Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

СЧАСТЬЕ И НЕСЧАСТЬЕ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Майор Дельфино сидел за столом, уставленным телефонными аппаратами. Он курил сигарету и часто посматривал на часы. Вблизи его расположился и вёл записи в полковом дневнике переводчик-пилот младший лейтенант Шик.

- Мишель, мне должен был позвонить полковник Петровец и сообщить о действиях его гвардейцев...

- Командир 139-го гвардейского истребительного полка?

- Да. Мы распределили с ним задачу первого вылета. Наши сейчас штурмуют гитлеровцев у Толькемита, а соседи у Бладиау...

- Это по разведданным Дешане и Углова?

- Да. Договаривался я с ним с помощью де Фрида. Немцы бегут через залив, а лед ненадёжный. Они монтируют досчатые помосты. Гвардейцы на Як-9д, которые с пушками в 37 миллиметров, должны были ударить по беглецам…

Затрещал телефон. Переводчик Шик внимательно выслушал переданное ему сообщение и стал быстро докладывать:

- Мой командир, звонит полковник Петровец. Он говорит, что его лётчики нанесли большие потери немцам. Но зенитки подбили самолёт командира группы лейтенанта Долгалёва. Он посадил горящий самолет с убранными шасси на лёд залива. Выскочив из кабины, Долгалёв залег среди ледовых торосов и стал отстреливаться от наседавших немцев из пистолета. Гитлеровские солдаты пытались захватить его в плен. Ведомый Долгалёва и другие лётчики кружили над ним и отгоняли фашистов огнём. К сожалению, у них закончилось горючее, и Петровец попросил прикрыть Долгалёва. Его вывезут на учебном самолете У-2...

- Кто у нас дежурит? - торопливо спросил Дельфино.

- Марк Шаррас, Жорж Анри, Пьер Дешане и Леон Углов.

- Передайте им: взлёт по тревоге... Я отправлюсь на стартовый командный пункт...

Спустя одну минуту четвёрка Як-3 взмыла в небо и направилась на запад. Вскоре показался аэродром Бладиау. Самолётов на нём не было. Над замёрзшим заливом на высоте две тысячи метров кружилась тройка Як-9д. К ней направил свою группу Шаррас. Как только «нормандцы» приблизились к ним, лётчики гвардейского полка качнули им крыльями своих самолётов и с потерей высоты метнулись на восток. Шаррас и его ведомые внимательно осмотрелись вокруг себя, часто поглядывая на землю. Под ними дымил распластанный самолёт, а в сотне метров от него в ледовых выступах виднелась человеческая фигура. «Нормандцы» догадались, что это и был Долгалёв.

- Марк, погляди в сторону косы, боши ползут к русскому летчику...

- Вижу! Пьер и Леон, закажите им путь-дорожку!

Дешане подал сигнал Углову, и два Як-3 сорвались в пикирование. Короткое прицеливание, и несколько светящихся трасс рассекли лёд. Огнен­ный вихрь и веер льдиной крошки превратил ползущие фигуры гитлеровцев в серые неподвижно лежащие статуи. Некоторые из них, снявшись, как птицы с гнездовий на льду, спаслись бегством в сторону берега косы.

Через несколько минут с востока приблизился на бреющем полете биплан У-2. Покачав крыльями, он устремился к земле и после раз­ведывательного виража приземлился вблизи поднявшегося во весь рост Долгалёва. На льду, неподалеку от прилетевшего самолёта, показались взрывы снарядов и мин. Из первой кабины У-2 быстро выбрался летчик и помог Долгалёву забраться во вторую кабину, и через десяток секунд биплан, словно громадная стрекоза, дыхнув дымком, побежал по льду на восток, отрываясь от земли и устремляясь за пределы залива. Всё свершилось своевременно, до того, как с северо-запа­да показалась шестёрка «мессершмиттов».

- Маневр! - успел подать команду Шаррас.

Четвёрка Яков ушла боевыми разворотами ввысь и встретила появившихся гитлеровцев с солидным превышением высоты. Пока пилоты вражеских машин приноравливались, «нормандцы» рванули машины в пики­рование и устремились в атаку.

- Каждый - своего! - крикнул по радио Шаррас.

У каждого пилота в прицеле то ведущий, то ведомый, об это договорились ещё на земле. Подобно четырём молниям, сверкнули огненные трассы и вонзились в самолёты врага. А Яки резкими горками подались на высоту. Три «мессершмитта», вспыхнув, рванулись в разные стороны. Пилоты оставшихся немецких машин в замешательстве, не придерживаясь

строя, кинулись вверх.

- Выполнить захват! - скомандовал Шаррас.

Пикируя метеорами, Дешане слева, Углов справа, охватили в «клещи» не успевший уйти на высоту «мессершмитт», а над ними, несколько повыше, мчались Шаррас и Анри, ограждая необычную операцию от остав­шейся в стороне пары гитлеровских пилотов. «Нормандцы» повели воздушного пленника на свой аэродром. Зенитная артиллерия немцев была в затруднительном положении, и пока её расчеты раздумывали - открывать ли огонь, Яки с пленным «мессершмиттом» проскочили линию фронта.

Пилот захваченного «мессершмитта» после переполоха, придя в себя, несколько раз пытался вырваться из окружения и чуть было не столкнулся с Дешане. При втором таком поползновении, но уже с Анри, последний не выдержал и всадил в мотор вражеской машины длинную пушечно-пулемётную очередь. «Мессершмитт», загоревшись, устремился к земле, а пилот покинул машину на парашюте. Это случилось в трёх километрах от аэродрома, и немец был пленён солдатами наземных войск.

Прошли сутки. По просьбе командира полка пленного гитлеровца привезли на аэродром. Сбор пилотов был полным. За столом сидел майор Дельфино, рядом с ним переводчик, знающий немецкий язык - Жорж де Фрид. Возле стола перед пилотами стоял в лётной одежке среднего роста, белобрысый, с оттопыренными ушами немец. Вопросы задавал Дельфино, ответы доводил до всех де Фрид.

- Чем интересным можете поделиться?

- Ничем.

- Сколько за вами числится сбитых самолетов?

- Ни одного.

- Вы что, не сбиваете самолеты?

- Сбиваю, но они принадлежат моему командиру барону фон Бренделю. Также все почести и награды принадлежат ему.

- А насколько это вас устраивает?

- У нас нет такого понятия, я только тень своего командира - ведомый, исполнитель. Всё ради ведущего - небесного сюзерена.

- Так - на всю жизнь?

- Нет, пока сам не стану командиром-ведущим.

Все слушали и удивлялись. Отправив в штаб дивизии пленного пилота, Дельфино сказал:

- Если чужими руками добывать счастье, оно превратится в несчастье. В этом причина поражения пилотов Мельдерса, Удет и других воздушных светил Гитлера. Да что вам доказывать, вы сами в этом убедились... У них не было источника, из которого можно было бы чер­пать инициативу, дерзость и отвагу.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru