Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
Легендарный командир эскадрильи «Нормандия» майор Жан Луи Тюлян (в центре), капитан Альбер Прециози (слева) и младший лейтенант Марсель Альбер – будущий Герой Советского Союза на аэродроме г. Козельска. 1943 г.
Легендарный командир эскадрильи «Нормандия» майор Жан Луи Тюлян (в центре), капитан Альбер Прециози (слева) и младший лейтенант Марсель Альбер – будущий Герой Советского Союза на аэродроме г. Козельска. 1943 г.

НАД ПЕРЕПРАВОЙ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые будут опубликованы в течение трёх месяцев (первые публикации – 16 - 28 мая). Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Капитан Литольф умело вёл восемь экипажей на выполнение боевого задания. Перед вылетом он долго толковал о важности выполняемой задачи - прикрывать переправу, по которой беспрерывно движутся советские войска, допустить к ней гитлеровцев - непростительно.

Пилотируя самолёт, Литольф в уме анализировал составленный ещё на земле план ведения боя. Выполнение его было возложено на две четверки в составе: ударная - Литольф, Кастелэн, Прециози и Альбер; сковывающая - Леон, Дюран, де Форж и Риссо.

- Неизвестные самолеты! – крикнул по радио кто-то из пилотов.

- Спокойно! - раздался голос Литольфа. – Это наши соседи, отдежурили.  И добавил два русских слова : - Зе-ме-ля! «Нормандия!» Теперь всем понятно, кто стал хозяином в небе над переправой.

С высоты трёх тысяч метров развернулся вид на раскинувшееся внизу громадное земное пространство, заполненное буйством природы и людей, прочно разделённое широкими, зеркально отсвечивающими лентами рек. На этом участке несёт свои воды Теча и соединяется в пяти километрах западнее Дурнево с рекой Угрой.

- Раяки, усилить наблюдение, - предупредил ведомых Литольф. - Занять свои места.

Сковывающая четвёрка продолжила полёт на своей высоте, а ударная снизилась до двух тысяч метров. Переправа на Течи пестрела движущимися войсками с артиллерией и танками. Мост и предмостные дамбы хорошо просматривались сверху.

Пилоты успели провиражить только один круг. В наушниках усилилась разноголосица. Французы поняли возгласы: «мессеры»! «мессеры»! Один из самых глазастых - Дюран - заметил изрядное количество крохотных самолётиков, приближавшихся с северо-запада. Они с каждой секундой увеличивались.

- Это двухмоторные бомбардировщики, без прикрытия! – определил де Форж.

- «Мессершмитты-110», - уточнил Дюран. - К тому же с бомбами.

- Раяки, отойдём в солнечную сторону. Маневр! - скомандовал Литольф.

- Яки сместились на юго-запад. Расстояние между ними и вражескими машинами быстро сокращалось. По создавшейся обстановке можно было определить, что гитлеровцы ещё не видят Яков, которым они уступают в скорости и маневренности, а с подвешенными бомбами тем более. «Мессершмитты» летели двумя равными группами по двенадцать машин. Ударная на высоте двух тысяч метров, а прикрывающая её группа на тысячу метров выше. Литольф учёл это в своём решении. Уходя в сторону солнца, «нормандцы» набрали ещё тысячу метров и, располагая солидным превышением, приготовились к бою.

Как только ударная группа противника приблизилась к дальним подступам переправы, Литольф подал команду:

- Раяки, в атаку!

Это было продуманное по замыслу и исполнению нападение. Мессершмитты» прикрытия плелись в хвосте ударной группы и не успели противодействовать Якам. Восемь истребителей отвесно пикировали, прицеливаясь по вражеским машинам. Впереди их сверкали молниями огненные трассы, поражая громадные, неуклюжие тела «мессершмиттов» Обстреляв гитлеровцев, «нормандцы» вертикальными горками метнулись ввысь. Через несколько секунд началась вторая атака. Четверка Литольфа вновь ударила по нижней группе, а Леон со своими ведомыми связал боем прикрывающих «мессершмиттов». Вскоре к нему присоединился и Литольф со своей подгруппой. Беспрерывные молниеносные атаки сыграли свою роль. Боевой порядок вражеских машин распался. Горящие самолёты врага, оставляя за собой густые огненные шлейфы, зловеще рыскали среди остальных машин. Три «мессершмитта» упадали к земле и взорвались, а подбитые, задымляя воздушное пространство, развернулись и ушли на запад.

Нападение на переправу не состоялось. «Нормандцы» продолжали атаковать немцев. Они, мелькая метеорами среди тяжёлых, неповоротливых гитлеровских машин, непрестанно обстреливали их.

Пилоты «мессершмиттов» не выдержали напора «нормандцев», сбросили бомбы далеко от переправы, поспешно уклонились в свою сторону и мелкими группами удалились на северо-запад.

- Раяки, сбор над переправой на высоте три тысячи! - передал команду Литольф с нотками радости в голосе. Он был доволен результатами боя, поглядывая на три самолётных костра вдали от переправы. Из переговоров пилотов по радио стало известно, что один из сбитых «мессершмиттов» был на счету Литольфа и по одному сбили Кастелэн и Дюран. Подбитых «мессершмиттов» было около десятка, авторство в суматохе боя установить оказалось трудно.

Сблизившись с переправой, Литольф повел свою группу по кругу над мостом. Впервые после боя он долго не отрывал взгляда от двигавшихся войск. «Многие из советских воинов видели наш бой и, безусловно, благодарны нам. Хотя они и не знают, что отвели от них смертельную угрозу французы, сражающиеся вместе с советскими воинами против общего врага», - рассуждал он.

Временная передышка быстро кончилась. На этот раз вражеские самолёты раньше всех заметил Риссо.

- Командир, с запада неизвестные...

Еле видимые точки превращались в крупные, которые живо росли, превращаясь в «фокке-вульфов-190»

- Их только четыре! - удивлённо сообщил Кастелэн.

Литольф внимательно осмотрел горизонт и, не обнаружив новых самолётов, приказал:

- Жеральд, атакуйте их!

Четвёрка Леона на максимальной скорости рванулась навстречу вражеским истребителям. Пилоты «фокке-вульфов» не приняли лобовой атаки, заранее метнулись в сторону. Затем, развернувшись, устремились, полого пикируя, в западном направлении.

- Жеральд, прекратить преследование!

Запретив погоню, Литольф снова собрал группу в боевой порядок и объявил свое предположение:

- Это могли быть разведчики, следует ждать новую фашистскую орду...

В барражировании Яков над переправой прошло ещё с десяток минут, но противник не появлялся. Пилотов охватило беспокойство. Послышался недовольный голос Леона:

- Раяк-2, горючего на бой и возвращение не хватит...

Литольф вежливо ответил:

- Я тоже так думаю, а бросать переправу нельзя...Дождёмся смены или будем сражатъся до последнего вздоха!

Однако, кто посылал смены, знал свои обязанности. С востока мчалась к переправе восьмёрка Яков с белыми стрелами на фюзеляжах: соседи-гвардейцы спешили сменить «нормандцев». В наушниках раздались слова на французском языке, не совсем грамотные, но понятные: «Бонжур! Фелисит!»

Дублируя словесные приветствие и поздравление, ведущий гвардейцев качнул крыльями самолёта.

- Нас поздравляет капитан Сибирин, мой друг, - горделиво прозвучал голос Литольфа. - Внимание, маневр!

Восьмёрка экипажей «нормандцев» плавно развернулась и направи-лась в сторону аэродрома.

...К прирулившим на стоянку самолетам собрались невылетавшие пилоты и все механики поздравить коллег с удачно выполненным боевым заданием. А вечером поступили благодарственные телеграммы от вышестоящих штабов.

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru