Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 Рождённый созидать

Исполнилось 83 года первому министру путей сообщения Российской Федерации и первому президенту ОАО «РЖД», единственному в транспортной сфере полному кавалеру ордена «За заслуги перед Отечеством» Геннадию Матвеевичу Фадееву.  Российская железнодорожная отрасль многим обязана ему, а в некоторых стратегических направлениях он был первопроходцем. «Школа Фадеева» – это целая плеяда управленцев во главе железных дорог страны.  

В числе  исторического вклада Геннадия Фадеева – сохранение МПС как единой госструктуры в период приватизации 1990-х годов, консолидация пространства-1520 и создание Совета по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества СНГ и Балтии. Его заслуга – открытие движения на всём протяжении БАМа, электрификация главного хода в Китай, строительство двух железнодорожных мостов – через Амур под Хабаровском и через Енисей под Красноярском, Ладожского вокзала в Санкт-Петербурге, создание в Подмосковье первого отечественного производства электропоездов. Первые турникеты и смарт-карты на московских вокзалах в 1999 году – этому тоже дал путёвку в жизнь Фадеев.

«Но важно не только то, что он сделал, но и то, о чём мечтал, – говорит  заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Сергей Кобзев. – Ещё в начале 2000-х годов Фадеев провидчески предсказал необходимость сооружения Северного широтного хода и вторых главных путей на БАМе и Транссибе, перешивки колеи на Сахалине на общесетевую ширину 1520 мм. Сегодня эти планы уже осуществляются.

В бытность начальником Московской железной дороги с 1999 по 2002 год Геннадий Матвеевич стоял у истоков новой системы организации пассажирских перевозок на столичной магистрали, – продолжает Сергей Кобзев. – Именно при нём на МЖД появились первые межрегиональные экспрессы и аэроэкспрессы, открывшие на железной дороге «эру комфорта», совершенно новое качество обслуживания пассажиров. При Фадееве заложен концептуальный фундамент реконструкции Малого кольца МЖД под пассажирское движение, проектировщиками разработаны новейшие решения, включая так полюбившийся городским пассажирам бесшумный бесстыковой путь, называемый бархатным».

Запущенный при Фадееве межрегиональный маршрут скоростного экспресса из Москвы в Калугу на специально разработанном подвижном составе быстро завоевал признание. Населённость этих удобных, комфортабельных поездов достигала 95%.  Особенно понравилась пассажирам новая технология обслуживания в пути: каждому пассажиру предназначалось указанное у него в билете место, в вагонах никакой толчеи, всё культурно, спокойно, порядок, работала специальная бригада проводников в нарядной экипировке. Приветливо улыбаясь, они угощали пассажиров кофе, чаем и сладостями, раздавали газеты, что делало поездку особенно приятной. Чтобы эти проводники хорошенько отдохнули и с новыми силами отправились в обратный путь, для них на вокзале в Калуге устроили специальную комнату отдыха. Маршрут с Киевского вокзала стал популярен, из убыточного сразу превратился в прибыльный.

Невиданный успех межрегионального экспресса вызвал ревнивый интерес частного перевозчика.  Вскоре после того, как Фадеев в 2002 году второй раз стал министром, к сменившему его во главе МЖД Владимиру Старостенко частная компания обратилась с предложением по бартеру обменять популярные перевозки до Калуги на 3 новых электропоезда.

«Я не дал добро на эту сделку, – вспоминает Геннадий Фадеев. – Ведь мы живём теперь в условиях рыночной экономики. Мы создали специальный подвижной состав, разработали совершенно новую, не имевшую до того аналогов технологию обслуживания пассажиров, которая привлекла клиентов, принесла коммерческий успех. Но гораздо важнее, что она понравилась людям! Одна из пассажирок написала в книге отзывов: «Я когда проехала в этом поезде, впервые почувствовала себя человеком». Надо же! Мне было очень приятно, такое признание дорогого стоит. И мы не можем, сказал я, просто так  обменять нашу патентованную технологию на 3 электрички. Я не позволю. Всё на железной дороге делается для человека, и только пассажир имеет право оценивать нашу работу». 

А вскоре комфортабельные электропоезда пошли из Москвы по всем азимутам – в Рязань, Тулу, Орёл, Ярославль, Владимир. Перелом в качестве обслуживания пассажиров начался именно тогда, когда Геннадий Фадеев возглавлял Московскую дорогу. У промышленников вера в умение министра Фадеева мыслить на перспективу, принимать грамотные решения и прежде была очень сильная. С этим, в частности, связана авансовая оплата регионов-потребителей за первые отечественные электропоезда Демиховского машиностроительного завода, внесённая под гарантии слова Фадеева ещё тогда, когда электрички были только в проекте.

Сегодняшний успех Московского центрального кольца и Московских центральных диаметров во многом связан с пионерскими попытками Фадеева в начале 2000-х изучить векторы пассажиропотока на столичной магистрали, конфигурацию маршрутов движения пассажиров и их пересадок в Московском железнодорожном узле. «Прежде всего, надо не навязывать свои схемы, а учитывать запросы пассажира, – излагает своё кредо Геннадий Фадеев. – А пассажир уже научит проектировщиков, какие маршруты запускать, на каких поездах, с какими услугами, где разворачивать пассажиропотоки, где устраивать пересадки и открывать новые платформы».

Геннадий Матвеевич первым тогда пришёл к неочевидному выводу, что железная дорога – это городской вид транспорта, который будет востребован наравне с метрополитеном. В начале 2000-х годов, когда в столице предпринимались первые скороспелые попытки запустить пассажирское движение по Малому кольцу на рельсовых автобусах, Фадеев решительно указал, что с учётом эффекта масштаба и требований безопасности делать это следует лишь на комфортабельных поездах и после коренной реконструкции и электрификации инфраструктуры.

Когда летом 2000 года Геннадий Фадеев в ходе объезда посетил станцию Ясная Поляна на южной окраине Тулы, у него сердце сжалось от вида её запущенного состояния. А ведь это самобытный памятник русской культуры. Геннадий Матвеевич  сразу же отдал распоряжение не о ремонте, а о полном восстановлении исторического облика станции Козлова Засека, рядом с которой расположена усадьба Льва Толстого. И сам контролировал сложную и требующую изрядного художественного вкуса работу.

«За год всё сделали железнодорожники, – вспоминает Геннадий Фадеев. – Буфетная, багажная, даже колодец, из которого Толстой имел привычку, бывая на станции, «испить водицы». Всё предстало в первозданном виде. Вокзал восстановлен в точности, от колера покраски, до шпингалетов, дверных петель и кованых гвоздей. Это позволяет новым поколениям стремительного XXI века ощутить атмосферу того несуетного времени».

 В день рождения Льва Толстого, 9 сентября 2001 года на станцию Козлова Засека, ставшую частью музейного комплекса, прибыл первый экспресс с туристами из Москвы.  Потомок Льва Толстого, директор Дома-музея и советник президента России по культуре В. И. Толстой оценил метаморфозы: «Я поражён грандиозностью вклада железнодорожников!»

С 2015 года Геннадий Фадеев – советник генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» О. В. Белозёрова.  Руководитель компании ценит его мудрость и опыт. Поддерживать отличную форму и здоровье ветерану помогает давнее увлечение велосипедом и горными лыжами:  недавно, в феврале, он спускался по крутым альпийским склонам. В этом виде спорта цена ошибки, как и на железной дороге, высока, а востребованы такие качества характера, как решительность, рассудительность, уверенность и надёжность.

Накануне своего 83-летия патриарх Российских железных дорог Геннадий Матвеевич Фадеев, озорно улыбаясь, рассказывает мне потрясающе интересные истории из жизни, которые пока не для печати, и перелистывает свой богатый архив. Есть там и такие слова:

«Была некогда популярна песня «С чего начинается родина?». А мне думается – не с вокзала ли она начинается? Когда видишь перед собой убегающие стальные полосы рельс, невольно душа твоя волнуется. Мир открывается шире и прекрасней, перезвон колёс зовёт к действию, к познанию и восхищению жизнью. Дорога всегда прекрасна, ведь она ведёт к дому. Очень близки эти понятия, а для меня они и вовсе соединяются. Мой дом – это железная дорога, и я счастлив, что работаю с любовью к своему делу. Всю жизнь я стою на страже интересов и престижа железнодорожников. Это моя кровь и плоть, и перерезать эту пуповину невозможно, да и ни к чему. Ведь мы всегда понимали и доверяли друг другу самое ценное. Спасибо тебе, моя железная дорога!»

Игорь Ленский