Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

 ВСЮ ЖИЗНЬ - С ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГОЙ

После окончания института. 1944 г.
После окончания института. 1944 г.

 Людмила Ивановна Донцова – железнодорожник третьего поколения. 52 года проработала на ЛЛМЗ. И, прежде чем начать рассказ о жизненном пути Людмилы Ивановны, её «точках опоры» на родном заводе, надо обратиться к роли её деда и отца в истории российских железных дорог, тому конкретному, весомому вкладу, который они внесли в укрепление могущества державы, выстоявшей и победившей в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В их семьях всё было связано с железной дорогой – и работа, и помыслы, и сама атмосфера общения, потому не приходится удивляться, что Людмила Ивановна всю жизнь верна только одному заводу – Люблинскому литейно-механическому. Интересно, что её внучка Катя, аспирантка «Бауманки», признаётся в особой тяге к железной дороге, ей даже нравится, как она пахнет. Да, дела предков, память о них – живы в наших душах.

 

Родилась Людмила Ивановна в далёком 1921 году, 18 марта. Её дед по матери, Иван Петрович Бедненко, окончил железнодорожное училище в Германии (тогда в России подобных училищ не было). После учёбы Иван Петрович работал начальником станции города Полтавы. К своим обязанностям относился настолько ответственно, что оставил добрый след в истории той местности, где жил и работал. Дочь его, мама Люды, проявляла интерес к делу отца, но, как и все девушки того времени, не имела права учиться в «мужском» институте, а потому окончила Высшие женские курсы в Киеве и стала впоследствии преподавателем русского языка и литературы. Но, видно, у железной дороги ей свойство притягивать к себе людей: мама Люды вышла замуж за Ивана Лукича Бурого, окончившего в 1919 году Киевский политехнический институт по специальности «Инженер-механик железнодорожного транспорта». А познакомились молодые в «политехе», куда на танцы и вечера юноши приглашали девушек с Высших женских курсов. Поженились в 20-м.

- Отцу Советская власть поручила создание ремонтной базы для подвижного состава железнодорожного транспорта, - вспоминает Людмила Ивановна. – Он возглавил бригаду, которая ездила по разным городам, занимаясь этой работой с нуля, со строительства фундамента. В итоге на карте нашей страны появились, существующие и ныне, ремонтный завод МПС в Воронеже, аналогичные предприятия в Курске (где родилась моя сестра), Конотопе, Полтаве - там он был два года директором...

- Строгим?

- Нет. Но – требовательным. И отличался удивительным трудолюбием. Его очень уважали как специалиста  самого высокого уровня - инженеров специального профиля тогда было мало. Следующим в его биографии оказался харьковский паровозо-строительный завод оборонного характера, там изготавливали броневики и новые образцы локомотивов. Далее наша семья  отправилась на Дальний Восток. Отец был начальником локомотивной службы Забайкальской железной дороги и одновременно курировал строительство локомотивно-ремонтного завода в Чите, а затем – в Улан-Удэ. Всю страну мы объездили! – восклицает Людмила Ивановна. – И всегда в семье разговоры о делах на железной дороге, встречи с коллегами… В 1935 году мы вернулись в Москву. К тому времени в семье было трое детей – я и, младше возрастом, мои сестра и брат. Отец занимал должность начальника локомотивной службы Южной дороги «Москва-Харьков». Наступил 1937-й год. – Тут голос Людмила Ивановна дрогнул, и она замолчала.

- У меня дедушка и его брат погибли в 37-м, - сказала я ей.

- Вот и мои родители погибли. Ушли и не вернулись. Сестра мамы, Екатерина Ивановна, забрала нас, спасая от детдома, в деревню под Полтавой. Через год, когда она оформила опеку, а потом усыновила нас, мы вернулись в Москву, где получили от МПС комнату в ведомственном доме. Работала тётя, окончившая рабфак, инструктором по внедрению механизированного учёта пробегов локомотивов и вагонов, то есть подвижного состава МПС. Все мы трое окончили московскую среднюю школу № 330 около Курского вокзала. И в 1939 году я поступила в Московский институт железнодорожного транспорта, на механический факультет, специализация – «Локомотивное хозяйство». Решила последовать примеру отца.

- Накануне войны Вы окончили только два курса…

- Да, как раз окончила, и нашу группу ждала практика в Ташкенте. Помню, 21 июня мы отмечали окончание второго курса походом в кинотеатр «Форум». На вечернем сеансе, в 11 часов, смотрели чудесный фильм «Большой вальс», наслаждались музыкой Штрауса. Потом долго гуляли. Так всё было прекрасно!  Я шла домой пешком по Садовому кольцу, пришла к трём часам утра. Разбудила меня сестра: «Вставай! Левитан сказал, что по радио в 12 часов дня будет важное сообщение». Мы слушали радио, речь Молотова, оцепенев от ужаса, в полной растерянности. Как же так? Почему – война? Ведь мы же подписали с Германией пакт о ненападении! Все поехали на свою работу, чтобы найти ответ на эти вопросы. В институте большой зал был полон студентов. Представители военкомата вели запись добровольцев в Красную Армию. Девушки нашей группы записались вольнонаёмными землекопами. И на следующий день мы уже выехали в автобусе в Белорусском направлении. Примерно через двое суток остановились в пустой деревне под Минском. Прибыла полевая кухня, подкрепила наши силы. Нам немедленно выдали по лопате – это были наши «ружья». Мы стали копать окопы для коммуникаций, для наших отступающих войск. Так мы копали окопы на пяти оборонительных линиях, пока не подошли к Москве.

- Вас кормили? Обмундировали дали? И как выдерживали такой тяжёлый труд Ваши девичьи руки?

- Обмундирования не было, в деревнях мы брали оставленную обувь. Руки наши, стёртые в кровь, были замотаны тряпками. Раз в сутки приезжала полевая кухня. Еда такая: армейская каша, хлеб, чай. Копали сутками, непрерывно, одна бригада сменяла другую каждые шесть часов. Было очень тяжко, но никому не приходило в голову отказаться каким-то образом от этой работы. В сознании было одно: надо помогать фронту! Куда придут наши бойцы, если не будет окопов?

В период обороны Москвы, около Белорусского вокзала возводили укрепления. Мы, женщины, насыпали песок в мешки, а мужчины укладывали их штабелями, выстраивая громадное заграждение.

В октябре 1941-го поступил приказ: направить студентов третьих, четвёртых и пятых курсов в эвакуацию, в Сибирь – для окончания учёбы в институтах. Училась я в Томске и одновременно работала на оборонном заводе: в ОТК, потом конструктором.

Вернулась в Москву в конце 1943 года – надо было писать диплом. Когда сняли блокаду Ленинграда, я попала в бригаду МПС по учёту разрушенных фашистами железнодорожных узлов вокруг города и прожила в городе три месяца. Кошмар! Всё занесено снегом, транспорт не ходит, продолжается артиллерийский обстрел. Всё разрушено – депо, здания. А сколько мёртвых людей, которых вывозили, на санках, хоронить…

Пауза затянулась, и я решила спросить Людмилу Ивановну о другом.

- А когда Вы вышли замуж и кем был Ваш суженый?

- Замуж я вышла после защиты диплома, за своего сокурсника. Вместе с мужем, Александром Яковлевичем Донцовым, в августе 1944 года пришла на Люблинский литейно-механический завод. Я на заводе проработала всю жизнь, а муж – один год, так как Литейно-механический направил его на работу в горком комсомола, а потом, после окончания Центральной комсомольской школы, Александр Яковлевич работал в ЦК комсомола. Что бы ни говорили о советском периоде в жизни страны, тогда внимание молодёжи уделяли очень большое!

- Ваш «послужной список» на ЛЛМЗ?

-  От рядового конструктора до руководителя группы основного производства. В моей «команде» было до 12 человек: конструктора, копировщики, архивный работник… Мы занимались документацией на продукцию завода, а это около 300 наименований.

Всю жизнь я посвятила совершенствованию производства. Тому свидетельство – 71 внедрённое рационализаторское предложение по изменению конструкции изделий и технологии производства.

- Самое памятное рацпредложение?

- Точнее - самое значимое, которое было признано лучшим в отрасли, и я была награждена золотой медалью ВДНХ и именными часами - их мне вручил министр путей сообщения с дарственной надписью. А теперь о предложении. Речь шла о выравнивании, по высоте, дизельных поршней. Дело в том, что нижний поршень был длиннее верхнего на 50 мм. Я долго работала над этой проблемой, делала расчёты… Поршни стали одинаковыми по высоте, и это позволило построить автоматическую линию по обработке поршней, которая работает и сегодня. Недавно из заводской газеты с удовлетворением узнала о том, что предстоит модернизация этой линии.

Кстати, когда я познакомилась с сегодняшним руководством ЛЛМЗ, то оно мне понравилось: люди образованные, целеустремлённые, уверенные в своих планах. Они знают, что надо делать, чтобы завод вновь стал сильным. И я прониклась доверием – новое руководство сможет осуществить модернизацию ЛЛМЗ.

- Как Ваше здоровье, Людмила Ивановна?

- Возраст берёт своё, год назад ушёл из жизни муж… Но я не одинока: меня часто навещают родственники. Внук и внучка уже окончили институты, а правнуку Олегу четыре года. Жизнь продолжается, и надо сделать всё, чтобы наш родной завод стал гордостью российских железных дорог.

Татьяна КОЛЕСНИК