструктуры железной дороги в Московском регионе.

Ранее сообщалось, что в 2012 году государство через взнос в уставный капитал выделило РЖД почти 40,5 млрд рублей. Эта сумма направлена адресно на реализацию конкретных проектов, в том числе на развитие Московского транспортного узла (около 17 млрд рублей), проекты в рамках подготовки к Олимпиаде в Сочи (около 14 млрд рублей), строительство подъездных путей к нефтеналивному порту Приморск на Балтике. После освоения средств все объекты, созданные в рамках этих проектов, станут активами РЖД. Напомню, единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация в лице федерального правительства.

В 2012 году компания выделила Московский железнодорожный узел в качестве одного из семи приоритетных инфраструктурных проектов развития. Только в Москве и Московской области в ближайшие семь лет планируется осуществить серию инвестиционных проектов, крупнейший из которых – реконструкция Малого кольца МЖД под пассажирское движение (объём инвестиций – более 236 млрд рублей).

Московская магистраль должна внести важный вклад в ускорение доставки пассажиров из столицы России в Сочи и страны Европы. Помимо этого, предстоит увеличить пропускную способность Большого кольца МЖД (куда выводятся все транзитные грузопотоки с Малого), развить «большой обвод» вокруг Москвы с юга с тем чтобы тяжеловесные грузовые поезда шли из восточных и сибирских регионов страны в Европу транзитом в обход Мосузла, что значительно ускорит доставку.

В самой Москве и ближайшем пригороде до 2020 года планируется проложить 224 км железнодорожных путей, увязать их с более чем 100 транспортно-пересадочными узлами и станциями метрополитена; закупить подвижной состав на сумму 63 млрд рублей Реализация этих мер позволит увеличить объём пригородных перевозок в Мосузле до одного млрд человек в год.

Разумеется, для достижения этих амбициозных целей потребуются не только средства ОАО «РЖД», но и бюджетные инвестиции Москвы, Московской области. А также вложения частных инвесторов – прежде всего на строительство дополнительных платных переездов и путепроводов, перехватывающих парковок у железнодорожных станций, нехватка которых в Мосузле с каждым годом ощущается всё острее.

 

Где взять средства

Проблема изыскания финансовых резервов для дальнейшего развития на сети, в том числе и в Московском регионе, является одной из самых актуальных. В последнем годовом отчёте ОАО «РЖД» отмечено, что привлечение банковских кредитов нецелесообразно, поскольку элементарные расчёты показывают: высокие процентные ставки на долговом рынке не позволят реализовать намеченные долгосрочные инфраструктурные проекты с положительным финансовым результатом и окупаемостью. Эту позицию железнодорожного холдинга разделяет и руководство страны. Ещё в январе 2012 года на совещании в Кемерово Владимир Путин, тогда председатель правительства, отметил, что проекты развития железнодорожной инфраструктуры в силу своих масштабов и фундаментальности являются высокозатратными и часто не имеют внутренней окупаемости, особенно в краткосрочной перспективе. Но зато благодаря им возникают условия для экономического роста других отраслей, создания новых производственных мощностей и рабочих мест, а также существенных дополнительных доходов для бюджетов всех уровней. Поэтому в вопросе финансирования развития железных дорог должен преобладать государственный подход, а не только отраслевой.

Для привлечения инвестиций в железнодорожную инфраструктуру необходимо в полной мере использовать государственно-частное партнёрство, объединять усилия и ресурсы добывающих и перерабатывающих компаний (в первую очередь – химических, лесных, металлургических, угольных, горнорудных) и железнодорожных перевозчиков. Тогда же Путин впервые выдвинул идею об использовании на эти цели пенсионных накоплений россиян путём вложения их в гарантированные государством инфраструктурные облигации.

– Считаю, что эти средства могут быть направлены на софинансирование инфраструктурных проектов. Значительным резервом для финансирования развития железнодорожной инфраструктуры может стать размещение средств накопительной части пенсионных сбережений под управление Внешэкономбанка в долгосрочные инфраструктурные облигации, – сказал Президент России, поручив Минфину, Минэкономразвития и Минтрансу проработать эту перспективную тему.

 

Начать с пилотного проекта

В апреле 2012 года на проведённом Владимиром Путиным совещании по вопросу создания в России сети высокоскоростных магистралей и перспективам развития железнодорожной инфраструктуры Владимир Якунин поддержал идеи Президента РФ. Глава компании призвал начать с господдержки проекта по развитию и обновлению Байкало-Амурской магистрали, и сделать это с привлечением средств Фонда национального благосостояния, ресурсов накопительной пенсионной системы – за счёт выпуска инфраструктурных облигаций на общую сумму свыше 200 млрд рублей. На развитии БАМа, как пилотном проекте новой схемы инвестирования, Владимир Иванович сконцентрировал внимание по двум причинам: во-первых, там находится средоточие геостратегических долгосрочных интересов России – надо обеспечить освоение сырьевой базы региона, привлечь туда людей, что немаловажно и для укрепления оборонного потенциала России. Во-вторых, исторически сложилось так, что в Сибири и на Дальнем Востоке главным инвестором выступает государство, из дотационных региональных бюджетов там взять практически нечего. Однако принципиально новая схема инвестиций в строительство и модернизацию железных дорог имеет, конечно же, универсальный характер.

В начале октября 2012 года на форуме «Россия зовёт» Президент России поручил министерству финансов РФ до конца года представить предложения по использованию средств накопительной части пенсии для развития инфраструктуры. При этом Путин отметил, что накопительная часть пенсии является одним из источников «длинных» денег. И, что особенно важно, «недорогих» денег – ведь за их использование не надо платить больших банковских процентов.

– Деньги там накоплены немалые: в 2012 году – около двух трлн рублей, – сказал глава государства.

А уже в середине ноября Путин поручил правительству до конца года разработать нормативную базу, включая подзаконные акты, позволяющую использовать пенсионные средства в инфраструктурных облигациях в долгосрочных и прибыльных проектах. При этом президент подчеркнул, что это будет наиболее разумное, эффективное и надёжное применение пенсионных накоплений.

В бизнес-среде, однако, далеко не все разделяют оптимизм главы государства. Так, Евгений Гончаров, заместитель гендиректора Первого домостроительного комбината (Коммандитное товарищество «ДСК-1 и Компания», строит 1 млн 100 тыс. кв. м жилья в год; крупный клиент Московской магистрали) охарактеризовал в беседе со мной идею инвестирования пенсионных накоплений россиян в строительство железных дорог как «тришкин кафтан»:

– Ну что это, от полы отрезать, на рукав прицепить? – удивляется Евгений Николаевич. – Ведь надо учесть, что дефицит платёжного баланса в Пенсионном фонде РФ весьма ощутимый. Неясно, из каких доходов будем платить пенсии лет через 10-15. Черпать воду решетом весьма рискованно, так можно соотечественников вообще без пенсий оставить. Необходимо другое решение, более продуманное и капитальное. Ведь строительство железных дорог –  вопрос стратегический. Здесь само государство должно оказать поддержку из своих внутренних резервов. Привлечь к инвестированию большой бизнес, который не может развиваться без железных дорог.

Пенсионные накопления – в действии?

В конце 2012 года министр финансов РФ Антон Силуанов объявил долгожданную новость: федеральное правительство в 2013 году направит до 300 млрд рублей средств пенсионных накоплений на инфраструктурные облигации ОАО «РЖД». Это важно и для самих будущих пенсионеров: таким образом, введённая в 2002 году накопительная система, которая долго пробуксовывала и не давала ожидаемого эффекта, наконец, не только заработает, но и получит перспективу развития, принося выгоду как государству, так и гражданам.

По планам министерства экономического развития РФ в новой схеме инфраструктурного инвестирования будет задействована почти половина пенсионных накоплений работающих россиян и жилищных накоплений военнослужащих (в сумме это около 1,5 трлн рублей), а также средства из резервов страховых компаний, деньги агентства по страхованию вкладов и капитал Внешэкономбанка.

Новая схема инвестирования вызвала интерес в ОАО «Скоростные магистрали» – дочерней компании ОАО «РЖД». Там предложили использовать средства Пенсионного фонда России (ПФР) для кредитования частного партнёра по строительству высокоскоростной железной дороги Москва – Петербург (ВСЖМ-1). Сейчас разрабатывается проект строительства магистрали. Расходы на строительство и эксплуатацию трассы, которая должна быть создана к чемпионату мира по футболу 2018 года, по расчётам, составят не более 700 млрд рублей. Федеральный бюджет оплатит до 70 процентов этой суммы. Остальные средства привлечёт компания-концессионер, частный партнёр проекта, которого выберут в 2013 году в ходе конкурса. Если идея инфраструктурных облигаций заработает, то необходимые кредитные средства концессионер мог бы привлечь в пенсионном фонде. Согласно своей инвестиционной декларации ПФР может предоставить до 178 млрд рублей под государственные гарантии. Привлечь частные инвестиции без госгарантий в такой капиталоёмкий проект практически невозможно – из-за невысокой доходности и большого срока окупаемости. Поэтому компания «Скоростные магистрали» предлагает выдать частному партнёру – победителю конкурса гарантии Внешэкономбанка на заёмные деньги. В случае положительного решения доходность средств пенсионеров может составить 7-10 процентов, навскидку считает представитель компании. Участвовать в финансировании ВСЖМ-1 смогут и другие фонды, в частности, управляющая компания «Лидер» и пенсионный фонд «Благосостояние».

Проекты масштабной реконструкции железных дорог значатся среди главных приоритетов государства, и есть основания надеяться, что новая схема инвестирования в инфраструктуру начнёт работать.

Игорь ЛЕНСКИЙ