Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

Беседы с вице-президентом

Ассоциации женщин-предпринимателей России

Людмилой Алексеевной КАЧАЛОВОЙ

 

9. ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ –

РЕАЛЬНЫЙ ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ

БЛАГОСОСТОЯНИЯ МАЛОИМУЩИХ

 

В настоящее время, после тяжёлых климатических потрясений, негативно отразившихся на качестве жизни населения, особенно востребованы программы социального характера. Ещё в 2006 году у Людмилы Алексеевны Качаловой, вице-президента Ассоциации женщин-предпринимателей России, родилась идея об организации Единого социального  рынка России (ЕСРР). За прошедшие годы была тщательно разработана соответствующая Программа для обеспечения малоимущих и нетрудоспособных жителей продуктами и товарами первой необходимости по сниженным ценам.  И вот наступил период реализации столь нужной населению Программы.

 

– Первые вопросы, Людмила Алексеевна, - об актуальности Программы «Единый социальный  рынок России» и её отличиях от предыдущих проектов, направленных на поддержку малоимущих и нетрудоспособных жителей путём обеспечения продуктами и товарами первой необходимости по сниженным ценам. Помнится, в Москве в своё время были надежды на магазины «Ветеран»… Вы тоже участвовали в этом начинании, проявили инициативу. На практике, то есть в жизни, всё оказалось не столь радужным, как тогда предполагалось, и сейчас магазины «Ветеран»  практически не отличаются от остальных. Вам, генеральному директору ЗАО «Агроимпэкс-96», опытнейшему руководителю в данной сфере, была очевидна необходимость разработки новой Программы. И Вы взялись за это трудное дело. По оценке специалистов, Программа «Единый социальный  рынок России» Вами выполнена на высоком уровне и действительно может помочь обеспечить малоимущих и нетрудоспособных россиян продуктами и товарами первой необходимости по сниженным ценам. Давайте подробно поговорим обо всё этом.

– Начнём с актуальности Программы «Единый социальный  рынок России» (ЕСРР). Рост цен на продовольственные товары опережает рост доходов большинства российских граждан, и особое значение эта тенденция имеет для малоимущих и пенсионеров. Поэтому ЗАО «Агроимпэкс-96» позиционирует программу ЕСРР как социально значимую в решении задач по повышению уровня платежеспособности малоимущих жителей Москвы и регионов.

Предшествующие социальные продовольственные программы, действительно, не принесли ожидаемых результатов. Ярким примером стали  магазины «Ветеран», на которые была возложена задача по обеспечению малоимущих граждан Москвы дешёвыми продуктами питания.

Причина такого результата – в отсутствии системного подхода к решению поставленных задач.

Среди целей Программы ЕСРР, помимо повышения уровня благосостояния малоимущих граждан и снижения роста цен на товары повседневного спроса и основные продукты питания, – создание условий для честной конкуренции товаров и услуг путём организации свободного доступа российских производителей на продовольственные рынки городов регионов-участников Программы, развитие предприятий АПК, создание дополнительных рабочих мест в отраслях сельхозпроизводства, производства продуктов питания, торговли и услуг.

Поэтому основными задачами Программы являются: обеспечение малоимущих жителей  качественными товарами народного потребления и продуктами питания по социально низким ценам; создание регулируемого рынка сбыта продукции отечественных производителей  продуктов питания с применением  мини-рынков на базе торговых павильонов (ТП) и других разрешённых форм торговли; создание самодостаточных продовольственных компаний замкнутого цикла, функционирующих по схеме «Производитель - прилавок»; создание новой и развитие действующей торговой сети, занимающейся обеспечением малоимущих слоёв населения основными продуктами питания и товарами народного потребления; построение  снабженческой инфраструктуры учреждений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, укрепление их материально-технической базы. Все эти задачи решаются во взаимодействии с общественными, благотворительными и некоммерческими организациями в сфере социальной поддержки малоимущего населения. Таким образом, в рамках Программы ЕСРР создаётся система единства интересов потребителей, производителей, хозяйствующих субъектов, органов государственной и муниципальной власти.

Разработчики Программы ЕСРР считают, что её реализация является жизненно необходимой и в высшей степени актуальной для субъектов РФ. Позитивные следствия реализации Программы ЕСРР: дополнительные налоговые поступления в региональные и местные бюджеты, повышение экономической интеграции на межрегиональном уровне, снижение финансового дефицита сельхозпроизводителей и фермерских хозяйств, снижение уровня инфляции на продовольственном рынке. При успешном развитии пилотного проекта в Московском регионе Программа станет экономически самодостаточной и в дальнейшем своём развитии окажет существенное позитивное влияние на рост социальной значимости других территориальных программ  регионов РФ, а также национальных проектов.

– Конечно, читателям интересна научная методология достижения целей  Программы ЕСРР.

– В основе методологии Программы ЕСРР – научно обоснованная и успешно апробированная на практике Целостная система управления (ЦСУ) хозяйствующим субъектом. Технология ЦСУ позволяет эффективно управлять  процессами, в которых формируются значимые затраты, то есть не менее 85 процентов от всех принятых за 100 процентов затрат, образующихся при производстве того или иного вида продукции или услуг. Поэтому результативность ЦСУ напрямую зависит от степени замкнутости производственного цикла и качества расчётных данных, необходимых для принятия безошибочных решений по определению методов развития предприятия и условиях сотрудничества Сторон. Для создания замкнутости технологического цикла Программой предусмотрено построение широкой сети розничной торговли.

Разработчики Программы ЕСРР утвердили мини-рынки на базе торговых павильонов (ТП) ведущей  формой торговли, как наиболее полно отвечающей целям и задачам Программы ЕСРР. Количество торговых павильонов (ТП) для одного мини-рынка определяется в соответствии с нормами СЭС по товарному соседству, разделяющими весь продовольственный ассортимент. Размещение таких мини-рынков в местах городской застройки не является проблемой, так как для расстановки одного мини-рынка  требуется небольшая площадка, которую сегодня можно выделить на площадях работающих рынков.

Такая форма торговли имеет упрощённую разрешительную документацию, не портит городской ландшафт, имеет низкие расходы  и позволяет максимально охватить территорию потребительской активности населения на местах. Без формирования собственного рынка розничной торговли в необходимых размерах на первом этапе развития Программы ни о каком управлении затратами в производстве и торговле не может быть и речи. Это – основа стратегии Программы.

Для эффективного применения ЦСУ авторы Программы разработали технологию расчётов экономических показателей производителей и формы правовых отношений участников Программы, которые стимулируют  различные коммерческие организации к созданию производственно-торговых структур замкнутого цикла. Мероприятия ЦСУ позволяют целенаправленно, посредством регулирования объёмов адресного обеспечения населения, добиться существенного повышения эффективности управления производством. В свою очередь, это приведёт к существенному снижению затрат и, как следствие, повысит резерв наценки на продукцию.

Принципиальное значение применения данной технологии в программе ЕСРР вызвано следующим: если резерв наценки на продукцию производителя определяет эффективность экономических показателей его деятельности, то резерв снижения цены определяет социальную значимость продукта и общественный статус производителя.

Объективная информация о понесённых в процессе создания товарной продукции затратах (от производителя до прилавка) позволяет, управляя реальными затратами, в широком диапазоне влиять на качество продукции и процесс ценообразования, снижает себестоимость товара с одной стороны, а с другой, формирует наиболее доходную ассортиментную политику, сообразуясь с запросами рынка, то есть потребителей.

Интеграция предприятий под эгидой единой методологии позволяет достаточно быстро (в течение двух – трёх лет) аккумулировать значительный производственный и финансовый капитал участников Программы, обеспечивающий её финансовую независимость и возможность дальнейшего развития на основе целенаправленной социально-экономической диверсификации.

Самую значительную и быструю отдачу ЦСУ может принести, если будет ориентирована на обеспечение населения товарами повседневного спроса, являющимися значимыми в бюджете потребителя. Сегодня это – продукты питания, которые занимают в бюджете средней российской семьи от 50 до 70 процентов, а в бюджете пенсионеров - ещё большую долю. Поэтому выбор разработчиков Программы ЕСРР в первую очередь направлен на этот сегмент рынка.

В ходе выполнения Программы будут отработаны основные механизмы взаимодействия между всеми участниками социально-экономических отношений на территории регионов РФ, создан необходимый и достаточный пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность хозяйствующих субъектов в рамках единства интересов всех участников – граждан, хозяйствующих субъектов, производителей, муниципальных образований и государства.

– Каков главный инструмент в реализации Программы ЕСРР?

– Главный инструмент – рынок розничной торговли, обеспечивающий свободный доступ товарам и услугам российских производителей к прямому потребителю. Рынок, функционирующий по законам Целостной системы управления, становится стержневым элементом Программы, его стратегической основой. Именно технология ЦСУ даёт возможность объединить интересы производителей и потребителей товаров в программе ЕСРР.

– Поскольку всё начинается с создания эффективной системы розничной торговли продовольственными и сопутствующими товарами по сниженным ценам на основе применения сети мини-рынков, то охарактеризуйте, пожалуйста, основные задачи этого этапа Программы.

– Число задач, о которых Вы спрашиваете, внушительное. Перечислю основные: заключение соглашений о сотрудничестве по реализации Программы ЕСРР с администрациями регионов РФ; привлечение  региональных товаропроизводителей к сотрудничеству в рамках Программы и заключение с ними договоров на поставку продукции; внедрение на всех предприятиях – участниках Программы ЕСРР нормативного метода учёта затрат; заключение соглашений о сотрудничестве с районными и региональными органами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации; организация плановой работы с территориальными Центрами социального обслуживания населения (ЦСО) по обеспечению социальных работников Центров продовольственными наборами по заявкам подопечных жителей; участие в тендерах по обеспечению территориальных бюджетных организаций продовольственными товарами в широком ассортименте; организация розничной торговли с применением мини-рынков по обслуживанию малоимущего населения продуктами питания по сниженным ценам. На следующем этапе главная задача – расширение рыночного пространства Программы ЕСРР и повышение конкурентоспособности продукции.



– Безусловно, товаропроизводители, получив право свободного доступа на рынок розничной торговли, смогут обеспечивать дешёвой и качественной продукцией значительное число малоимущих жителей. Но структура  Программы ЕСРР формируется, наверное, индивидуально для каждого  регионального субъекта, например, для Москвы?

– Структура Программы ЕСРР, формируемая для каждого регионального субъекта РФ, зависит от структуры административных подразделений, территориальных образований и региональной структуры Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Применительно к Москве структура  Программы ЕСРР включает в себя: префектуры административных округов, Департамент социальной защиты населения г. Москвы, Ассоциацию женщин-предпринимателей России, ЗАО «Агроимпэкс-96», ООО МТК «Ресурс», региональных товаропроизводителей, производителей сельхозпродукции регионов ЦФО РФ, территориальные отделения Центров социальной защиты г. Москвы.

– И сколько же социальных мини-рынков придётся, если можно так сказать, на одну управу?

– В Москве 124 района, и «на одну управу» будет один мини-рынок, который, в среднем, сможет обеспечивать на постоянной основе до 3000 покупателей, имеющих льготы различных категорий  (если рассчитывать, что один покупатель представляет семью из двух человек, то количество потребителей увеличивается до 6000 человек). Количество районных центров  социального обслуживания (ЦСО) -124. В каждом ЦСО около 200 соцработников с плановой нагрузкой по 10 подопечных на одного работника, которых необходимо обслуживать не менее двух раз в неделю. Получается около 2000  подопечных. Таким образом, «на одну управу», точнее, в одном районе столицы Программа ЕСРР может постоянно обслуживать около 8000 человек, не считая адресных «столов заказов» в магазинах.

– Кто осуществляет управление Программой  ЕСРР?

– Стратегическое управление программой ЕСРР, её планирование, координацию работ и методическое сопровождение на региональном уровне осуществляет дирекция Программы ЕСРР. Дирекция состоит из  региональных представителей, которые утверждаются приказом генерального директора ЗАО «Агроимпэкс-96». Дирекция осуществляет взаимодействие с территориальными органами власти, региональными производителями и общественными организациями в регионах. Также в обязанности региональных представителей входит организация контроля качества продукции, контроля над соответствием ассортимента и цен  поставляемой продукции, согласно условиям договорных обязательств участников Программы.

– Программа ЕСРР начинает осуществляться в условиях острой конкуренции на рынке розничной торговли. Насколько это учитывается в Вашей работе?

– Для производителей участие в Программе ЕСРР рассматривается исключительно с точки зрения экономической целесообразности. Поэтому основой Программы является система розничной торговли, обеспечивающая максимальную скорость товарооборота и максимальную стоимость реализации продукции производителей. Так как рынок  розничной торговли характеризуется острой конкурентной борьбой за место торговли, разработчики Программы  рассчитали соответствующие масштабы Программы и степень территориального рассредоточения мини-рынков таким образом, чтобы, не создавая острой конкуренции с действующими торговыми организациями на местах, полноценно выполнять поставленные программой социальные задачи.

Ещё одной из важнейших характеристик Программы является её высокая степень политичности, так как практическая реализация Программы оказывает сильное визуальное воздействие на широкие слои населения. В связи с этим её социальные дивиденды должны принадлежать территориальным органам власти, которые будут содействовать реализации этой Программы на своей территории.

Пресс-центр Ассоциации

женщин-предпринимателей России

 

Тел. Ассоциации: 8(495) 379-55-61, 8(495) 737-76-25

еmail: tatjana@assower.ru