Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

200 ЛЕТ - НА ТРОИХ... 

Продолжаем публиковать заметки Юрия Михайловича Каменского – известного московского металлурга, участника необычных марафонов и свидетеля ряда интереснейших событий.

Наше первое знакомство с художниками Кукрыниксами состоялось в апреле 1969 года, когда группа работников завода «Серп и молот» посетила, по приглашению художников, их мастерскую на улице Горького. Кукрыниксы – псевдоним творческого коллектива – Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова, работающих совместно 45 лет.


П.Д. Корин. Портрет художников Кукрыниксов. 1958. Третьяковская галерея. Москва.
П.Д. Корин. Портрет художников Кукрыниксов. 1958. Третьяковская галерея. Москва.

Что знает большинство из нас о Кукрыниксах, кроме того, что это известные художники-карикатуристы? Всем памятны их острые и выразительные карикатуры и политические плакаты, в которых художники, начиная с 1925 года, откликаются на самые злободневные события. Под ударами их сатиры корчились разгильдяи и бюрократы, контрреволюционеры и предатели, фашистские главари и поджигатели новой войны.

Но Кукрыниксы – это не только карикатура и политический плакат. Каждый из Кукрыниксов работает в индивидуальной манере и создаёт талантливые пейзажи, портреты, рисунки. Это мы узнали, побывав в мастерской художников. Сковывавшая нас в начале официальность быстро исчезла. Несмотря на всю их внешнюю несхожесть, художники оказались в одинаковой мере увлекательными собеседниками со своими определёнными взглядами на искусство и литературу, основанными на реалистическом подходе к жизни.

Стоя рядом, три знаменитых художника удивительно напоминали картину В.М. Васнецова «Три богатыря», но с некоторым юмористическим оттенком: в центре стоял Михаил Васильевич Куприянов («Ку...») – высокий, крупный с очень добрым лицом, в очках. Слева от него находился Порфирий Никитич Крылов («Кры...») – небольшого роста, с внимательным, устремлённым в собеседника, цепким взглядом, привыкшим замечать характерные детали. Справа от Куприянова стоял Николай Александрович Соколов («Никс») – человек очень подвижный, с постоянной смешинкой в глазах, интересный рассказчик. Весело, с шутками вспоминали «собратья», как они начали совместную работу. Как к Куприянову и Крылову («Кукры») присоединился Николай Соколов («Никс»), образовав весёлую и остроумную троицу карикатуристов «Кукрыниксов». Вначале – карикатуры на литературные темы. Первая выставка работ. Молодой коллектив был замечен Максимом Горьким, который посоветовал расширить круг тем, шире отображать жизнь во всех её проявлениях.

Кукрыниксы отнеслись к совету великого писателя очень серьёзно. Непрерывно работая, повышая своё мастерство, они достигли успехов в таких различных видах изобразительного искусства, как карикатура и иллюстрация к литературным произведениям. Мы видели чудесные иллюстрации к «Даме с собачкой», «Делу Артамоновых», «Золотому телёнку» и «Двенадцати стульям», пейзажи и картины на темы современной истории: «Бегство фашистов из Новгорода», «Конец», «Обвинение» и «Последний выход Керенского».

Николай Александрович Соколов рассказал, как они вместе работают над рисунками, находя наиболее удачное решение темы. Прототипов, их характерные позы, выражения лиц художники ищут среди окружающих. Работа идёт всегда, даже когда они не рисуют, а занимаются обычными делами. Иногда кто-нибудь из знакомых узнаёт себя в героях Кукрыниксов и, случается, обижается... Когда нет подходящей натуры, Кукрыниксы сами позируют друг другу, изображая будущих героев своих произведений.

Во время первого нашего посещения мастерской мы узнали, что в конце 1969 года им втроем исполняется 200 лет. Сразу же родилась идея отметить этот юбилей, преподнести творческому союзу подарок от коллектива нашего завода.

В фасоннолитейной лаборатории при активном содействии начальника ЦЗЛ Р.Б. Гутнова и его заместителя В.И. Мотова был отлит из нержавеющей серповской стали макет «Серпа и молота». На блестящей поверхности выгравировали посвящение:

Кукрыниксам шлём привет

От «Серпа и молота»,

Вам желаем – в триста лет

Будьте также молоды!

В январе 1970 года мы вручили подарки Кукрыниксам. В ответ они подарили коллективу завода несколько альбомов с репродукциями их картин и дарственными надписями. Памятные подарки были переданы нами в массовую библиотеку завода, где с ними тогда могли ознакомиться все желающие. Музею истории завода Кукрыниксы подарили оригинал одного из своих плакатов.

Во время нашего второго посещения Николай Александрович Соколов рассказал, что когда они прибыли на Нюрнбергский процесс главных военных преступников в 1946 году и вошли в зал судебного заседания, то на скамье подсудимых, где находились Геринг, Риббентроп, Кейтель, произошло движение: художников узнали – ведь они, как и карикатурист Борис Ефимов, были причислены к злейшим врагам фашистской Германии. И подсудимые – главари «Третьего рейха» стали отворачиваться, не давая зарисовать себя с натуры...

Рассказывая об этом, Николай Александрович засмеялся и добавил:

– А мне и не надо было срисовывать Геринга!

И он тут же состроил такую физиономию – ну точь-в-точь вылитый Геринг! – что все мы от неожиданности захохотали...

Расставаясь, художники подарили каждому из нас по несколько открыток с репродукциями своих картин. Особенно интересным для меня оказался подарок Николая Александровича Соколова: узнав, что моя жена (она тоже присутствовала на встрече и сделала несколько фотоснимков для нас на память и для заводской газеты «Мартеновка») родом из Латвии, он подарил нам «на добрую память о Рижском взморье» репродукцию картины с Юрмалы, а также вид Парижа («В парке Тюильри»), надписав: «Дорогому Юрию Михайловичу, чтобы обязательно побывал в этом пейзаже – Николай Соколов», а моей жене вид Одессы – «Пушкинская улица» с подписью: «Дорогой Луции Антоновне на добрую память. Николай Соколов»

Так уж получилось, что пожелание Николая Александровича Соколова исполнилось, но «с точностью до наоборот»: я в Париж так и не попал, зато побывал в Одессе, в том числе посетил музей А.С. Пушкина, расположенный на Пушкинской улице. А вот моя жена побывала в Париже и провела немало приятных минут в парке Тюильри...

Юрий КАМЕНСКИЙ