Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
Легендарный командир эскадрильи «Нормандия» майор Жан Луи Тюлян (в центре), капитан Альбер Прециози (слева) и младший лейтенант Марсель Альбер – будущий Герой Советского Союза на аэродроме г. Козельска. 1943 г.
Легендарный командир эскадрильи «Нормандия» майор Жан Луи Тюлян (в центре), капитан Альбер Прециози (слева) и младший лейтенант Марсель Альбер – будущий Герой Советского Союза на аэродроме г. Козельска. 1943 г.

САМОЛЁТЫ ОДНИ НЕ ЛЕТАЮТ

 

От редакции

Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 - 27 мая). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Рассвет... Ещё было темно, а на аэродроме чувствовалось оживление. В районе самолётных стоянок уже гудели моторы. Майор Тюлян и лейтенант Бегин торопились к самолётам.

Приняв доклад от инженера эскадрильи о готовности машин к полёту, Тюлян торопливо забрался в кабину. Устроившись на сидении, включил необходимые тумблеры на приборной доске. Секунды, отсчитываемые на бортовых часах, убегали уже в прошлое, и Тюлян, выразив нетерпение, сердито поглядел в сторону самолёта Бегина. Словно почувствовав это, ведомый передал по радио:

- Мой командир, в готовности...

Следом в наушниках послышалась команда стартового командного пункта голосом переводчика младшего лейтенанта Шика:

- Раяк-1, выруливание и взлёт разрешён!

Неторопливое одиночное руление и стремительный взлёт парой были началом выполнения задания.

Район для воздушной «охоты» они выбрали тот же, что и четыре дня тому назад, когда Тюлян, тоже в свободной «охоте», спас жизнь Бегину. В тот погожий июньский денёк у линии фронта им сначала повезло - они быстро обнаружили три вражеских самолёта и сразу опознали их. «Фокке-вульфа-189» - двухмоторного, двухфюзеляжного разведчика, прозванного «рамой», корректировавшего артиллерийский огонь, и двух истребителей «фокке-вульф-190», прикрывавших его. Тюлян и Бегин мигом набрали высоту и внезапно, со стороны солнца, атаковали противника. Бой был коротким, но не с однозначными результатами. Тюлян стремглав, неотразимым ударом свалил одного истребителя. Когда тот, полыхая огнём, повалился к земле, Тюлян боевым разворотом устремился ввысь и осмотрелся. Второй вражеский истребитель уходил на высоту, а «рама» пустилась наутёк. Бегин виражил на небольшой высоте, плохо справляясь с пилотированием Яка, который то кренился, то клевал своим самолётным носом. Выяснилось, что Бегин погорячился и, не зная маневренности «рамы», трижды нападал на неё, открывал огонь, но промахнулся. Стрелок «рамы» продырявил на его Яке крыло и фюзеляж, очевидно, задел и управление самолетом.

«Фокке-вульф», набрав высоту, бросился на Бегина. Тюлян перехватил гитлеровца и обстрелял. Вражеский пилот, удалившись к линии фронта, под защиту своей зенитной артиллерии, кружился, выбирая удобный момент, чтобы возобновить атаку.

С трудом пилотируя машину, Бегин повел её, под охраной Тюляна, на самый ближний аэродром - Хатенки, где базировались соседи -лётчики 18-го гвардейского полка. И благополучно приземлил машину. Всё это было в прошлом, а как сложатся события в этом вылете, известно только судьбе.

Часто летая здесь, Тюлян изучил этот край лесов, возвышенностей и болот. Линию фронта перелетели на знакомом участке, вдали от крупных населённых пунктов, на большой высоте, не вызвав зенитно-артиллерийского огня. Затем увеличили интервал между самолётами и снизились до высоты пятьсот метров. Начался поиск объектов для атаки. Но никакие цели не попадались: ни самолёты, ни автомашины, ни войска на марше. Пришлось возвращаться ни с чем. Ясно, что настроение у пилотов было плохое. Его ещё больше ухудшило обратное преодоление линии фронта. Зенитная артиллерия открыла бешеный огонь. Не помогла и высота. Осколки оставили отметины на крыльях обоих самолётов.

Вырвавшись из зенитного ада, Тюлян тяжело вздохнул и направил самолет в сторону аэродрома, до которого оставалось не так уж далеко. Вдруг громом раздался возглас Бегина:

- Мой командир, впереди самолёты! Они ниже нас...

Тюлян вгляделся и, еле сдерживаясь, передал:

- Дидье, немцы, «фокке-вульфы» - охотники. У нас ищут… Поспокойнее, как бы не спугнуть. Атакуем! Бей ведомого!

Фашистские пилоты заметили нападение с опозданием. Они заметались, приближаясь с неимоверной быстротой. Позиция оказалась для «нормандцев» весьма выгодной. Они сблизились с гитлеровцами и атаковали их сверху, сзади. Прицелившись, открыли огонь. Светящиеся трассы вонзились во вражеские машины. Ведомый «фокке-вульф», обволакиваемый пламенем, упал и взорвался, а ведущий успел уйти в сторону и ускользнуть на высоту. Тюлян, выхватив машину вверх, устремился за ним. В горячке боя экипажи не заметили, что схватка уже проходит на окраине аэродрома. Бегин развернул машину и ввёл её в круг лётного поля для приземления.

Ещё было раннее утро. Пилоты, разбуженные шумом воздушного боя, недоумевая, полураздетые выбежали из землянок, вглядываясь в небо. Такого ещё не было, чтобы воздушный бой с вражескими самолётами происходил над лётным полем, на глазах сотен людей.

Тюлян исчез в погоне за «фокке-вульфом», а Бегин, ведя самолёт по правилам посадки, подошёл на высоте четыреста метров к последнему - четвертому развороту и запросил разрешение на приземление. По радио Шик продублировал согласие руководителя полётами.

Необычных аэродромных зрителей охватил восторг, они восхищённо закричали…

Бегин развернул самолёт и начал снижать его. И в эти секунды из-за верхушек деревьев ближней рощи вырвался «фокке-вульф» и, пикируя на снижающийся Як, ударил его огненной трассой. Отчетливо слышался стук авиационной пушки. Казалось - всё, гибель Бегина неминуема... Вдруг с высоты свалился Як, дал длинную огненную очередь по мотору и кабине вражеского самолета. «Фокке-вульф» вспыхнул, клюнул широченным лбом и воткнулся в землю. На обочине аэродрома грохнул взрыв.

Бегин благополучно приземлился, а спасший его Як крутанул над стартом «бочку», развернулся и зашёл на посадку. Это был Тюлян, который второй раз отвёл смерть от своего подчинённого.

Зарулив самолёт на стоянку, Тюлян выбрался из кабины на центроплан и легко спрыгнул на траву. Его уже поджидал Бегин в окружении пилотов. Волнуясь, он шагнул к Тюляну и дрогнувшим голосом сказал:

- Мой командир, я не знаю, как и чем вас отблагодарить,- на его глазах заблестели слезы, - разрешите вас обнять!

Тюлян, впервые за долгое время, раскованно улыбнулся и крепко обвил мускулистыми руками Бегина, прижав его к своей груди.

- Я рад, что успел, - растроганно проговорил Тюлян. – Выполнил свой долг. Самолёты сами не летают… Пилотов надо не только растить, но и беречь.

Неистовые аплодисменты заглушили гул моторов на соседских стоянках.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru