Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ЗАГАДКА ПОЛУСТАНКА

 

Почему железнодорожным шедевром Левитана «Вечер после дождя» мы можем любоваться только в репродукции?

 

Игорь ЛЕНСКИЙ

 

Исаак Левитан. Вечер после дождя. 1879
Исаак Левитан. Вечер после дождя. 1879

Лето в Салтыковке

В дачном посёлке Салтыковка под Москвой, через который проходит железная дорога на Нижний Новгород, 18-летний Левитан, нищий студент училища живописи, ваяния и зодчества, оказался по зловещему стечению обстоятельств. На пасху 1879 года народник Александр Соловьёв в Петербурге совершил покушение на императора Александра II. Государь чудом не пострадал, но проворонившее террориста охранительное ведомство стало повсюду выявлять неблагонадёжных. А вскоре по не ясным до сих пор причинам вышел высочайший указ, запрещавший евреям жить в столицах. В Салтыковке Левитан вместе с братом, сестрой и зятем обосновался на небольшой дачке вблизи переезда и полустанка, ещё в 1863 году, при прокладке дороги, названного именем здешнего землевладельца, князя Петра Дмитриевича Салтыкова.

Новую картину маслом по холсту Левитан начал писать в июле. И пустынный полустанок, и соседняя станция Никольская, возле которой ежевечерне собиралась нарядная гуляющая публика, привлекли внимание молодого художника. Как описан сюжет в повести писателя Ивана Евдокимова, «в грозовых сумерках, под низко нависшими облаками к платформе приближался девятичасовой поезд на Нижний. Трёхглазый паровоз бросал столбы сильных широких лучей. Они прокалывали сумерки, нащупывали ближние кустарники, оживляли и заставляли трепетать их в белом переливающемся пламени. Платформа и рельсы, ещё не просохшие от ливня, блестели, блестели лужи, купая в себе дрожащие разноцветные огни». Тему станции художник разработал до мельчайших деталей: мы видим кассовый домик, ограду платформы и даже пешеходный настил; это при том, что большую часть полотна занимает небо, а на нём угасающая заря – никогда не покидающая Левитана тема вечности.

 

Шедевр родом из детства

Картина была готова через три недели, получилась необыкновенно выразительной: во всём богатстве красок в ней раскрылся задумчивый, полный тихой печали мир живописи Левитана. И он впервые ощутил себя настоящим профессионалом: вскоре продал бесценную вещицу на Покровке лавочнику-антиквару Ивану Родионову по прозвищу Саламандра за 40 рублей серебром. Это были огромные деньги – первый гонорар, на который рано осиротевший юноша не только смог сводить концы с концами, но и снять себе меблированную комнату на Большой Лубянке. Вместе со своим учителем Саврасовым Левитан пишет с натуры в Сокольниках, Останкине, Черёмушках, Коломенском, Покровском-Стрешневе. Начинается самый счастливый период его жизни и его всемирная слава. К железнодорожным мотивам Левитан возвращался не раз: это и ранний «Полустанок» в Салтыковке, и графический рисунок «Платформа. Приближающийся поезд» (1879), а незадолго до кончины художник создаёт «Полотно железной дороги» (1898–1899). Примечательно, все картины абсолютно безлюдные, что только усиливает их грустное очарование.

Научный сотрудник отдела живописи Третьяковской галереи Любовь Ивановна Захаренкова, с которой я обсудил эти произведения, считает железнодорожные картины «совершенно необычными, удивительными, уникальными работами». Прежде всего - с точки зрения выбора темы.

– Ведь Левитан, будучи непревзойдённым мастером пейзажа, не особенно любил изображать людей и животных, не говоря уже о технике и транспорте, – поражается Л.И.Захаренкова. – Не думаю, что у живописца душа лежала к «станционным» сюжетам.

На первый взгляд, это верно, на более внимательный, – спорно. Порывшись в биографии Исаака Ильича, я пришёл к выводу, что мотивы загадочного интереса Левитана к железной дороге, вероятно, надо искать в его детстве, прошедшем на станции Кибартай линии Ковно – Кенигсберг в Литве, на границе с Пруссией (ныне с Калининградской областью). Оказывается, и там Левитаны всей семьёй жили на маленьком железнодорожном полустанке, мимо которого днём и ночью проносились составы. Отец художника был станционным служащим, с флажком в руке встречал и провожал поезда, а спустя годы даже работал переводчиком при французской компании, сооружавшей железнодорожный мост в Ковно (ныне Каунасе).

 

Ускользающая красота

Ранняя продажа картины «Вечер после дождя», которая из-за нужды автора так и не экспонировалась ни на одной выставке, предопределила её дальнейшую судьбу. Вот уже 130 лет шедевр находится исключительно в частных коллекциях, а одно время даже считался утерянным. К счастью, это не так.

– В начале 1990-х годов очередной владелец принёс картину в Третьяковскую галерею на экспертизу, – рассказывает мне Любовь Ивановна Захаренкова. – Тогда я видела уникальный холст своими глазами первый и последний раз. После тщательного исследования мы подтвердили подлинность кисти Левитана. Чьи стены сейчас украшает «Вечер после дождя», не знаю. Предполагаю, что в частном собрании у кого-то в России. Вряд ли картина вывезена за границу, о таком ничего не слышала. Да это и противозаконно.

Таинственная судьба и у раннего левитановского этюда «Полустанок», который, по мнению эксперта, мог быть предварительным наброском к главному сюжету. Как сообщила мне директор мемориального дома-музея И.И.Левитана в Плёсе Ольга Викторовна Наседкина, картина поступила в тихий городок на Волге, куда любил приезжать живописец, в 1984 году в качестве дара от министерства культуры РСФСР. Где находился этюд почти 85 лет и почему был скрыт от глаз публики, неизвестно. Однако на холсте есть пометка брата художника Авеля, свидетельствующая о подлинности работы.

– Этими картинами Исаак Ильич Левитан проявил себя как художник-новатор и историческая личность, – уверена О.В. Наседкина. – Ведь он впервые ввёл в живопись мотив железной дороги. И в этом мотиве можно увидеть аллегорию жизненного пути каждого из нас.

Этюд «Полустанок», пронизанный томительной грустью и одиночеством (и жизнь у Левитана была короткая, и семейного счастья он так и не обрёл) стал настоящей сенсацией на выставке «Русская пейзажная живопись второй половины XIX века», прошедшей в 1998 году в Китае. А вот картиной «Вечер после дождя» мы пока можем любоваться только в репродукциях.

 

Левитан и Чехов примирились под Новый год

Роман с замужней Софьей Петровной Кувшинниковой едва не разлучил Левитана и Чехова навсегда. Когда Антон Павлович написал свою «Попрыгунью», изобразив в этой роли Кувшинникову, а Левитана – в роли коварного соблазнителя Рябовского, художник так обиделся, что едва не вызвал писателя на дуэль. Спасла дружбу двух гениев молодая литераторша Татьяна Щепкина-Куперник, заглянувшая в мастерскую живописца в канун нового 1895 года. Она и уговорила Левитана срочно ехать вместе с ней на вокзал к отходящему через полчаса поезду в Мелехово. Левитан был в замешательстве, энергичный натиск девушки пугал и втайне радовал его. Но боялся, что Чехов не поймёт примирительного порыва и прогонит. «Я за всё отвечаю!», – воскликнула Татьяна. Поехали. У крыльца мелеховского дома из саней уже в сумерках робко вылез Левитан. И тут навстречу вышел Чехов… За ужином друзья сидели рядом, будто никогда и не расставались.