Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 СОЛИДАРНОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ ИЛИ В МЕТРО ПО БАБУШКИНОЙ КАРТЕ?

Не пора ли нам перенять опыт Стамбула, где по выходным – проезд бесплатный

 

«Проезд в общественном транспорте Москвы по чужой социальной карте должен быть приравнен к мошенничеству», – заявил 1 ноября на оперативном совещании в правительстве столицы мэр Москвы Сергей Собянин.  По словам градоначальника,  которые цитирует агентство РБК, это нарушение есть не что иное как «пользование поддельными документами для получения заслуженных другими бюджетных денег».

В ближайшее время планируется рассмотреть этот вопрос совместно с ГУВД.  Мэр предложил создать чёрный список безбилетников, который будет публиковаться на «досках почёта». Заместитель мэра по вопросам транспорта, бизнесмен-миллионер Максим Ликсутов, являющийся автором этой оригинальной идеи,  сообщил, что фотографии «системных безбилетников»,  возможно, появятся на сайте столичного Департамента транспорта.  Помимо этого к безбилетникам, которые регулярно нарушают правила проезда, могут быть приняты более крутые меры – запрет на выезд за рубеж.

По существующим ныне правилам, проход через турникет по чужой социальной карте квалифицируется как безбилетный проезд и наказывается штрафом до 2,5 тыс. рублей и изъятием незаконно используемой социальной карты, которая возвращается законному владельцу только через 60 дней.

Неправомерно используемые для прохода через турникеты социальные карты москвича начали изымать у нарушителей в июне 2011 годв, когда к работе приступила новая контролирующая организация – ГКУ «Организатор перевозок». По итогам 2011 года в «подземке» было изъято 26 тыс. незаконно используемых социальных карт, в 2012 году число изъятых карт увеличилось до 45,7 тыс. В наземном городском транспорте столицы в 2011 году было изъято 24 тыс. карт, в 2012 г. - 57,4 тыс.  Всего в  2012 году за безбилетный проезд в московских трамваях, троллейбусах и автобусах были оштрафованы 130,3 тыс. человек, в метро - 14 тыс.

За первое полугодие 2013 г. число изъятых социальных карт выросло, по данным Департамента транспорта Москвы, почти на 10 %. В метро у нарушителей, сказал Ликсутов, изымается до 200 карт в день.

 

Наш комментарий

Итак, треть пассажиров общественного транспорта столицы ежедневно ездят даром,  у турникетов «расплачиваясь»  за проезд  блеском чужих социальных карт. Проблема? Да, проблема. Надо её решать? Безусловно. Но вот какими средствами? Только ли ужесточением законов и государственной репрессией?

Как было заявлено высокими должностными лицами, пользование чужими социальными картами предлагается приравнять к уголовному преступлению - мошенничеству.  Это статья 159 Уголовного кодекса РФ, которая включает в данный состав преступления хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием.

Если ГУВД Москвы поддержит идею, в чём трудно сомневаться, то придётся привлекать новоявленных «мошенников» к уголовной ответственности. Но вот вопрос: сколько же всего безбилетного люда придётся привлечь?

Вспомним статистику: в день у нарушителей по всей Москве изымается более 200 чужих социальных карт. Сколько же это в год? Несложный подсчёт показывает – около 70 тысяч. Это тех, кто попался ревизорам, их по разным данным – один из десяти, один из двадцати. А сколько же тогда всех «мошенников», включая тех, кто ускользнул от бдительного ока контролёра? Получается – от 700 тысяч до полутора миллионов пассажиров катаются в общественном транспорте по чужим социальным картам. Эти же цифры подтверждают вице-мэр М.Ликсутов и глава ГКУ «Организатор перевозок» В.Казанский: каждый третий пассажир метрополитена – безбилетник. 

Многовато, конечно. Но что делать, если проблема приняла столь устрашающие масштабы? Всех карать? Всю несознательную массу? Полтора миллиона человек чохом объявим преступниками?

«Проезд по чужой социальной карте…» Что-то здесь режет ухо, что-то не совсем так.  По чужой ли? Если не лукавить, а быть абсолютно точным: пассажиры ездят не по чужим социальным картам.  Они их нигде не нашли и не украли. Люди ездят по социальным картам своих ближайших родственников. Как правило – по картам своих пожилых родителей.  Почти всегда – с их ведома и разрешения. Часто – в интересах самих же стариков,  за свой трудовой век что и получивших от государства, так это социальные карты, льготами по которым, увы, часто уже они не могут воспользоваться самостоятельно.  Ведь многие престарелые пенсионеры по возрасту и состоянию здоровья сами никуда не доберутся, даже в аптеку или за продуктами.  А кто для них поедет?  Не все же уповают на социального работника, большинство – на собственных детей и внуков. А тем, чтобы полностью оплачивать проезд в общественном транспорте по существующим тарифам, надо ежемесячно выкладывать из кармана от 2 до 4 тысяч рублей, то есть 25-50 тысяч в год. Для доходов обычного москвича это очень дорого.  Это невыносимо дорого.

И если полтора миллиона пассажиров, отказываясь платить за проезд, тем самым ропщут против высоких тарифов на транспорт, может быть,  надо в чём-то  прислушаться  к ропоту?  Не только из сострадания и гуманизма, хотя и это важно. Их, безбилетников, ведь не просто значительное число, а электорально значительное. Не дай Бог, внеочередные выборы? Двадцать, пятьдесят, сто, тысяча человек ещё могут заблуждаться – но полтора миллиона? Это уже не заблуждение, это социальный протест. Надо ли настраивать такую гигантскую массу людей против власти?

Чиновники должны уважать традиции нашего народа: школьники и студенты, их мамы и папы, их престарелые бабушки и дедушки  – это в большинстве случаев одна большая дружная семья.  Общая память, общая судьба, общий стол, общий бюджет.  В наших российских традициях солидарность поколений. Не берусь никого оправдывать, но многие рассуждают так:  сегодня деньги благодаря дедушкиной социальной карте будут сэкономлены на проезде, а завтра эти же сбережённые семейные средства пойдут на дорогостоящие лекарства и операции для дедушки, если тому вдруг придётся лечь под нож хирурга или онколога.  Высокотехнологичная медицина нынче стоит недёшево – пенсии на платную клинику старикам едва ли хватит.

Вот о чём не следует забывать начальникам, читающим нравоучения об оплате проезда пассажирам, пролетая в это же время мимо них на казённом автомобиле, с казённым водителем, которому, между прочим, из своего чиновничьего кошелька  не надо платить ни гроша!

 В советское время, если кто не помнит, проезд в метро стоил пятачок. И льгот особых для пенсионеров тогда не было, потому что размер пенсии позволял ветеранам не чувствовать себя ни в чём ущемлёнными. И никаких социальных карт в те времена не было, а безбилетников в таких масштабах, как сегодня, и близко не водилось, потому что вопрос оплаты за проезд в общегородском разрезе вообще не обострялся и ребром не стоял.  Поскольку государство у нас было социальное не только по декларации в Конституции, но и по жизни тоже. И проезд стоил настолько дёшево, что как-то и в голову  не приходило на этом пятачке экономить.

Пять копеек в 1985 году – это примерно пять рублей в 2013-м.  Намёк ясен. Вот вам, уважаемые господа из мэрии, один из вариантов социального компромисса, лежащий на поверхности. Здравый смысл, исторический опыт подсказывает, что такой щадящий тариф пассажиров бы вполне устроил. И безбилетников бы стало меньше, и сборы возросли, и бабушкина социальная карта у турникета никому бы не понадобилась: овчинка выделки не стоит, нарвёшься – себе дороже.

Есть и другие варианты. Например,  зональный принцип оплаты, как в лондонском метрополитене, когда цена билета зависит от дальности поездки. Можно перенять и опыт Стамбула, где билет стоит 1 доллар, почти как у нас, но зато по выходным – проезд бесплатный!

Интересен и вариант, предлагаемый экономистами – учесть транспортные расходы в налоговых отчислениях каждого москвича, ведь каждый из нас куда-то едет и каждому «бесплатная» карта в принципе нужна. С учётом эффекта масштаба в 12-миллионном городе отчисления с одного человека, при условии 100-процентного обложения населения налогом на общественный транспорт, составили бы не более 500 рублей. А это уже совсем не две-четыре тысячи, в которые сегодня обходятся нам месячные проездные билеты минимум на два вида транспорта.

В общем, надо не грозить горожанам уголовной статьёй, а думать и считать варианты. Как однажды сказал знакомый мне мудрый человек с кавказскими корнями, ныне один из руководителей фракции единороссов в Госдуме, «искусство компромисса – это жить в социальном мире».

Игорь ЛЕНСКИЙ