Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРИЧКА: ПОЛИГОН ДЛЯ ИННОВАЦИЙ

В Москве воплощается проект организации пассажирского движения по Малому кольцу МЖД

 

Обеспечить транспортную доступность

Идея организации пассажирского движения по Малому кольцу МЖД, построенному в 1902-1908 годах, занимала умы общественности и специалистов не одно десятилетие. С каждым годом идея становилась всё более актуальной: перегруженная транспортными потоками Москва задыхалась от пробок, при этом уникальная железная дорога вокруг центра столицы ничем не могла помочь теснящимся в метро пассажирам, по старинке ограничиваясь перевозкой грузов и удивляя стремительно преображающийся мегаполис необычной для ХХI века тепловозной тягой.

Однако дальше обсуждения общей концепции кольцевой линии городской электрички дело долго не шло. Наконец, в 2008 году ОАО «РЖД» и правительство Москвы в рамках долгосрочной программы «Город, удобный для жизни», в целях обеспечения транспортной доступности в Московском регионе, развития системы скоростного пассажирского транспорта в столице, избавления города от автомобильных пробок,  подписали первичное соглашение. 11 июня 2011 года идея была одобрена на встрече председателя Правительства РФ Владимира Путина и главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина.

Стратегическая цель ясна: к концу 2015 года предстоит решить сложнейшие технические и технологические задачи по перепрофилированию 54-километровой грузовой магистрали в пассажирско-грузовую. Масштабы оправдают вложенные средства. Объём перевозок, как уверен и.о. мэра Москвы Сергей Собянин, достигнет 750 тыс. пассажиров ежесуточно, 280 млн – в год. «В этом проекте сольются интересы города и интересы железной дороги», – считает начальник МЖД Владимир Молдавер.

По заданию ОАО «РЖД» и правительства Москвы над проектом работали лучшие научно-исследовательские институты страны: НИиПИ Генплана г. Москвы, «Мосжелдорпроект», «Мосинжтранс», «Гипротранспуть», «Гипростроймост», «Проекттрансстрой», «Сибгипротранс», «Иркутскжелдорпроект», «МосгортрансНИИпроект», «Мосметропроект». Генеральным подрядчиком работ по реконструкции железнодорожной инфраструктуры выбрана компания «Трансюжстрой», успешно зарекомендовавшая себя на объектах в Сочи.

 

Реконструкция в разгаре

Важнейшие этапы реконструкции – строительство транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), 39 км третьего главного пути (на участке Пресня – Черкизово – Угрешская), укладка новых железнодорожных рельсов и стрелочных переводов, монтаж контактной сети, возведение двух новых тяговых подстанций и модернизация трёх существующих, подъём мостов с низкими порталами, прокладка пешеходных переходов и установка надёжного ограждения всей трассы. По проекту МКЖД включает в себя 179 искусственных сооружений – путепроводов, мостов. На пассажирской магистрали будет построен 31 остановочный пункт, включая 19 крупных транспортно-пересадочного узлов, по сути представляющих собой мини-вокзалы: 12 с пересадкой на метрополитен, шесть – на радиальные направления железной дороги, один будет обеспечивать оба вида пересадок одновременно. Вместе с тем продолжат свою работу все 12 грузовых станций, ныне находящихся на Малом кольце; грузовое движение, пусть и менее интенсивное, на МКЖД сохранится, и не только по ночам, оно будет вынесено на специально построенный для этого третий главный путь.

В 2012 году с девятикилометрового участка Пресня – Канатчиково начался практический этап реконструкции и электрификации магистрали. Пилотный участок отличается большими объёмами и сложностью работ. В 2013 году стройкомплекс Москвы ведёт сооружение эстакады ММДЦ «Москва-сити» протяжённостью 600 м, строительство и реконструкцию Можайского путепровода на Кутузовском проспекте. Параллельно по титулу строительства пассажирской магистрали МЖД проводит реконструкцию (а фактически замену) Большого Дорогомиловского моста через Москву-реку, ведётся строительство транспортно-пересадочных узлов «Кутузовский» и «Лужники».

19 октября 2012 года по некоторым участкам Малого кольца, где развернулись работы по реконструкции, в литерном поезде проехал Президент России Владимир Путин, по пути в вагоне глава государства провёл выездное совещание с Владимиром Якуниным и рядом членов Правительства РФ. Были уточнены финансово-экономические параметры проекта. Стоимость первого этапа реконструкции на совещании оценена в 58,4 млрд руб., а вся реконструкция целиком – в 236,2 млрд руб.

Московской железной дороге в 2013 году по титулу реконструкции выделено 13,2 млрд руб. федеральных инвестиций. Теперь главная задача – эффективно их освоить.

За строительство транспортно-пересадочных узлов и коммерческую недвижимость, построенную в зоне притяжения магистрали, будет отвечать ОАО «МКЖД» - совместная компания ОАО «РЖД» и правительства Москвы, созданная в 2011 году на основе паритета.

Осенью этого года состоится конкурс на выбор перевозчика пассажирской линии Малого кольца. Тендер проведёт департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры правительства Москвы. С перевозчиком будет заключён 15-летний контракт. Одна из первоочередных функций перевозчика – выбор поставщика подвижного состава. Техническая требования к электропоездам кольцевой магистрали уже сформулированы: они должны развивать скорость не менее 80 км/час, иметь верхние токоприёмники, улучшенные аэродинамические качества, более резкую функцию ускорения-замедления (как в метро), три пары дверей для скорейшей посадки-высадки пассажиров, систему кондиционирования воздуха, другие удобства, обеспечивающие комфорт пассажиров. О своём интересе к поставкам таких поездов заявили Группа Синара, выступающая в альянсе с Siemens (производит электропоезда Desiro, в русском варианте «Ласточка»), ЗАО «Трансмашхолдинг», Hyundai, Skoda, ОАО «Торжокский вагоностроительный завод». На сети РЖД с положительной стороны зарекомендовала себя «Ласточка», соответствующая всем перечисленным требованиям, курсирующая с 2013 года на маршрутах Санкт-Петербург – Великий Новгород, Москва – Нижний Новгород. 7 июля по пути из аэропорта в Казань на Универсиаду этим электропоездом воспользовался Владимир Путин и одобрительно отозвался о его скорости и комфорте.

С учётом европейского опыта эксплуатации электропоездов и суровых климатических условий России особое значение при адаптации подвижного состава иностранного производства имеет защита токопроводящих линий и подвагонного пространства. Необходимо учесть события последних лет, когда в холодные зимы из-за действия низких температур и снегопадов приостанавливалось движение электропоездов в тоннеле под проливом Ла-Манш, соединяющем Францию и Великобританию. Поэтому одно из важных требований к подвижному составу на МКЖД – устойчивость к температурам воздуха ниже 40 градусов.

 

На острие инноваций

Работы по реконструкции Малого кольца находятся под постоянным контролем руководства ОАО «РЖД», Московской железной дороги. Пока все этапы укладываются в жёсткий график.

– Задача перед нами стоит очень напряжённая, учитывая сжатые сроки, колоссальные объёмы и сложность работ, существующие грузовые перевозки на Малом кольце, – говорит главный инженер МЖД Сергей Вязанкин. – Но мы должны быть деятельными оптимистами, чтобы к концу 2015 году успешно завершить реконструкцию. Конечно, есть и проблемы. Сейчас нас больше волнует снос гаражных кооперативов, опоясывающих Малое кольцо, в которых почти 4,5 тыс. объектов. Это необходимо, чтобы освободить территорию для строительства третьего главного пути. Согласно достигнутому с правительством Москвы соглашению, производить оценку стоимости ликвидируемых объектов и выплачивать денежные средства за выкуп на основании действующих нормативных актов будут московские власти. За практическое осуществление работ по сносу объектов отвечать будет МЖД по согласованию с правительством Москвы.

Помимо строительства 39 км третьего главного пути предстоит реконструировать 33 искусственных сооружения (путепроводы, мосты), находящихся на балансе ОАО «РЖД», и девять сооружений – за счёт правительства Москвы.

– Работы идут полным ходом, думаю, что к концу 2014 года мы с искусственными сооружениями закончим, – продолжает Сергей Вязанкин. – Сейчас активно ведётся реконструкция двух станций, Пресня и Канатчиково, они готовы уже процентов на 80. В июле начинается реконструкция ещё пяти станций: Лихоборы, Владыкино, Братцево, Ростокино, Черкизово. Реконструкция станции Лефортово завершается за счёт средств города, по титулу Четвёртого транспортного кольца. Третий главный путь активно сооружается на перегонах Лефортово – Черкизово, Ростокино – Владыкино, на соединительной ветви Ростокино – Белокаменная ведём отсыпку земляного полотна. На ряде участков производится смена первых и вторых путей. Уже заменён первый главный путь на перегонах Лефортово – Черкизово, а также Черкизово – Белокаменная, где разобран и второй главный путь. 

На будущей пассажирской линии, рассказывает главный инженер МЖД, будет много инноваций. Впервые за более чем вековую историю Малого кольца проводится полная электрификация магистрали, всех трёх главных путей. Будут построены две новые модульные тяговые подстанции (рядом с Андроновкой и в Белокаменной), реконструированы три существующие. Если сейчас применяется напряжение 10 кВ, то новые подстанции будут переоборудованы на 20 кВ: это более прогрессивный и экономичный уровень напряжения.

Оборудование и аппаратуру в хозяйстве энергетики планируется установить самые современные, самые лучшие цифровые приборы, счётчики. Контактная сеть будет из новейших высокопрочных материалов. Новации коснутся и устройств связи, сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Проектом предусмотрены новейшие системы автоблокировки с интервальным регулированием, которые позволят варьировать межпоездные интервалы движения, менять блокучастки, согласуясь с пассажиропотоком. То есть блокучастки смогут уменьшаться и увеличиваться в зависимости от интервалов. Таким образом рост пассажиропотока будет достигнут не за счёт больших скоростей, а за счёт такта. На первом этапе интервал движения в попутном следовании будет составлять 10 минут, а в последующем, когда станет курсировать 100 пар поездов в сутки, минимальный интервал между ними составит всего три минуты, почти как в метро. За счёт этого пропускная способность магистрали будет высокая.

 

Новейшее депо

Все остановочные пункты оборудуют турникетными линиями АСОКУПЭ, чтобы пассажиры быстро и удобно приобретали билеты. Московские власти объявили, что для оплаты проезда в метро и по МКЖД будет действовать единый билет.

Освещение на всём Малом кольце предусмотрено светодиодное. Оно будет регулироваться в зависимости от нагрузки, чтобы включаться и выключаться в автоматизированном режиме. Кольцо на всём своём протяжении будет надёжно ограждено, чтобы предотвратить всякое несанкционированное хождение. Запроектированы шумовые экраны, тоннели и переходы для пешеходов. На станциях предусмотрены видеонаблюдение и оповещение пассажиров, современные технические устройства позволят машинистам контролировать посадку-высадку пассажиров и в кривых участках. Информация станет поступать в Центр управления пригородным комплексом МЖД, где будет создан отдельный диспетчерский круг для Малого кольца. В сферу централизованного диспетчерского управления, являющегося элементом интеллектуальной транспортной системы, попадут и все изменения, отклонения в расписании движения. В ЦУПК будут задействованы перспективные информационные технологии, в том числе спутниковые, для мониторинга различных технологических операций на кольце. Все эти меры направлены на обеспечение безопасности движения на пассажирской магистрали – один из главных приоритетов железной дороги.

– Техническое обслуживание и ремонт электропоездов будет осуществляться в депо Подмосковная, находящемся в столичном районе Сокол, – рассказывает Сергей Вязанкин. – Это совершенно новое депо, которое изначально создавалось именно под электропоезда, которые будут обслуживать Малое кольцо. Построено по последнему слову техники и технологий. Несмотря на то, что пока нет полной ясности с маркой подвижного состава, уверен, что депо справится с любыми задачами. Ведь оно спроектировано как универсальное, его можно приспособить под любые электропоезда. В строй депо Подмосковная войдёт уже в начале 2014 года. И первые поезда «Ласточка», которые прибудут на МЖД после Олимпиады в Сочи, будут обслуживаться и ремонтироваться в этом прекрасном депо.

Помывка в специальных моечных комплексах, экипировка, подготовка подвижного состава в рейс будут проходить в моторвагонных депо Домодедово, Апрелевка. Для надёжного электроснабжения на всех объектах будут сооружены газовые котельные. Пункты ночного отстоя электропоездов разместятся на станциях Пресня, Белокаменная и Андроновка.

После завершения реконструкции магистрали в обязательном порядке предусмотрена её обкатка. Для этого много времени не понадобится, максимум на опытные поездки отводится две недели. И если всё будет нормально, – в начале 2016 года на Малом кольце можно запускать пассажирское движение.

Игорь ЛЕНСКИЙ