Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

«ЧЕМ ТРУДНЕЕ БУДЕТ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЧЕСТИ»

 

От редакции

Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 - 23 мая). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Вопреки заверениям синоптиков, похолодало. В зябкое апрельское утро две группы истребителей Як-1 неслись на высоте три тысячи в направлении юго-запада. Шесть машин, летевших парами в левом пеленге, вёл майор Тюлян, пять в таком же строю, только в правом пеленге, капитан Сибирин.

Тюлян сидел в кабине, прислонившись спиной к бронеспинке, тревожно всматриваясь в весеннее небо. Полёт был сложным. Предстояла блокировка вражеского аэродрома. Удастся ли внезапно выйти на него и обеспечить удары бомбардировщиков и штурмовиков? Он надеялся на лучшее. Ведь к вылету готовились долго и настойчиво.

Организации и подготовке этого полёта предшествовали события, резко изменившие фронтовую жизнь «нордманцев». По решению Командующего воздушной армией эскадрилья перебазировалась на второй полевой аэродром – Мосальск - ближе к линии фронта и в эти же дни была выведена из подчинения бомбардировочной дивизии и включена в состав 303-й истребительной авиадивизии, что позволяло французским пилотам освоить боевой опыт советских истребителей.

К «нордмандцам» прибыли командир дивизии генерал-майор авиации Захаров и командир 18-го гвардейского истребительного авиаполка подполковник Голубов - познакомиться с. личным составом и поставить задачу на предстоящий лётный день.

Ознакомление началось с посещения землянки, места жительства Тюляна. Захаров и Голубов устроились за маленьким столиком, а Тюлян с переводчиком возле кровати. Генерал с сочувствием посмотрел на осунувшееся лицо Тюляна. «Достается ему и его подчинённым. За несколько дней  совершили три десятка боевых вылетов, сбили пять самолетов противника и потеряли трёх своих пилотов», - подумал Захаров, затем посмотрел на часы и поторопился довести до подчинённых боевую задачу:

- Господин майор, завтра шестью своими и пятью экипажами гвардейцев блокировать вражеский аэродром Сеща и обеспечить действия по нему бомбардировщиков Пе-2 и штурмовиков Ил-2… О времени и порядке вылета договоритесь с Голубовым...

Тюлян с: удовлетворением воспринял боевую задачу. Он подошёл к столу, расстелил полётную карту, отметил на ней цель и поставил число: 17 апреля 1943 года. Затем долго уточнял с Голубовым план полёта и вопросы взаимодействия. Захаров, наблюдая за ними, чувствовал, как приливают к сердцу тёплые волны. «Вот она - дружба народов... Боевое братство непобедимо», - думал он.

Генерала вывело из задумчивости обращение переводчика:

- Мой генерал, майор Тюлян докладывает, что боевая задача уяснена…

- Хорошо. Переведите командиру: русскую группу поведёт капитан Сибирин, а общее командование всеми истребителями возлагаю на Вас…

Тюлян не ожидал такого доверия. Оно настолько его взволновало, что он не воздержался и воскликнул:

- Весьма польщён! Вы поняли, что мы добровольно взвалили на себя эти нелегкие испытания, вы убедились, что мы не дрогнули. Нам не нужны послабления - чем труднее будет, тем больше чести…

***

Моторы работали ровно. Воздушный противник не появлялся. Когда промелькнула железная дорога Тула-Смоленск, Тюлян покачал крыльями и перевёл самолет в набор высоты. Обе группы восприняли сигнал маневра и устремились за ведущим. Через пару минут обозначилась линия фронта, её проскочили на большой высоте.

Яки стремительно сближались с конечным пунктом маршрута и постепенно снижались. Впереди показалась широко разлившаяся  река. Тюлян восстановил в памяти её название: Десна. Ещё полминуты стремительного полёта, и Тюлян, подав сигнал маневра, разворачивает Як-1 вправо - на запад. За ним сворачивает весь боевой порядок. Ещё во время подготовки к полёту было решено: из соображений внезапности на цель напасть с запада. Через минуту - общий разворот влево, и перед взорами экипажей появляется железная дорога. Доворот ещё влево. В утренней дымке возникает аэродром со всеми его наземными объектами: служебными, зданиями, взлётно-посадочной полосой, самолётными стоянками, с разлапистыми  «юнкерсами» и головастыми «фокке-вульфами». С высоты казалось, что вражеские самолёты лежат на земле с убранными шасси. По рулёжным дорожкам и между самолётами двигались специальные автомашины, обслуживавшие полёты. Возле самолётов копошились люди. Зенитная артиллерия молчала. Видно было по всему, что немцы не ждали таких визитёров.

Тюлян покачал крыльями. Боевые порядки распались. За какие-то четверть минуты обстановка на аэродроме неузнаваемо изменилась. Из четырех точек потянулись вверх трассы зенитного огня. Наземные немцы помчались в убежища.

В наушниках шлемофона впервые раздался голос Тюляна:

- Раяки, каждый - на свою цель. Дидье, не отставай!

Тюлян, заметив выруливание на взлётную полосу двух «фокке-вульфов», свалил Як в крутое пикирование и с ведомым устремился к ним. Бегин не отстал. Огненные трассы Тюляна настигли проворного  «фокке-вульфа», уже успевшего оторваться от полосы. Вражеский самолёт загорелся, стал снижаться на полосу и взорвался. Второго «фокке-вульфа» Бегин пригвоздил на разбеге. Гитлеровец, отпрянув в сторону, не удержал машину, она, загоревшись, перевернулась колёсами вверх.

В это время, как было оговорено заранее, Литольф, Кастелэн, Альбер и де ля Пуап напали на зенитные артиллерийские установки. После первой атаки двое из них прекратили огонь, а двое продолжали. Кастелэн и Альбер в повторной атаке подавили их.

Сибирин и его подчинённые, будучи вблизи авиабазы, в прикрывающей группе, выйдя на аэродром, снизились до двух тысяч метров и стали кружить над ним, в готовности отразить атаку противника в случае его появления.

После атаки «фокке-вульфов» на взлётной полосе Тюлян при наборе высоты услышал по радио: «Командир, с севера множество неизвестных самолетов…»

Тюлян, посмотрев на часы, передал: «По времени должны появиться бомбардировщики и штурмовики... Раяки, все ко мне. Следите за зенитками!..»

Набрав заданную высоту, «нормандцы»  стали барражировать над аэродромом, следя в первую очередь за лётным полем, чтобы не дать взлететь какому-либо смельчаку, а во-вторую - за приближающимися машинами. Через минуту Тюлян с облегчением вздохнул. К аэродрому подходили три девятки Пе-2. Зрелище было захватывающим. Первая девятка снижалась до высоты бомбометания. Подойдя к аэродрому, треугольники строя ломались, вытягиваясь в одну сторону, образуя пеленг. Пе-2 срывались в пикирование. На крутой наклонной линии находились по два самолёта. Друг за другом они мчались к земле. Сбросив бомбы, выходили из пикирования, разворачивались, опять строились в звенья, в девятки и уходили за пределы аэродрома. За первой девяткой подходили волнами следующие.

За бомбардировщиками подошла и ударила по аэродрому группа штурмовиков. Их реактивные снаряды и  бомбы усилили разрушения. После удара первых групп бомбардировщиков аэродром окутался дымом, виднелись взрывы, горели самолёты, пылали разрушенные здания, вздыбливаясь, вытягивались вверх фонтаны пламени. После действий остальных групп аэродром закрыла пелена серого дыма.

Бомбардировщики, облегчённые после сбрасывания бомб, быстро уходили на север. За ними, несколько отставая, проследовали тем же курсом  штурмовики. Тюлян, покачав крыльями, просигналил капитану Сибирину и дополнительно передал по радио французам: «Раяки, сбор!» Гвардейцы, в плотном строю, бросились вдогон Пе-2 и над их боевым порядком  разделились на две группы: три самолета летели с большим превышением, выполняя роль ударной группы, а пара непосредственного прикрытия следовала вблизи бомбардировщиков. «Нормандцы», нагнав три группы штурмовиков, пристроились сопровождать их при возвращении на свой аэродром. Разделившись на пары, каждая из них, следуя с превышением триста - четыреста метров, непосредственно прикрывала каждую группу Ил-2.

Линию фронта проскочили на малой высоте и довернули на северо-восток. Над железной дорогой Сухиничи-Западная штурмовики развернулись на восток, а «нормандцы» - на север. Командир групп Ил-2 передал по радио два знакомых слова: «Раяки, спасибо!»

Осмысливая вылет, Тюлян с гордостью поглядывал на лица своих пилотов. «Молодцы, справились с задачей, - думал он. - Но это ещё не всё. Мы сегодня доверились русским, а они - нам. На равных условиях разделили с нами опасности и трудности. Воздвигнуты мосты от сердца к сердцу…»

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru