Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 МЕЛОДИЯ ПОД СТУК КОЛЁС

Двойной юбилей знаменитой песни, написанной в дневном экспрессе между Москвой и Ленинградом

 

Исполнилось 50 лет песне «На безымянной высоте» – одному из самых известных и любимых в народе вокальных произведений о Великой Отечественной войне, мелодия которого, между прочим, родилась под стук железнодорожных колёс. Со дня же воспетого подвига на калужской земле в сентябре минуло ровно 70 лет.

 

Осенью 1963 года, в ходе съёмок художественного фильма «Тишина», музыку на стихи поэта Михаила Матусовского написал ленинградский композитор Вениамин Баснер. Однако мало кто знает, что мелодия была сочинена… в экспрессе, связывающем две столицы. Садясь утром в поезд на Ленинградском вокзале в Москве, Баснер ещё только погружался в творческие раздумья, а выйдя вечером из вагона на Московском вокзале Ленинграда, уже напевал готовую мелодию!

Киноповесть «Тишина» рассказывала о подвиге бойцов 139-й стрелковой дивизии под командованием лейтенанта Евгения Порошина. В ночь на 14 сентября 1943 года им предстояло во что бы то ни стало овладеть и удержать перед лицом десятикратно превосходящих сил противника безымянную высоту у деревни Рубежанка на реке Десна в Калужской области.  Неравный бой шёл до утра, к рассвету из 18 красноармейцев в живых осталось только двое – рядовой Герасим Лапин и сержант Константин Власов.

…Это была уже четвёртая попытка композитора. Работа над песней шла тяжело, Баснер сделал три варианта в традиционной героической стилистике, однако ни один из них не устроил режиссёра Владимира Басова и поэта Михаила Матусовского. Раздосадованный неудачей и засомневавшийся в своих силах Баснер уже хотел было отказаться, но Басов вновь и вновь терпеливо разъяснял ему замысел. Требовалось без натужного пафоса, доверительно, негромко, но в то же время с волнующей духоподъёмной силой передать тревожную и жертвенную атмосферу события. Передать в музыке не масштаб и грандиозность великой битвы, а всего лишь картину воспоминания - догорающего сельского заката, как штрих истории, когда обычные, рядовые, казалось бы, люди вдруг шагнули в бессмертие.

«Сердитый, ехал я домой, в Ленинград, и вдруг по дороге, в вагоне дневного поезда, почувствовал совершенно новую мелодию… – вспоминал на склоне лет Вениамин Баснер. – Записать её было нечем, не на чем - поэтому всю дорогу пел про себя, чтобы не забыть…».

Песня «На безымянной высоте», родившаяся под стук вагонных колёс, прозвучала с большого экрана в 1964 году, когда снятая на «Мосфильме» киноповесть «Тишина» вышла в прокат. Исполнил песню за кадром актёр и певец Лев Барашков. Впоследствии полюбившийся слушателям и знакомый всем нам с детства шедевр начал самостоятельную жизнь, звучал на концертах и в телепередачах, его включали в свой репертуар Юрий Гуляев, Эдуард Хиль, Юрий Богатиков, Ренат Ибрагимов, Дмитрий Хворостовский. А композитора Баснера и поэта Матусовского через 13 лет ждал ещё более оглушительный успех: вместе они создали шедевр любовной лирики на все времена, романс «Белой акации гроздья душистые», впервые прозвучавший в 1976 году в фильме всё того же режиссёра Басова «Дни Турбиных».

Игорь ЛЕНСКИЙ