Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

«В небесах мы летали одних»

 

От редакции. Заканчиваем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Возвращение

Авиационный полк «Нормандия - Неман» перелетел на свой последний аэродром - Эльбинг, освобождённый советскими войсками от фашистов. Предпоследний аэродром - Хайлигенбайль - останется на долгое время в памяти «нормандцев». На нём они получили весть о капитуляции Германии, радовались, ликовали, торжествовали в честь Победы. Конечно, салютовали выстрелами из пистолетов и пили шампанское. На новом месте пилоты мало интересовались достопримечательностями большого приморского города. Все их мысли и чаяния уже были дома, во Франции.

Отшумели бои. Боевое содружество французских пилотов и советских летчиков закончилось, осталась дружба, скреплённая совместным выполнением боевых задач и пролитой кровью. Наступило тяжёлое время расставания и проводов советскими лётчиками и механиками французских побратимов.

Долгожданный день отъезда - 14 июня 1945 года - был тёплым и солнечным. На площадке, среди служебных зданий и вблизи командно-диспетчерского пункта, на высоких флагштоках развевались государственные флаги Советского Союза и Франции. Недалеко от них виднелся чёрный репродуктор, прикреплённый на высоком столбе. На площадке собрались механики в праздничном обмундировании, с орденами и медалями на гимнастёрках. Их лица и голоса выдавали волнение. Покуривая, они беседовали и часто поглядывали в сторону гостиницы, в готовности встретиться со своими пилотами в последний раз. Долго молчавший, старшина Лохин грустно улыбнулся:

Кажется, совсем недавно начали обслуживать машины французских пилотов, а сегодня уже провожаем их на Родину.

- Ещё скажешь «намедни»... Почти два года были вместе, – сказал старшина Федорин.

- Братцы, всё закономерно, - рассудительно изрёк старшина Аверьянов.

- Встречали их - волновались, а, провожая - ещё больше волнуемся, - признался старшина Капралов и, взглянув вдоль улицы, воскликнул: - Показались наши друзья командиры.

- Смирно, техническая сила! - подал шутливую команду старшина Базылев.

Все замолчали. Не спеша, приблизились пилоты в парадных костюмах, с блестевшими в солнечных лучах правительственными наградами. Лица механиков посветлели. Они окружили пилотов плотным кольцом. С дружеским докладом обратился к своим бывшим командирам экипажей Лохин:

- Дорогие командиры! Машины к перелёту подготовлены, механикам не сдержать слёз...

- Милые друзья, нам расставаться тоже нелегко. Имеем честь сообщить вам, что вчера вернулись из Москвы, с правительственного приема, во всех чинах и орденах, - ответил механикам де Жоффр.

- Выглядите вы так празднично, что аж глаза слепит, - улыбнулся Маловецкий.

Они всматривались друг в друга, будто не виделись целую вечность.

-- Друзья, посмотрите на золотую звезду лейтенанта Андрэ... Поздравьте его! – обратился к механикам Лоран.

- Я слышал по радио, что мой пилот Жак Андрэ - Герой Советского Союза, а наяву вижу впервые. Поздравляю вас, мой лейтенант! - с такими словами Базылев шагнул к Андрэ.

- Спасибо, Саша! Эта звезда не только моя. В этой награде и твоя заслуга, - Андрэ с чувством прижал к груди Базылева.

- А у нас нет золотых звезд, зато есть боевые ордена, - напомнил Лоран.

Новое обращение младшего лейтенанта Лорана совсем разрушило стену стеснительности. Механики устремились к пилотам, поздравляя их с советскими и французскими орденами. Казалось, не будет конца взаимным рукопожатиям и объятиям.

Из репродуктора раздался голос:

- Внимание! Младшему лейтенанту Лорану прибыть на контрольно-пропускной пункт, приехала жена...

Лоран протиснулся сквозь людское столпотворение и, убегая, крикнул:

- Чудесная пора! Как хорош мир, когда никто не стреляет!

Вновь возобновилась беседа. Базылев задал вопрос Андрэ:

- Знаем, что вам понравилось у нас. Может, останетесь насовсем?

- Нет, мой друг. Родина - не только слово с большой буквы. Во Франции - основа моей жизни, мечты и надежды. Ждут новые дела. А сердце всегда будет с моим механиком.

- И моё тоже! - воскликнул де Жоффр. - Я чувствую и радость, и боль. Какая удача - выполнить свой долг и выжить. И как тяжело сознавать, что в эти радостные часы нет с нами Жана Тюляна, Альбера Литольфа, Марселя Лефевра, Мориса де Сейна, Володи Белозуба, Сергея Астахова, да и других, дорогих для нас и Отчизны людей...

- Их подвиг останется навсегда в нашей памяти, - глаза Аверьянова повлажнели.

- И нашей тоже. Склоним головы в скорбную минуту! - добавил Андрэ. После минуты молчания Шаррас воскликнул:

- Высочайшая честь - возвращаться с войны победителем и со своим оружием. Мы безгранично благодарны Советскому правительству за подаренные нам самолёты.

- Для таких боевых побратимов, как вы, наш народ ничего не пожалеет, - тепло посмотрел на Шарраса Капралов.

Дальше зашла речь о поездке пилотов в столицу. Об этом вызвался рассказать де Жоффр:

- На трёх транспортных Ли-2 мы быстро добрались до ликующей Москвы. Нас встречали генерал Пети, полковник Пуйяд и подполковник Дельфино. Разместили нас в центральной гостинице Красной Армии. В первый день мы посетили Введенское кладбище и возложили венки на могилы Лефевра, Жуара и Бурдье. Затем после обеда отправились гулять по Москве, празднующей Победу. Часы в этот день и последующие были заполнены весельем, хотя нашлось время посетить Красную площадь, музей Ленина, Парк культуры и Большой театр. Москвичи принимали нас, как любимых родственников. На пятый гостевой день было вручение орденов. Вот, Жак получил звезду Героя и орден Ленина, майор Матрас - орден Александра Невского, а все остальные - ордена Красного Знамени и Отечественной войны. В этот же день мы были приглашены на грандиозный банкет с участием командования советских военно-воздушных сил. А на следующий день мы были потрясены феноменальной новостью: руководство Советского Союза подарило нам самолеты, и на них мы возвращаемся во Францию.

Задать вопросы де Жоффру не успели. Репродуктор передал приказ:

- Внимание! Внимание! Французским пилотам и русским механикам прибыть к девяти часам на самолётные стоянки!

- Это касается и нас. Пошли, старики! Товарищи механики, мы скоро будем у машин, готовьте их к взлёту! – просто сказал Андрэ и тепло посмотрел на механиков.

...Аэродром ожил в полдень. Гул запущенных в работу моторов всё заглушил и крепко давил на уши собравшихся возле старта людей, желающих присутствовать при проводах «нормандцев» в Париж. Сюда приехали и представители других русских полков. Ближе всех стояли к старту оставшиеся на аэродроме механики и мотористы, служившие в полку «Нормандия», офицеры и солдаты батальона аэродромного обслуживания.

Это была редкая и величественная картина - вылет истребительного полка на новый аэродром, находящийся во Франции. С гордостью обозревали присутствующие зрители длинную колонну выстроившихся к взлёту машин: это были четыре группы по десять истребителей Як-3. Впереди каждой из групп возвышался лидер-бомбардировщик Пе-2. Руководивший выпуском самолётов в перелёт генерал Захаров остался доволен расстановкой самолётов на взлётной полосе. Он посмотрел на часы и разрешил взлёт первой группе. Через полминуты раздался гул вышедших на большие обороты моторов, и Пе-2 резко рванулся с места, стремительно побежал по взлётной полосе, оторвался от земли и стал набирать высоту. Вслед за ним проворно, звеньями, взлетели Як-3 и пристроились к лидеру. Вскоре группа развернулась и взяла курс на юго-запад.

Через установленное время взлетели остальные группы. Последними вырулили и взлетели транспортные самолёты, увозя не улетевших на боевых самолётах переводчиков, российских механиков, которым предстояло обслуживать боевые машины во Франции в течение договорного периода.

...Улетели французские пилоты - воздушные воины с мужественными сердцами, помчались в Париж на крыльях, полученных в награду от советского народа за доблестное участие в смертельных боях по разгрому немецко-фашистских захватчиков. Советские люди знали о подвигах «нормандцев» и полюбили их, как своих. Ведь они прошли длинный и тяжёлый боевой путь от Подмосковья до берегов Балтийского моря, с множеством кровопролитных воздушных боёв и сбили 273 вражеских самолета. Во имя общей победы отдали свои молодые жизни 42 пилота, 35 - в боях и 7 - при исполнении служебных обязанностей.

«Нормандцев» ждала вся Франция. Парижане и представители многих провинций с гордостью встретили своих пилотов, выполнивших наказ Отчизны, возвратившихся победителями и заслуживших за беззаветную храбрость немало наград - как французских, так и советских. А Марсель Альбер, Ролан де ля Пуап, Жак Андрэ и Марсель Лефевр были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

 

Эпилог

Отзвучал последний победный салют. Отгремела война...

1-й отдельный истребительный авиационный Неманский орденов Красного знамени, Александра Невского, Креста Почетного легиона, Креста участника Освобождения, Военной медали, Военного креста с шестью пальмовыми ветвями полк 20 июня 1945 года, промчавшись над Эйфелевой башней, Триумфальной аркой, шпилем собора Парижской богоматери и Елисейскими полями, приземлился на парижском аэродроме Ле Бурже. Начался новый виток истории полка, его необычной судьбы. Он и лётные группы «Иль-де-Франс», «Лафайетт», «Эльзас», «Лотарингия» стали основой создания французских военно-воздушных сил.

После короткого отдыха и заживления ран, «нормандцы» в течение многих лет готовили себе смену, передавая опыт молодёжи и продвигаясь по службе. Шесть пилотов-«нормандцев» были удостоены генеральского звания: Пьер Пуйяд, Луи Дельфино, Гастон де Сент-Марсо, Жозеф Риссо, Леон Кюффо и Франсуа де Жоффр. Уйдя на заслуженный отдых, они продолжали контактировать между собой, сохраняя связь с созданной ими ассоциацией ветеранов полка «Нормандия-Неман» и советским комитетом ветеранов войны.

О французских пилотах-добровольцах, воевавших в советском небе, напоминает песня, посвященная «Нормандии-Неман» (поэт - Евгений Долматовский, композитор - Марк Фрадкин).

...В небесах мы летали одних,

Мы теряли друзей боевых.

Ну а тем, кому выпало жить,

Надо помнить о них и дружить...

Ветераны-«нормандцы» и российские летчики по-прежнему участвуют в патриотическом воспитании подрастающего поколения и поддерживают общие усилия по сохранению мира.

Полк «Нормандия-Неман» продолжает существовать и поныне. Он базируется на востоке страны в местечке Кольмаре. Его обновлённый личный состав занимается лётной работой. Долго служившие самолеты Як-3 были заменены на реактивные машины «Вотур», а затем - на сверхзвуковые истребители «Мираж».

Пилоты полка - молодые «нормандцы», отличающиеся пилотажным мастерством, ладные и крепкие, несколько раз были в гостях у советских летчиков. Они прилетали с чувством дружбы и уважения к россиянам, открыв новую страницу в жизни полка. Так, летом 1977-го и 1979 годов, французские пилоты, будучи гостями советских летчиков, бороздили небо Подмосковья, которое защищали в 1943 году их предшественники. «Нормандцы» удивили зрителей на аэродроме Кубинка отточенной техникой пилотирования и совершенством исполнения пилотажа на истребителях «Мираж-Ф-1». Позднее французы принимали советских лётчиков, которые на самолетах «МИГ-21» демонстрировали виртуозное исполнение фигур высшего пилотажа, срывая аплодисменты зрителей…

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru