Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБКИ

 

От редакции

Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 - 26 мая). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

На аэродроме Мосальск такого события ещё не было. Главный шеф дивизии генерал Захаров пригласил командование эскадрильи «Нормандия» в своё расположение. Накрытый стол был фронтового стиля, но с хорошими винами. Первые выпитые рюмки оживили беседу и вызвали откровенность. Генерал заинтересовался результатами последнего вылета. Когда переводчик младший лейтенант Шик перевел на французский язык интересующие Захарова вопросы, майор Тюлян охотно ответил:

- Успешно прикрывали наземные войска. Ни один немецкий бес не был допущен на советские позиции. А при возвращении на аэродром обнаружили, неизвестный до этого, немецкий аэродром в районе Спаск-Деменск.

- Похвально, - хитро посмотрел Захаров на Тюляна, - и, конечно, атаковали его, сожгли вражеские самолеты.

Тюлян растерянно посмотрел на капитана Литольфа. Захаров, не дождавшись быстрого ответа, дополнительно спросил:

- Пролетели мимо него с полным боекомплектом и достаточным запасом горючего?

Видно было, как огорчились и переживали, осознав свою ошибку, Тюлян и Литольф.

...На следующий день после случившегося конфуза, доводя до экипажей задачу на боевой вылет, Тюлян сказал:

-- Предстоит нанесение штурмового удара  по обнаруженному аэродрому бошей в районе Спас-Деменск. Задание не из легких. Следует ожидать сильную противозенитную оборону. Но я надеюсь на вас. Мы должны исправить допущенную нами ошибку...

Подготовка к вылету продолжалась. Тюлян взял на себя обязанности, кроме общего командования лётной группой, прикрывать, совместно с лейтенантом Бегином, общий боевой порядок экипажей. Затем он выделил в ударную группу капитана Литольфа, лейтенанта Прециози, бывалых аспирантов Кастелэна, Дюрана, Риссо, Майе. В подгруппу подавления зенитной артиллерии определил аспирантов Лефевра, Альбера и де ля Пуапа.

На этот раз готовились долго, как с анализом обстановки, так и с подбором разных вариантов действий по целям на вражеском аэродроме. В заключение, когда на полётных картах были проложены маршруты следования, все пилоты во главе с капитаном Литольфом отправились на отдых.

…Новый рабочий день войны, как и многие предыдущие, начался с утренней зари. Со столовой на аэродром шли вереницей, по хорошо натоптанной тропе. Впереди шествовали три «мушкетёра» - Альбер, Лефевр и Дюран, за ними «англичане» и «раяковцы» - Риссо, де ля Пуап, Кастелэн, Бегин и Прециози, кроме Майе: он с рассвета был на самолетной стоянке. Механики на его машине №16 заменяли воздушный винт. В хвосте стихийной колонны шагали Тюлян, Литольф, полковой врач- лейтенант Лебединский. Шли не спеша, переглядываясь и переговариваясь.

Начало мая было тёплым. Зазеленели березы, земля покрылась травяным бархатом, из ближайших кустов доносилось трогательное теньканье какой-то птахи.

- Как у нас в Нормандии в апреле, - раздался вздох Лефевра.

- А у нас в эти дни жара по меньшей мере под тридцать градусов, - сказал корсиканец Прециози.

Тюлян посмотрел на часы и прикрикнул «мушкетерам»:

- Марсель, поторопитесь, опаздывать нам не к лицу.

И в это время загорланили моторы. Механики прогревали их перед вылетом. Все заторопились.

Дальнейшие лётные события развивались по заранее разработанному порядку. Выруливали по одному, взлетали парами. Собирались в группу на маршруте, догоном, кроме Майе, ещё не успевшего вырулить. Задерживался ремонт его самолёта.

Десять остроносых поджарых истребителей бешено закручивали винтами потеплевший майский воздух. Монотонно пели моторы свою нескончаемую бурливую песню. Они подтверждали свою готовность ещё долго и безотказно работать во славу смелых людей - воздушных «мушкетеров», сидевших в кабинах машин и готовых сразиться с врагом.

Самолеты летели в боевом порядке - правого пеленга пар, на высоте двух тысяч метров. Тюлян возглавлял строй, косил глазами вправо. Рядом с ним летел крыло к крылу Бегин, а за ним, уступом назад, Литольф с Кастелэном. Тюлян хорошо различал лицо своего заместителя. Его радовало, что оно, как всегда, было спокойным. Тюлян был опытным командиром, поэтому вёл эскадрилью больше над лесными массивами, подальше от железных и шоссейных дорог и крупных населённых пунктов. Линию фронта проскочили на большой скорости. Гитлеровская зенитная артиллерия опомнилась лишь тогда, когда Яки показали ей свои хвосты. Она с опозданием выпустила несколько сот снарядов и успокоилась. Впереди по курсу показалась железная дорога, и Литольф передал по радио два слова:

 - Слева - Занозная.

Тюлян понял и покачал крыльями самолета, что означало выполнение маневра и взял курс на северо-запад. Все самолеты развернулись за ведущим и понеслись в обход Спас-Деменска.

Коротка майская ночь. Рано восходит солнце. Его алый диск только показался над горизонтом и сразу послал свои косые лучи на землю, хотя ещё под большими углами.

По команде Тюляна общий боевой порядок развернулся влево и направился на северо-восток, и с тыла стал подходить к аэродрому противника. В воздухе было спокойно, казалось, вся жизнь замерла в эти утренние часы.

Впереди, между двумя рощами, показались взлётно-посадочная полоса и самолётные стоянки. Отчетливо различались крохотные служебные здания и крошечные самолеты. Казалось, что они лежали на земле без шасси.

Секунды казались минутами. Внезапно перед глазами пилотов появился с севера одиночный Як. Недоразумение разъяснилось, когда по радио услышали знакомый голос:

- Я, Раяк-16, нагнал вас, - это был Майе.

Вновь заработало радио - раздалась громкая и решительная команда Тюляна:

- Раяки, перед нами цель. В атаку!

Долгожданное командирское веление мигом перестроило боевой порядок, позволило воздушным бойцам показать умение и силу, хотя внезапность удара не получилась. Разрывы снарядов вражеских зениток заполнили воздушное пространство над аэродромом.

Тюлян с Бегином на своей высоте, выписывая воздушные восьмёрки, барражировали над лётным полем, всматриваясь в окружающий простор. Они видели, как Литольф и пилоты его группы моментально перестраивались из походного строя в боевой. Пренебрегая смертельными очередями зенитных пушек, они, резко снижаясь, устремлялись парами вниз, посылая в стоявшие на земле одно- и двухмоторные самолеты снопы огненных трасс.

Лефевр, Альбер и де ля Пуап сходу бросились на зенитные установки. После их атак огонь зенитчиков на какое-то время утих, но они продолжали следить за зенитными расчётами и возобновляли удары по ним, а подчас и сами пикировали на самолётные стоянки и вели огонь по вражеским самолётам.

После первой атаки экипажи ударной группы стали над аэродромом в общий круг и продолжали атаковать гитлеровские машины.

Тюлян, заметив руливших на старт двух «мессершмиттов», оставил на патрулировании Бегина, а сам камнем, почти вертикально, бросился вниз и успел прошить удачной очередью пытавшихся взлететь фашистских истребителей.

На аэродроме вспыхнули пожары. Клубы чёрного дыма поднимались вверх, пронизывая серую пелену, нависшую над самолётными стоянками. Горели самолёты с черными крестами на фюзеляжах и фашистскими символиками на хвостовом оперении: «юнкерсы-88 и 87», «фокке-вульфы», «мессершмиты». Пылали специальные автомашины. Лётно-технический персонал бежал от самолётов, пытаясь спастись в укрытиях. Рвались боеприпасы.

В утреннем безветрии сильное задымление до предела снизило видимость. После второй атаки одних и третьей других экипажей Тюлян решил прекратить действия и передал в эфир:

-Алло, Алло! Раяки, задание выполнено. Есть ли раненые? Сбор на высоте трех тысяч метров над пунктом Наумово.

Донесения о раненых не поступили. Возбужденные пилоты выходили из атак и направлялись к пункту сбора. И в эту минуту свершилось непоправимое. Отдав всё внимание стремительным и азартным атакам, никто не заметил, как ожила одна зенитная установка и выпустила в собирающихся к отлёту экипажам длинную очередь. Она впилась в мотор самолета Майе. Из подмоторного капота показался дымок. Упала тяга мотора, Майе пытался, хотя и со снижением, лететь на восток. Над ним кружился Риссо, в готовности оказать ему какую-нибудь помощь. Сесть и взять его на борт было невозможно. Их окружала бугристая, пересечённая, заросшая лесом местность. Через минуту мотор заглох. Самолёт, медленно падая, задел верхушки деревьев, перевернулся и ударился о землю. Хвостовая часть машины отлетела и раздробилась. Майе получил тяжёлое ранение.

Преодолевая волнение, Риссо запомнил место падения самолёта Майе. Заняв своё место в строю, он, понимая, что Тюляна беспокоит судьба Майе, не ожидая его запроса, сам передал ему:

- Мой командир, Ив на вынужденной, километров двадцать от Спас-Деменска, подробности доложу на аэродроме…

- Спасибо, - коротко ответил Тюлян. Его всё время не покидала тревога о Майе, замечательном пилоте и верном сыне Родины. По последним законам фашистов, ему и его семье грозила смерть.

...По прилёте, Тюлян через переводчика доложил по телефону генералу Захарову о выполнении задания.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru