Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

80 лет с гордостью за Россию

Профессиональные секреты машиниста-героя Юрия Чумаченко

 

25 июля 80-летний юбилей отметил прославленный советский и российский машинист, Герой Социалистического Труда Юрий Николаевич Чумаченко.

Его имя неразрывно связано с внедрением тяжеловесного и длинносоставного грузового движения в Советском Союзе. Одним из первых в стране машинист депо Москва-Сортировочная Юрий Чумаченко в конце 1970-х провёл грузовой поезд весом в 6 тыс. тонн по маршруту Рыбное – Перово, а в начале 1980-х вслед за Виктором Соколовым «взял» и десятитысячник.

Коренной москвич из рабочей семьи, сын кузнеца седьмого разряда и золотошвейки, детство которого прошло в старинном районе Сокол у станции Серебряный Бор, Юрий Чумаченко после окончания железнодорожного училища № 3 слесарем-электриком по ремонту подвижного состава пришёл в депо Москва-Сортировочная.  Его наставником был легендарный машинист Виктор Лион, возивший в 1945 году Сталина на Потстдамскую конференцию в Берлин. Однажды при отправлении поезда на Казанском вокзале смекалистый Чумаченко смог обнаружить и ликвидировать неисправность в электрической цепи электровоза старшего товарища. Застал Юрий в депо и трёх ветеранов, членов партии ленинского призыва  – участников самого первого в Советской России субботника на Сортировочной в апреле 1919 года. И не просто познакомился, а записал для истории их воспоминания.

С крупнейшим на Московской магистрали предприятием, широко известным своими трудовыми традициями и починами, оказалась связана вся жизнь Чумаченко.  С юности Юрий Николаевич дружит и с газетой «Московский железнодорожник», которую в 1955-м читал ещё студентом, а впоследствии стал постоянным автором, ведущим рубрики «Клуб машинистов». У него бойкое, острое перо и множество примеров из практики.

В свои первые рейсы 17-летний Юрий, тогда ещё не достигший совершеннолетия, в 1956 году отправился с локомотивной бригадой паровоза в качестве кочегара. И вот ночью на разъезде однопутного участка линии Москва – Куровская с ним произошёл поучительный случай.

– Пыхтит паровоз, гудят паровые генераторы, тусклый свет освещает паровозную будку, – вспоминает Юрий Николаевич события более чем 60-летней давности. – После переброски нескольких тонн угля на тендере совковой лопатой я устроился на откидном сиденье в будке и, скошенный усталостью, задремал. Снится мне сон, что зима, с высокой ледяной горки летят и сильно грохочут пустые вёдра… Очнулся от оглушительного металлического грохота. Через тусклое, смешанное с паром, освещение вижу наклонившиеся надо мной хохочущие лица машиниста и его помощника. «Ну ты и дрыхнешь, – говорят мне. – Даже удара кувалды по железу не слышишь!» Я не знал, куда деваться от стыда – плакать или смеяться. Звон в ушах не проходил.

Из комической истории будущий машинист-ас извлёк назидательный урок. Сон на локомотиве – это преступление. Люди других профессий могут позволить себе уснуть на рабочем месте. У них рабочий стол без колёс. Рабочее же место машиниста в постоянном движении. Чуть прикрыл глаза, и этого достаточно, чтобы ты вместе с локомотивом оказался невесть где и с какими последствиями. Уже став общественным инспектором по безопасности движения поездов, Юрий Чумаченко не раз повторял эту заповедь молодым машинистам.

В 1959-1962 годах матрос Чумаченко проходил срочную службу на Северном флоте, выучился и получил специальность гидроакустика, был командиром отделения на тральщике, ходил к далёким полярным островам. И избирался секретарём комсомольской организации. Общественной работой охотно занимался и по возвращении с морской службы в родное депо. Был секретарём комитета комсомола предприятия, участником пленума ЦК комсомола, членом бюро райкома партии. Личная дружба с тех лет связывает Чумаченко с комсомольским вожаком страны, ныне здравствующим ветераном советской политики Евгением Тяжельниковым.

В конце 1970-х, будучи уже одним из лучших машинистов депо Москва-Сортировочная, Чумаченко готовился провести поезд весом 6 тыс. тонн под руководством машиниста-инструктора Бориса Сергеевича Фролова. Как потом признал Юрий Николаевич, вести шеститысячник даже сложнее, чем десятитысячник – потому что в составе поезда один локомотив, а не два. То есть вес на одного машиниста, а не на двух. Вся ответственность тоже на одного. С длиной поезда (125–150 вагонов) было справиться труднее, чем с его весом. Со временем Чумаченко научился по особым вибрациям состава спиной чувствовать, какой груз он везёт за собой – металл, сыпучий, лес или налив.

Вождение тяжеловесного поезда имеет свою специфику. Долго отрабатывали с инструктором место пробы тормозов, как правильно отпустить тормоз, с какой выдержкой времени. «Пробуешь тормоз – ручка в первом положении, не отпускаешь её, пока не поставишь во второе положение. Иначе произойдёт перезарядка тормозной магистрали, остановка на перегоне, минимум час потеряешь», – вспоминает секреты профессионального мастерства Юрий Чумаченко. Чтобы не допустить обрыва поезда в пути следования, требовалась необходимая плотность тормозной магистрали, правильное формирование состава гружёными вагонами. Важно и проследование поезда по маршруту без остановок. То есть успех машиниста зависел и от смежных служб. Сначала тяжеловесный поезд был исключительным событием, на каждой станции его приветствовали восторженные железнодорожники. Потом «тяжеловесы» в депо Москва-Сортировочная стали ежедневной нормой. 14 июня 1982 года за успехи в вождении тяжеловесных поездов Юрию Чумаченко было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина.

Для машиниста очень важно не отвлекаться и не терять бдительность во время движения, постоянно контролировать свободность пути и разрешающий сигнал светофоров.  Локомотивы за машинистами персонально не закреплялись, и надо было быть готовым к любым условиям в кабине. Однажды Юрию Николаевичу достался по смене электровоз депо Сасово, где вместо сиденья были доски, – однако ж для настоящего аса это не проблема, главное, что ехал локомотив хорошо. Чтобы сохранять бодрость в кабине, Чумаченко всегда брал с собой термос с чаем, яблоко, морковь («если грызёшь фрукт или овощ – никогда не заснёшь»). Обладая широкой эрудицией, политически подкованный машинист Чумаченко мог осмысливать в рейсе ситуацию в стране и в мире, они и тогда были далеко не простыми, а это само собой прогоняло всякий сон.

– Молодые локомотивщики не всегда понимают предназначение действующих инструкций, – сетует Юрий Чумаченко, уже на пенсии много поездив по России в качестве общественного инспектора по безопасности движения. – А ведь локомотивной службой накоплен богатый и разнообразный опыт борьбы со сном. Например, обязательно открывать окно в кабине при проследовании железнодорожного переезда. Это дополнительный контроль бодрости локомотивной бригады, да и тонизирующий глоток свежего воздуха не помешает. Или, например, такое правило: при подходе локомотива к красному сигналу помощник машиниста должен резко встать со своего рабочего места и подойти к машинисту. Почти все так делают, поскольку велит инструкция. Но ведь не все понимают, зачем они это делают! А затем, чтобы подстраховать машиниста – при внезапной или случайной потере им бдительности надо успеть дотянуться до ручки тормозного крана и остановить поезд.

За многолетний добросовестный и эффективный труд на железной дороге Юрий Чумаченко, помимо Звезды Героя, награждён орденами «Знак Почёта» и Октябрьской Революции, медалью «За доблестный труд», «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина». Он также отмечен золотой медалью ВДНХ, двумя наручными часами от министра путей сообщения СССР, а также часами  в честь 50-летия  стахановского движения. В 2007 году президент России  Владимир Путин лично вручил Юрию Чумаченко медаль «За развитие железных дорог». Юрий Николаевич  – почётный железнодорожник СССР и России. «Вас мы называем Золотым фондом отрасли. Ибо именно Вашими руками, трудолюбием, высочайшей ответственностью достигнуты успехи железнодорожного транспорта», писал в поздравлении Юрию Чумаченко по случаю очередного награждения министр путей сообщения Российской Федерации Геннадий Фадеев.

– Эпоха, в которой я жил и работал, была интересная, было ощущение, что я живу в прекрасном, могучем, хорошо управляемом государстве, – всматриваясь в пройденный путь, с уверенностью говорит Юрий Чумаченко. – Всегда была у меня гордость за нашу великую Россию, за её рабочий класс, не покидало чувство хозяина страны.

У Юрия Николаевича две дочери, двое внуков и правнучка Олеся. Для подготовки юбилейного очерка я застал его вместе с большим семейством на даче под Тарусой, где Чумаченко наслаждался неповторимой среднерусской природой.

– Я всю жизнь служил любимому делу и считаю себя счастливым человеком. Моя мечта полностью осуществилась, – довольно улыбается юбиляр.

Игорь Ленский