Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
Москва, Пречистенская набережная, дом 29. Ежегодно в канун Дня Победы здесь встречаются ветераны полка «Нормандия-Неман».
Москва, Пречистенская набережная, дом 29. Ежегодно в канун Дня Победы здесь встречаются ветераны полка «Нормандия-Неман».

ПОРАБОТИТЕЛИ И ОСВОБОДИТЕЛИ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 мая - 20 июня). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Солнце опустилось к горизонту. На исходе ещё один июньский фронтовой день. Пилоты, коротавшие после боевых вылетов предвечерние часы у самолётов, собрались на ужин. Общее внимание привлёк спешивший к самолетам «Виллис». Приехавший командир полка, волнуясь, приказал созвать всех лётчиков. Собрались быстро.

- Друзья, худо на фронте, создалась критическая обстановка из-за нехватки авиации, - обратился к пилотам полковник Пуйяд. - Пехотинцев замучили «лапотники». Нам приказано блокировать аэродром противника Докудово. По нему нанесут удар советские бомбардировщики. Взлетаем через пятнадцать минут всем полком, двумя группами. Первую поведу я, вторую майор Дельфино. Неясности уточните у командиров эскадрилий.

Поставив задачу, Пуйяд отправился к своему самолёту. «Такого ещё не было в практике полётов -  чтобы вылетать полком по тревоге и так мало готовиться к вылету», - думал Пуйяд, располагаясь в кабине. Он включил тумблеры, радиостанцию и посмотрел на часы. Стрелки показывали двадцать часов пятнадцать минут. Он дал сигнал запускать моторы и стал устанавливать связь с командным пунктом. Отдыхавший аэродром вновь ожил. Гул почти четырех десятков истребителей повис над лётным полем. Все разрешения получены, мотор машины на всех режимах работает чётко. Пуйяд выруливает первым, за ним, поднимая пыль, вырулили  эскадрильи в порядке их номеров. Выстраивались на старте звеньями, так и взлетели.

Собирались в боевой порядок относительно долго, не было большой практики в полётах полком. Высоту набрали на маршруте. Первая группа мчалась на высоте две, а вторая - три тысячи метров. Ровный и устойчивый гул моторов настраивал пилотов на боевой лад и предупреждал их о трудностях выполнения боевой задачи. Им было известно, что на аэродроме Докудово противник сосредоточил более ста самолётов.

Полёт продолжался в усиленном темпе. Пройдены уже давно знакомые ориентиры. Резко бросились в глаза признаки показавшейся линии фронта. Этот наземный ад клокотал огненными всполохами и фонтанами пламени. Послышалась команда о рассредоточении боевого порядка. Пространство над передовой вражеских войск заполнилось бесчисленным количеством разрывов зенитных снарядов. Однако скоростные машины мигом проскочили линию боевого соприкосновения с противником и без потерь помчались в тыл немецких войск. Теперь на маршруте стали попадаться небольшие группы гитлеровских самолётов, но их пилоты, увидев многочисленную группировку краснозвёздных машин, несущихся шквалом, в бой не вступали, отходили в сторону и маячили на зрительной связи, поджидая, что какой-то самолёт или небольшая группа машин оторвётся от могучего строя и станет их добычей.

Неистовый боевой порядок проскочил железнодорожную магистраль, затем внизу блеснула серебром многоводная река. У Пуйяда ёкнуло сердце: «Это же знаменитая Березина, река печальной памяти императора Наполеона, переправлявшего здесь войска. Сколько тут погибло французов, знает только Бог. Мы тоже здесь, но - в качестве освободителей от фашизма, боремся за свободу нашей Франции». Он начал вглядываться в местность, раскинувшуюся впереди. По расчёту должен был показаться аэродром. Вот он. Но случилось то, чего не ожидали: над аэродромом барражировали несколько больших групп «мессершмиттов-109» и «фокке-вульфов-190», прикрывая эту большую авиабазу. «Нормандцы» не растерялись. Первый ошеломляющий удар Яков несколько потеснил врагов. Но вскоре фашистские пилоты пришли в себя и набросились на краснозвёздные машины. К ним на помощь подходили новые группы истребителей. Предусмотренная раньше тактика блокировки аэродрома нарушилась. Подразделения истребителей перемешались между собой. Над вражеским аэродромом образовалась громадная воздушная свалка, состоящая из многочисленных воздушных схваток. Вертелись в вертикальных и горизонтальных маневрах больше восьми десятков истребителей. Многие пилоты нападали на противников, но не могли стрелять, боясь угодить в своего. Всё же снопы светящихся огненных трасс резали околоаэродромное воздушное пространство.

Пуйяд в этой неразберихе не растерялся. Зорко следя за машинами с красными звёздами, по номерам на фюзеляжах он узнавал своих пилотов и остерегал их, подсказывал им или предупреждал, а в случае необходимости, посылал им помощь.

Два «фокке-вульфа» подкрались и атаковали Жана Соважа. Муане решил сорвать их нападение. Он со своим ведомым Табуре развернулся и атаковал проворных гитлеровцев. Они зашли в хвост их машин. Муане, сверху, сзади под ракурсом три четверти прицелился и двумя короткими очередями поджёг ведущего «фокке-вульфа», который круто сорвался в пикирование и столкнулся с землёй. Табуре бил по ведомому. Однако немец бросил машину вниз, затем вверх, стараясь ускользнуть. Табуре, не теряя ни секунды, преследовал его, нагнал и с близкой дистанции, длинной очередью, стал бить по мотору и кабине самолёта гитлеровца. Языки пламени охватили беспорядочно падавшего «фокке-вульфа», заспешившего в свой последний путь.

Четвёрка «мессершмиттов» свалилась с верхнего эшелона на Пуйяда, атаковавшего «фокке-вульфа». Заметив угрозу командиру полка, Альбер бросил свой Як в отвесное пикирование. Ему удалось нагнать ведущего «мессершмитта». Приблизившись к его хвосту, он прицелился и обстрелял его. Огненные очереди прошили вражескую машину, она взорвалась в воздухе. От неё шарахнулся в сторону ведомый «мессершмитт» и попадал под огонь Дельфино, который, прицелившись, поразил фашистский самолёт короткой пушечной очередью. Достаточно было двух 37-миллиметровых снарядов. «Мессершмитт» загорелся, оставляя дымную дорожку, и упал на аэродром.

Четвёртая эскадрилья попала в самый эпицентр воздушного сражения. Капитан Шалль и его подчинённые вклинились в большую группу «мессершмиттов». Скученность затрудняла многие маневры. Лавируя сзади мелькавших истребителей, Жак Гастон ушёл от трёх преследовавших его «мессершмиттов». Затем резко развернул Як и атаковал их в лоб. Стремительно сближаясь с ними, он упредил их в открытии огня. Его огненная трасса впилась в мотор левого ведомого «мессершмитта». Вражеский истребитель загорелся и заскользил в сторону. А Гастон резкой горкой ушёл вверх. Теперь уже пара немецких машин преследовала его. Ренэ Шалль, заметив в беспорядочной свалке атаку Гастона парой гитлеровцев, поспешил к нему на выручку. Он словно челнок прошмыгнул между сновавшими в разных направлениях немцами, перехватил вражескую пару и снизу, вверх, сблизился с ними и пропорол огненной трассой крыло самолёта ведущего немца, которое мгновенно отлетело, а «мессершмитт» рухнул вниз. Но его ведомый успел поразить Як и ранить Гастана. Брат командира эскадрильи - Морис Шалль, видевший эту атаку, спикировал и поджёг ведомого «мессершмитта», сразу же свалившегося к земле. Но помочь Гастану уже никто не был в силах. Изрешеченный и плохо слушавшийся Як перешёл в пологое пикирование и улетел за пределы поля боя.

Пара «мессершмиттов» напала на Жака Казанева и Роберта Ирибарна и навязала им бой на виражах. Они охотно приняли его. Казанев заложил вираж максимальной крутости и вскоре догнал «мессершмитта» и, прицелившись, открыл огонь. Самолёт противника, замедлив скорость, свалился вниз и столкнулся с землей.

Пилот «мессершмитта», атаковавший на вираже Ирибарна, заметив, что Як нагоняет его, пустился наутёк. Ирибарн стал преследовать его, Гитлеровец рванул машину вверх. Ирибарн погнался за ним и в тот момент, когда скорость немецкой машины в верхней точке подъёма замедлилась, ударил её снизу огненной очередью. Загоревшийся «мессершмитт» опрокинулся на спину и поштопорил в лес, где, столкнувшись с преградой, взорвался.

В разгаре боя с востока прилетела колонна бомбардировщиков Пе-2. Ни один из вражеских истребителей не мог напасть на них. Все они были связаны боем с «нормандцами». А если кто из них пробивался, то путь им преграждали истребители Ла-5, сопровождавшие Пе-2.

Самая ожесточённая схватка возникла вблизи  аэродрома. Осатанев от злости, пилоты гитлеровских истребителей бешено нападали на «нормандцев». Восемь «мессершмиттов» навалились на третью эскадрилью. Её командир - капитан Матрас строго следил за боем. Когда на Лемара навалилась четвёрка гитлеровцев, он подал команду командиру звена Андре Муане, и они с трёх сторон атаковали «мессершмиттов».  Двух подбили, остальные уклонились от боя. Всё же один из гитлеровцев успел подбить машину Лемара. Был пробит фюзеляж и повреждено управление самолётом. Лемар сумел довести аварийный самолёт на освобождённую от фашистов территорию и посадить его с убранным шасси.

Пилоты, охваченные азартом боя, всё же урывками поглядывали на аэродром. Над ним стали подниматься вверх столбы дыма. Затем заполыхали костры, часто раздавались взрывы. «Значит, бомбёры справились со своей задачей, - подумал Пуйяд. - Жаль, что все истребители поднялись, удар пришёлся только по бомбардировщикам».

Когда Пе-2 отбомбились, собрались в походный порядок и двинулись на восток, вокруг них вились Ла-5.

Пуйяд подал сигнал, и «нормандцы» вышли из боя, заняли свои места в боевом порядке и отдельной большой группой отправились на аэродром. Линию фронта пересекли на большой высоте. Летели усталые и ещё возбуждённые боем…

После ужина полковник Пуйяд собрал всех пилотов возле столовой. По-отечески поглядывая на подчинённых, он сказал:

- Командование дивизии признательно нам за этот трудный вылет и сожалеет об утрате Жака Гастона... Итоги наших действий неплохие: только за два последних дня пилотами совершено 78 боевых вылетов и сбито 12 вражеских самолётов. Надеюсь, что мы умножим наши победы...

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru