ПО ВОЛГЕ НА БЕЛОМ ТЕПЛОХОДЕ
Минувшая навигация была одной из самых тяжёлых в истории российского круизного флота
В этом году круизная туристическая навигация на внутренних водных путях европейской части России проходила в экстремально сложных природных и техногенных условиях, что сильно ударило по отрасли: ведь путешествия на многопалубных речных теплоходах – старинный, популярный и респектабельный вид летнего отдыха в нашей стране.
Ещё весной стало понятно, что после аномально малоснежной зимы на Волге и Верхневолжских водохранилищах будет не хватать запасов воды, ведь они прежде всего снегом и питаются. Однако мало кто мог предполагать, что после 10 августа в результате закритического обмеления Горьковского водохранилища на участке Волги с крутыми перекатами между Городецкими шлюзами и Нижним Новгородом судоходное сообщение вовсе прекратится, и большим белым теплоходам с туристами придётся разворачиваться в обратный курс. Что же произошло?
– В связи с крайне низким наполнением основного регулятора Верхней Волги Рыбинского водохранилища и сохраняющейся низкой водностью в бассейне Верхней Волги, в целях обеспечения навигации на участке реки Волги ниже Нижегородского гидроузла и на Рыбинском водохранилище с 15 мая введено ограничение по осадке судов на участке Волги от Балахны до Городецких шлюзов (около 40 км), которое будет действовать до конца навигации, – говорит руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) Александр Давыденко. – Последствия для экономики внутреннего водного транспорта можно будет в полном объёме оценить только по завершении навигации, после 19 ноября. Однако уже сейчас можно сказать, что они будут значительны.
Аномальное маловодье на главной внутренней водной артерии России – ещё полбеды. К природным катаклизмам в этом году добавилась чрезмерно предприимчивая хозяйственная деятельность волжских энергетиков. В погоне за сверхвыработкой электроэнергии, за дорогими и выгодными для продажи киловаттами они осуществили несогласованные с речниками сбросы воды через Нижегородскую ГЭС ещё до начала навигации, а также в мае. Уже к началу лета воды в Горьковском водохранилище стало катастрофически не хватать, участок между Балахной и Нижним Новгородом – угрожающе мелеть. С 10 июля пропуск двух- и трёхпалубных круизных теплоходов через Городецкие шлюзы осуществлялся раз в четыре дня, а после 10 августа и вовсе прекратился. В результате не все туристы смогли пройти по Волге запланированными маршрутами, а сама река как транспортная магистраль разделилась на две изолированные и недосягаемые друг для друга судами части: Верхняя Волга – от Москвы и Твери до Городца, Средняя и Нижняя Волга – от Нижнего Новгорода до Астрахани.
–Три крупнейшие судоходные компании России, члены Союза «Национальная палата судоходства» (СНПС) – «Водоходъ», «Мостурфлот», «Инфофлот» вынуждены были изменить маршруты 83 рейсов 16 судов, количество пересаженных туристов приблизилось к семи тысячам человек, – рассказывает нашей газете директор по судоходству на внутренних водных путях СНПС Анна Исаева. – При этом около 10 процентов туристов, узнав о проблемах навигации, отказались от круизов, что вызвало необходимость возврата денежных средств в размере более 34 млн рублей. Учитывая невысокую глубину продаж, загрузка в рейсах с изменёнными маршрутами составляла не более 70 процентов, что эквивалентно упущенной выгоде порядка 250 млн рублей. Кроме того, судоходные компании понесли дополнительные расходы на доставку туристов к новым местам посадки и высадки.
В выигрыше оказались только маленькие города на Волге, которые прежде большие белые теплоходы проходили без остановки, изредка приветствуя гудком. «В этом сезоне у нас беспрерывный поток экскурсантов с круизных теплоходов, – сияет от восторга гид из города Дубна симпатичная и миниатюрная Елена Титова. – Теперь все могут не только услышать, но и увидеть наш синхрофазатрон!»
- Однако в прошедшем сезоне, в том числе и по политическим причинам, резко снизился поток иностранных туристов, которые прежде охотно заказывали путешествия по Волге, - продолжает Анна Исаева. - Иностранные партнёры замораживают программы долгосрочного сотрудничества с российскими судоходными компаниями по загрузке теплоходов на следующую навигацию и по дооборудованию судов. Круизные компании-члены СНПС (например, «Ортодокс»), работающие исключительно во въездном сегменте, потеряли порядка 30 процентов загрузки.
Велики и репутационные потери для речных круизов как туриндустрии. Если в прошлые годы в сентябре-октябре активно шли продажи путёвок на следующую навигацию, то нынешней осенью рынок весьма пассивен, удручённые сумбурным круизным сезоном туристы бронируют туры вяло и неохотно.
Аномальная маловодность существенным образом сказалась и на работе судоходных компаний, осуществляющих грузовые перевозки, транспортировку нефтеналивных, строительных и прочих грузов по Волге. Прогнозируется, что по итогам навигации 2014 года потери судовладельцев из-за снижения планового грузопотока могут составить более 2,6 млрд рублей.
Все опрошенные нами эксперты в Госдуме, Минтрансе РФ, Национальной палате судоходства, Ространснадзоре, среди самих туроператоров обращают внимание, что круизный туризм – это объективно низкодоходный вид бизнеса, прежде всего из-за его ярко выраженной сезонности, непродолжительности навигации в средней полосе России, затратности регулярных зимних ремонтов и содержания теплоходов, построенных на европейских верфях ещё в 1950-е годы. Круизное судоходство в нашей стране болезненно чувствительно к внешнеполитическим и экономическим факторам, а также климатическим, гидрологическим, метеорологическим... Если летом не получены доходы, зимой будет не на что ремонтировать суда, а в ежегодном подновлении во время зимнего отстоя они нуждаются все без исключения. Тяжёлая навигация 2014 года заострила и выплеснула наружу все эти проблемы.
Анализируя случившийся на Волге коллапс, нельзя не задаться традиционным русским вопросом: кто виноват и что делать, дабы такое не повторилось? Усматриваются ли признаки нарушения действующего законодательства со стороны тех или иных хозяйствующих субъектов? Какие меры можно было бы предпринять в целях недопущения обмеления Волги в будущем?
– Согласно договорам круизных компаний с Волжским бассейновым управлением, подтверждённым уплатой навигационных сборов, государство обеспечивает глубины на конкретных участках реки Волга, в том числе на особо рискованном для судоходства участке между Городцом и Нижним Новгородом, – рассказывает мне на итоговой конференции круизной навигации, состоявшейся на флагмане компании «Инфофлот» трёхпалубном красавце «Александр Бенуа», председатель совета директоров, историк и исследователь российского речного флота Александр Соснин. – Однако фактически на уровень воды в Волге влияет большое число ведомств с разными задачами. Энергетики и речники заседают в совместных межведомственных комиссиях, но не договариваются между собой. Энергетикам, например, нет дела до проблем круизных теплоходов: они хотят по максимуму вырабатывать за счёт ГЭС электроэнергию, особенно если её цена на рынке достигает пиковых величин. Их тоже можно понять, куй железо пока горячо. Но вопрос в том, где баланс интересов? Поскольку подъём воды в Чебоксарском водохранилище на проектный уровень, то есть ещё на шесть метров, сейчас даже не обсуждается, то вся надежда на строительство низконапорной плотины в районе села Большое Козино. Этот перспективный гидротехнический объект даст возможность дополнительного шлюзования и успешного преодоления судами лимитирующего участка между Балахной и Нижним Новгородом.
А что по этому поводу думает государство?
– На протяжении уже двух десятилетий изучался вопрос по коренному улучшению судоходных условий на самом лимитирующем участке Единой глубоководной системы России, – сообщил нашей газете руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко. – Были рассмотрены и варианты проведения дноуглубительных работ со строительством дамб, и вариант строительства третьей ступени камер Городецких шлюзов. Все рассматриваемые возможности не давали должного эффекта. Однако в итоге пришли к однозначному выводу, что гарантировано обеспечить глубину четыре метра на участке от Балахны до Городецких шлюзов может только низконапорный гидроузел в районе села Большое Козино. В этом году Росморречфлот приступил к проектированию гидроузла с ориентировочным сроком строительства к 2020 году.
Другой важный аспект круизной отрасли состоит в том, что в ряде европейских стран, где развит морской и речной туризм, топливо, которое приобретается для заправки круизных судов, освобождается от акцизов. Что влияет на стоимость водных туров в сторону их удешевления, давая конкурентное преимущество круизной сфере организации отдыха. В России же топливо для заправки круизных судов приобретается на общих основаниях, на открытом рынке, что с учётом высокой топливной составляющей в цене туров делает их менее доступными для массового туриста. Так, например, 12-дневный тур по Волге с полным пансионом, экскурсионной и развлекательной программой обходится для семьи из трёх человек в 150-180 тыс рублей. Это дороговато, далеко не каждой семье, желающей отдохнуть на воде, по карману. Депутат Госдумы РФ, инженер-энергетик, член ассоциации «Большая Волга» Валентин Шурчанов, к которому мы обратились за комментарием, считает крайне необходимым принятие в России законодательных актов, освобождающих топливо для круизных судов от акцизов, после обращения нашей газеты намерен предпринять соответствующие законотворческие инициативы. Распад единой системы управления народнохозяйственным комплексом, присущей советской эпохе, парламентарий считает первопричиной всех проблем речного туризма. В советские годы, напомнил Валентин Сергеевич, по Волге вполне рентабельно курсировали не только круизные, но и пассажирские транспортные теплоходы.
И наконец, третий важнейший аспект – безопасность. Как заверили нас в трёх ведомствах, Росморречфлот, Минтранс, Ространснадзор уделяют особое внимание повышению безопасности на пассажирских судах. Разработан ряд новых эффективных мер. Так, с 30 августа 2012 года на внутренних водных путях осуществляется государственный портовый контроль, организация которого возложена на Федеральное агентство морского и речного транспорта. Эта работа проводится силами капитанов бассейнов внутренних водных путей и находящихся в их подчинении инспекторов госпортконтроля. Каждое круизное судно, сообщили нам в Минтрансе РФ, проверяется на соответствие обязательным требованиям в рамках действующего законодательства РФ, включая требования к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным средствам, требования обеспечения безопасной эксплуатации судов, а также профессиональные и квалификационные требования к членам экипажей судов. Если на судне обнаружено нарушение обязательных требований, то оно не сможет продолжить рейс, пока несоответствие не будет устранено. Эти требования, как показали две последние навигации, являются достаточно действенной мерой для предотвращения нарушений. Также в качестве профилактических мер в навигацию 2014 года проводились концентрированные инспекционные кампании (КИК). С 10 июля по 31 августа 2014 года проводилась КИК, направленная на проверку пассажирских судов внутреннего плавания. В течение этого периода в рамках КИК было осмотрено 331 пассажирское судно, 26 из которых были задержаны в связи с нарушениями обязательных требований. Можно сделать вывод: в том, что за минувшую навигацию не произошло ни одной серьёзной аварии на теплоходах с туристами, заслуга надзорных ведомств несомненна.
Игорь ЛЕНСКИЙ
Ярославль – Дубна – Москва
Фото автора