Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
26 лётчиков и техников полка «Нормандия-Неман» находились в годы Великой Отечественной войны на излечении в 7-м Центральном военном клиническом авиационном госпитале Министерства обороны Российской Федерации. 25 ноября 2005 года на территории госпиталя был открыт мемориал, посвящённый пребыванию в нём французских лётчиков полка «Нормандия-Неман». На бронзовой доске постамента надпись: «В этом госпитале в период с 1942 по 1945 год проходили лечение и обследование французские лётчики истребительного полка «Нормандия-Неман», входившего в состав ВВС Красной Армии».
26 лётчиков и техников полка «Нормандия-Неман» находились в годы Великой Отечественной войны на излечении в 7-м Центральном военном клиническом авиационном госпитале Министерства обороны Российской Федерации. 25 ноября 2005 года на территории госпиталя был открыт мемориал, посвящённый пребыванию в нём французских лётчиков полка «Нормандия-Неман». На бронзовой доске постамента надпись: «В этом госпитале в период с 1942 по 1945 год проходили лечение и обследование французские лётчики истребительного полка «Нормандия-Неман», входившего в состав ВВС Красной Армии».

«БРАТЬЯ, КТО МЕНЯ СПАС?»

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 мая - 6 июня). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Лейтенант Дидье Бегин стоял перед командиром эскадрильи майором Пуйядом и спокойно слушал его.

- Бегин, вы знаете, что советские войска вот-вот перейдут в наступление на Смоленск?

- Знаю, мой командир.

- А то, что мы плохо помогаем им?

- Не уверен в этом.

- Вчера по вызову фронтовой станции наведения наша группа в составе шести Як-1 вылетала с целью отразить нападение на войска тридцати «лапотников»… Чего же мы достигли? Да ничего! Прилетели, а эти коровы - «юнкерсы-87», отбомбились и преспокойно ушли пить кофе.

- Так наших же поздно вызвали.

- Не в этом дело, - сдержанно парировал Пуйяд. - Далеко лететь до объектов прикрытия. Поэтому командованием решено подготовить вблизи фронта полевые площадки, завезти туда бензин и боеприпасы, и по сигналу лететь с них на перехват вражеских бомбардировщиков.

- Хорошо придумано, - согласился Бегин, догадываясь к чему клонит разговор командир эскадрильи. - И вы решили послать меня на такую площадку. Верно?

- Да, - стараясь скрыть улыбку, продолжал Пуйяд. - Вас назначаю старшим, а с вами пойдут Дюран, Лефевр и Альбер.

- С «мушкетёрами» готов лететь хоть на край света.

- Площадка в шести километрах от фронтальной линии. Рассчитайте время взлёта, чтобы приземлиться в сумерках. Маскируйте там самолёты и автомашины, соблюдайте до боя режим радиомолчания. Взлетать по сигналу станции наведения. Сходите с переводчиком на командный пункт и уточните неясные вопросы...

...Занимался рассвет. Они уже десять минут сидели в кабинах самолётов в готовности к взлёту. Впереди их мелкая, пологая долина, заросшая по бокам лесным молодняком. Она узкая, зато по длине достаточна для взлёта и посадки Як-1. На правом фланге, откинувшись на бронеспинку и задрав голову, смотрел в бездонную высь летнего неба Бегин и одновременно размышлял о беседе с Пуйядом. Как сложится обстановка очередного дня войны? Правильно говорил командир эскадрильи: надо больше помогать войскам, успешнее пойдёт наступление... И неожиданно Бегин подумал о родных. Заедает тоска по дому.

Рядом с машиной ведущего четвёрки, но ещё в больше замаскированном Яке, возвышался в кабине Лефевр. Он изредка крутил головой, присматриваясь к раскинувшемуся вокруг него пейзажу. По сторонам высотки с редкими деревьями, трава, разбавленная разноцветьем, в двух метрах от самолёта загущенные кусты малины. Хмельной аромат леса пересиливает запахи бензина и металла. «Вот бы раскинуть руки, закрыть глаза и нырнуть в это разнотравье. Невыполнимое желание, кругом мины. И птицы в этих лесах есть, может, и поют, да только беспрерывный гул артиллерии заглушает даже людские голоса».

В крайнем левофланговом Яке долго устраивался Дюран. Он дважды подзывал механика, которого только на днях к нему назначили.

Правее самолета Дюрана, казалось, застыл в своей кабине Альбер. Он не без волнения думал о Париже, затем о друге де Ля Пуапе, находящемся на лечении в московском авиационном госпитале.

Все вынужденные занятия пилотов прервал слабый треск в наушниках шлемофонов, а затем раздалась громкая команда со станции наведения:

- Раяки, подготовиться к взлёту!

Все к вылету были готовы и вынуждены были снова ждать. Но ожидание оказалось коротким и необычным. К их площадке приблизились с востока на малой высоте две пары Яков.

- Это сеседи из восемнадцатого гвардейского, их вызвали раньше нас, - проинформировал друзей Бегин.

И в эти секунды вновь послышалась по радио команда:

- Раяки, выруливайте и взлетайте!

Через четверть минуты «нормандцы» порулили на старт, а гвардейцы пролетели над ними, направляясь к линии фронта.

Лётчики 18-го гвардейского полка, промчавшись через полевую площадку «нормандцев», спешили к Ельне, где развернулись напряжённые наземные бои. Их боевой порядок был прост, но тактически выгоден. Впереди следовала пара - командир эскадрильи майор Сибирин с ведомым Арсеньевым, а за ними Пинчук с Лобашовым. Они летели с набором высоты. Набрав три тысячи метров, Сибирин подал команду:

- Увеличить скорость, быть готовым к атаке!

Соколиные глаза Сибирина уже видели орду вражеских бомбардировщиков «юнкерс-87», их было не менее пяти десятков. Вновь послышалась команда ведущего:

- Все атакуем первую девятку «лапотников»!

Начался яростный бой, достойный гвардейцев и воздушных метеоров Франции.

На большой скорости гвардейская четверка врезалась в строй «юнкерсов». Они сверху, спереди нанесли ошеломивший врага удар. Сибирин атаковал ведущего и огненной очередью в упор поджёг его и выхватил Як вверх. Не отставая ни на секунду, его ведомый Арсеньев пропорол мотор и кабину ведомого «юнкерса» и моментально ринулся за своим ведущим ввысь, заметив, как атакованный им «лапотник» поштопорил к земле. Одновременно острыми мечами кинулись к «юнкерсам» Пинчук и Лобашов. Они тоже с первой же атаки подожгли по вражескому бомбардировщику и резкой горкой ушли к Сибирину...

Гитлеровцы заметались, их боевой порядок смешался, многие из них стали вываливать бомбы куда попало, только не лететь бы к позициям советских войск...

«Нормандцы», проводив тёплым взглядом умчавшихся гвардейцев, по одному взлетели, направились на запад и на маршруте заняли свои места в боевом порядке, подстроившись к Бегину. Он скомандовал:

- Раяки, увеличить скорость!

Ещё быстрее помчались Яки, с коками воздушных винтов цвета французского флага. С земли голосом наводчика Шика было передано распоряжение о совместном с гвардейцами отражении напавших бомбардировщиков противника. Им потребовалось меньше минуты, чтобы нагнать гвардейцев. Увидев знакомые Яки и самолётную армаду «юнкерсов», Бегин предупредил своих ведомых:

- Маневр, набираем высоту!

Послушные истребители, подняв цветные коки винтов, забирались всё выше и выше. Когда фашистская орава оказалась ниже, и гвардейцы кинулись в атаку на первую девятку «юнкерсов», Бегин крикнул в эфир:

- Немецких истребителей не видно, атакуем вторую девятку «лапотников»!

Стремительная атака четырёх принесла свои результаты. Бегин сверху, сзади мгновенно нагнал ведущего девятки и сбил его. Вести девятку выдвинулся ведомый «юнкерс», но он тоже свалился, положенный удачным обстрелом Альбера. Лефевр кинулся атаковать срединного бомбардировщика. Зайдя ему в хвост, он сверху, сзади прицелился и стал бить его длинной очередью из всех огневых точек. «Юнкерс», клюнув носом, упал к земле, окутываясь дымом, а его обогнал пылающим факелом «юнкерс», положенный Дюраном.

Смелость и боевая дерзость двух групп истребителей - гвардейского полка и «Нормандии» - позволили отбить бомбардировочную атаку «юнкерсов». Дрогнули ряды фашистских пилотов, спасаясь, они развернулись и, покидая поле боя, двинулись на запад.

Когда «юнкерсы» удрали, Сибирин обрадованно подумал: «Задача выполнена, наземным войскам никто с воздуха не мешает». Но он ещё не знал о новой угрозе. В ту же минуту со станции наведения сообщили:

- Буран-20, в воздухе противник, к нам приближается вторая волна бомбардировщиков...

Сибирин мгновенно принял решение. Короткий набор высоты и боевая четвёрка гвардейцев устремилась навстречу врагу, внешность которого уже иная. Бомбить советские войска спешили бомбардировщики «хейнкель-III», их сопровождали истребители «фокке-вульф-190».

- Бомбёров девять, а истребителей десять! - произнес кто-то из лётчиков.

- Все атакуем «хейнкелей»!- вновь входя в азарт боя, кричит по радио Сибирин и направляет свой самолет в сторону гитлеровцев. Бесстрашный воин увлекает за собой остальных в лобовую атаку. Устрашаясь огня и боясь столкновения, ведущее звено бомбардировщиков распалось. Первый удар гвардейцев нарушил их боевой порядок. Несколько экипажей сбросили бомбы ещё до передовой советских войск. Атаки гвардейцев продолжались.

Тройка «хейнкелей» настойчиво двигалась к цели, сохраняя огневое взаимодействие. Сибирин решился атаковать их снизу. Подав сигнал на маневр ведомым, он первым свалил машину в пикирование. И тут, разгадав их замысел, к ним наперерез бросилась четвёрка «фокке-вульфов». Опережая вражеских истребителей, успевших зайти в хвост Якам, Сибирин и предупреждённый им ведомый мгновенным доворотом ныряют под истребителей противника и быстрым маневром оказываются в задней полусфере «хейнкелей». Прицеливаясь, Сибирин открывает огонь по ведомому бомбардировщику. «Хейнкель», опустив нос, рухнул на землю и взорвался. Одновременно со своим ведущим, Арсеньев атакует другого ведомого «хейнкеля» и сбивает его.

Лётчики второй пары - Пинчук и Лобашов - устремились к быстро подошедшей новой группе «юнкерсов- 87». После первой атаки стрелок ведущего «юнкерса» прекратил вести огонь. Чтобы добить гитлеровскую машину, Пинчук возобновил атаку и повторно пропорол мотор машины гитлеровца. Горящий «юнкерс» поштопорил к земле. Лобашов, ведя бой с соседним бомбардировщиком, тоже поджёг его. Оказавшись в хвосте другого «юнкерса» и прицелившись, Пинчук нажал на гашетки огня. Як не вздрогнул, огненные очереди не опередили самолет. «Отказало оружие или кончились боеприпасы?» - с горечью подумал он. А быстроходный Як очутился рядом с «юнкерсом», стрелок которого неистово строчил из пулемета по Яку. Несколько пуль попали в кабину, ранив Пинчука, который в пылу боя вначале не почувствовал боли и продолжал наступать на врага, сократив расстояние между самолётами до двух десятков метров. «Главное - таранить, не отпустить врага». Гитлеровец догадался о грозившей ему опасности и начал бросать машину из стороны в сторону, а его стрелок продолжал бить по Яку. Гнев перерастал в ярость. Пинчук довернул машину вправо, увеличил скорость и левым крылом Яка ударил по фюзеляжу «юнкерса». Немецкий самолёт, переломившись пополам, беспорядочно пал к земле.

Лишившись половины крыла и потеряв управление, Як, крутнувшись, свалился вниз. Все попытки лётчика вывести его в горизонтальный полёт не дали результата. Смерть закружилась над Пинчуком.. Он уже сражался за свою жизнь. Раненный в грудь и руку, Пинчук всё-таки нашёл у себя сил открыть фонарь кабины и отстегнуть привязные ремни. Превозмогая боль, он поднялся на ноги, и центробежная сила вытянула его из кабины. Человек за бортом. Воздушный поток не в силах его удержать. Мужество не покинуло Пинчука. Через несколько секунд он нашёл вытяжное кольцо и дёрнул его. Над головой затрясся и вспух белый купол парашюта. «Спасён, благополучно бы приземлиться», - радостно забилось сердце. Он уже присматривал площадку на приближающейся земле, пригодную для приземления. «Хорошо, ветер несёт меня к своим войскам», - рассуждал Пинчук, с сожалением посматривая на свои босые ноги, свободные по размеру сапоги остались в кабине самолёта. И вдруг его сердце похолодело. Рядом с парашютом пронеслась сверкающая огненная трасса. Скрипя зубами, Пинчук увидел, как развернулся «фокке-вульф» для повторного захода, с намерением расстрелять его в воздухе...

В то время, как четвёрка гвардейцев, в которую входил и Пинчук, атаковала бомбардировщиков второй волны, четвёрка Яков «Нормандии» устремилась на прикрывавших их «фокке-вульфов», стараясь не допустить их к гвардейцам. Нахальные гитлеровцы лезли напропалую, пытаясь прорваться к своим бомбардировщикам. Они разделились на пары и бросились на «нормандцев».

Бегин был наготове. Как только вражеская пара сближалась с ним, он и Лефевр резкой горкой уходили вверх, в сторону солнца. «Фокке-вульфы» преследовали их. Это был самый напряжённый момент схватки. Перегрузка росла, веки начали тяжелеть, а Яки бодро шли на «петлю». Когда горизонт показался с противоположной стороны, Бегин и Лефевр быстро вывели машины из перевёрнутого положения. «Фокке-вульфы» оказались ниже их. Стремительная атака, и Бегин, прицелившись, бьёт по ведущему пары, а Лефевр по ведомому. Обе вспыхнувшие фашистские машины, оставляя жирные чёрные ленты дыма, упали на землю. Осмотревшись, они увидели бой Альбера и Дюрана с четвёркой «фокке-вульфов» и бросились вниз к ним на помощь. Но она не понадобилась. Идя на выручку своим ведомым, Бегин вспомнил, что как только он с Лефевром устремились ввысь, а вражеская пара погналась за ними, оставшаяся четвёрка «фокке-вульфов» бросилась на помощь своим бомбардировщикам, которых громили гвардейцы. Дюран и Альбер задержали гитлеровских истребителей и связали их боем и не нуждались в поддержке. Ещё ведя бой, Бегин слышал по радио команды Дюрана и реплики Альбера.

Пилоты четвёрки «фокке-вульфов», направляясь к «хейнкелям» и «юнкерсам», видели пару Яков, но, надеясь на своё двойное численное превосходство, пренебрегли ими. В наушниках раздался голос Дюрана:

- Марсель, бей левую пару, моя правая!

Самолет Альбера мгновенно перевалился в пикирование и с ошеломляющей скоростью приблизился к паре гитлеровцев, которые с опозданием заметили атакующего Яка. Альбер настиг ведущего «фокке-вульфа» и, умело прицелившись, обстрелял его почти в упор. Немецкий самолёт вспыхнув и, перевернувшись кабиной вниз, заштопорил к земле, а его ведомый шарахнулся в сторону.

Дюран дал полный газ мотору, и самолёт метеором нагнал вторую пару «фокке-вульфов», которые заранее заметили атаку их одним Яком и, чтобы заманить его, рванули машины вверх. Этого только и хотелось Дюрану. Он боевым разворотом нагнал более тяжёлый по сравнению с Яком самолёт и стал бить его снизу длинной светящейся трассой. Этого было достаточно. Ведущий пары не справился с пилотированием машины. Она, задрав хвостовое оперение, перевалилась вниз и, пылая ярким пламенем, понеслась к земле, а его напарник поторопился уйти к своим войскам. Дюран погнался за ним, но увидев, что бомбардировщики покидают поле боя, сбрасывая не прицельно бомбы, прекратил погоню и развернулся, чтобы присоединиться к своим. Но то, что он увидел впереди себя, ошеломило его. На высоте, близкой к тысяче метрам, скользил вниз парашютист, а в сторонке разворачивался «фокке-вульф» с намерением расстрелять его. Дюран ещё не видел такой жестокости. Гнев сдавил его сердце. Рванув машину в направлении гитлеровца, он с большой дистанции, чтобы отпугнуть фашиста, открыл огонь. Немец, не мешкая, отвалил в сторону и пустился наутёк. Дюран не преследовал его - мало оставалось горючего. Выполнив вокруг парашютиста вираж и убедившись, что он удачно приземлился, Дюран качнул ему крыльями и направил машину к линии фронта. Район над станцией наведения был пуст, и Дюран взял курс полёта на аэродром.

Пинчук успел заметить: на фюзеляже самолёта, пилот которого спас его, искрились две большие единицы. «Запомним номер одиннадцать и трёхцветный кок воздушного винта. Это был «нормандец», - заверил он сам себя. Пыхнула теплом земля, и обессиленный Пинчук упал на кусты, вскрикнув от боли. Рядом оказались боевые позиции артиллеристов. К нему мчались солдаты. После оказания первой медицинской помощи медицинские работники отправили Пинчука в госпиталь.

...На аэродроме Мышково, на котором базировались «нормандцы» и личный состав 18-го гвардейского полка, полёты проводились с рассвета до темна.

Только в столовой можно было с полчасика отдохнуть, попить хлебного кваса. К обеду собирались сюда все лётные люди, и не только подкреплялись пищей, но и делились новостями. В один из дней в обеденном зале возник переполох: перед входом в столовую открылась пистолетная стрельба. Все обедавшие пилоты и лётчики выбежали из поме0щения на крыльцо здания столовой и увидели незабываемое зрелище. Во дворе группа лётчиков встречали револьверным салютом лейтенанта Пинчука. Он стоял перед ними с бледным, похудевшим лицом, с забинтованными грудью и рукой, в госпитальных тапочках и с сияющими радостью глазами. Ничего пока не рассказывая, твёрдым голосом спросил:

- Братья, кто меня спас?

Несколько человек вразнобой выкрикнули:

- Альбер Дюран!

Дюран вышел вперёд. К нему, похрамывая, шагнул Пинчук и, протянув руки, воскликнул:

- Спасибо, мой дорогой французский брат! Я в большом долгу перед Вами!

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru