Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ДЕНЬ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Осень... Разведчик погоды доложил: высота над аэродромом чуть больше тысячи метров, видимость три километра, обледенение не наблюдается.

- В прибалтийских краях серьезен феномен погоды,- озабоченно произнёс полковник Пуйяд. - В прошлом только северо-африканские песчаные бури могли угрожать пилотам в такой же степени, как здесь снежные. Неволить не буду, вылетайте по своему усмотрению, - обратился он к старшему лейтенанту Альберу.

- Мой полковник, мы летим. Будет ухудшаться погода, вернемся.

- Удачи вам!

В установленное время взревели моторы и четыре Як-3, ведомые Альбером, оторвавшись от. земли, ринулись ввысь и понеслись в район Гумбиннена прикрывать войска. Они летели на увеличенных дистанциях: впереди Альбер в паре с де ля Пуапом, а правее их - де Сен Фаль с Ирибарном. На полпути погода стала улучшаться, и Альбер подал команду о наборе высоты. Через три минуты звено «нормандцев» уже мчалось под облаками, на высоте две тысячи метров. Западнее Гумбиннена, чуть ли не под Инстербургом, показались пожары, разрывы снарядов. Там шли бои.

На подходе к линии фронта раздалось предупреждение полевой станции наведения:

- Раяки, к нам приближается с запада четвёрка «мессеров»!

Ирибарн первым заметил немецкие самолеты:

- Они ниже нас.

Расстояние до противника быстро сокращалось. Казалось, что гитлеровские машины не приближались, а просто увеличивались в размерах. Альбер встревожился. «Почему появились «мессершмитты-109»? Охотники? Воздушная разведчики?» Анализировать не было времени. «Мессершмитты» уже на подступе к переднему краю своих войск. Альбер подал команду, и две пары Яков одновременно свалились в отвесное пикирование, и метеорами устремились к вражеским машинам. Но пилоты «мессершмиттов», не принимая боя, крутыми разворотами ушли в стороны и, разделившись на пары, ускользнули вверх.

Преследуя гитлеровцев, «нормандцы» нагнали их под облаками.

- Жак, твоя правая пара! - передал Альбер и, предупредив де ля Пуапа, рванул к левой паре немцев, которая пикированием старалась оторваться от атакующих.

- Ролан, твой ведомый! - только и успел крикнуть Альбер и мгновенно бросил Як вниз, стараясь нагнать ведущего «мессершмитта». Но тот ловко крутой горкой ушёл вверх. Не теряя ни секунды, Альбер перевёл машину на вехнюю вертикаль. Огромная сила вдавила его в сидение. Потускнело в глазах. Преодолевая перегрузку, он с каждым мигом сближался с самолётом врага. Нагнав его, он прицелился и открыл огонь. Сверкнувшая огненная трасса впилась в «мессершмитта». Он моментально загорелся, завис, перевалился к низу, упал на землю и взрорвася.

Альбер перевёл Як в пол1т по горизонту и осмотрелся. Де ля Пуап, отвесно пикируя, настиг ведомого немца и поразил его длинной очередью. Фашистская машина, не выходя из пикирования, столкнулась с земной преградой.

Бой на вертикалях продолжался.

Ведущий пилот второй пары «мессершмиттов» пытался на второй попытке догнать на горке Як-3. Но Ирибарн, более умело пилотируя самолет, успел в верхнем положении вертикали выйти в полёт по горизонту и развернуться. «Мессершмитт» на вершине пути сбавил скорость. Ирибарн перехватил его и ударил короткой очередью по мотору, затем по кабине. «Мессершмитт» на какие-то секунды замер и затем, охваченный языками пламени, упал к земле.

Де Сен-Фаль после неудачной первой атаки ведущего второй пары «мессершмиттов» быстро выполнил переворот и увёл Яка вверх с целью перехватить удравшего к облакам немца. Он стал стремительно сближаться с ним.Чтобы открыть огонь, требовалось ещё немного подойти к нему.Но фашистский пилот опрометью ринулся вниз. Де Сен-Фаль снова рванул машину вслед ему. Выбрав подходящую позицию, он прицелился и ударил по «мессершмитту» при выходе его из пикирования. Вражеская машина загорелась, и гитлеровец рванул её в сторону своих войск.

Собрав свою группу, Альбер поглядел на часы. Бой длился пять минут. Пилоты ещё не успели прийти в себя, как в наушниках послышалось:

- Раяки, приближаются бомбардировщики!

Альбер повел своё звено ближе к линии фронта, потом по кругу над станцией наведения, в готовности отразить нападение на наземные войска бомбардировщиков. Время шло медленно, а противник не показывался… Вероятно, испугался. Через десять минут «нормандцам» разрешили вернуться на аэродром.

…Вечером после ужина пилоты не расходились, ожидая срочного сообщения. Но вот появился полковник Пуйяд.

- Господа! Друзья! – обратился он к подчинённым. - Сегодняшний день, 26 октября, стал знаменательным для нас. Наш полк добился двухсотой победы по количеству сбитых самолётов противника, а пилот Альбер - двадцать третьей, де ля Пуап подходит к пятнадцатой... Завтра доложу об этом в военную миссию. На Альбера и де ля Пуапа представим материал на присвоение им звания Героя Советского Союза.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru