Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

БЛАГОДАРНОСТЬ КОМАНДУЮЩЕГО ФРОНТОМ

 

ТРЕТЬЯ КАМПАНИЯ

14 января - 8 мая 1945 года

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

На позициях 3-го Белорусского фронта царило затишье, а оно всегда характерно усилением авиационной разведки.

Командир полка майор Дельфино был с рассвета на командном пункте. Он вызвал пилотов, чтобы поставить им боевую задачу. Перед ним сидели, рассматривая полётные карты, Рене Шалль, Пьер Женес, Жозеф Шендорф и Шарль Микель.

- Предстоит ответственный вылет - прикрытие советского разведчика Пе-2. Он должен разведать и произвести фотосъемку обороны немцев в районе Летцен- Даркемен-Инстербург... – сообщил Дельфино. - Встреча с разведчиком над нашим аэродромом через час, сигналы и данные по связи уточните в штабе...

Был тихий январьский день. Над запорошенной снегом землёй плыли несколько светло-фиолетовых тучек.

В точно назначенное время над лётным полем, гудя моторами, прошёл бомбардировщик Пе-2, и четвёрка Як-3, после бешеного разбега, оторвалась от взлётной полосы и, увеличивая скорость, быстро нагнала разведчика. Взаимное покачивание крыльями было одновременно воздушным приветствием и установлением зрительной связи.

Как только истребители пристроились и заняли свои места попарно на флангах разведчика, с небольшим превышением, лётчик Пе-2 довернул самолёт к юго-западу и перевёл его в набор высоты. Это было начало предстоящих воздушных дорог.

В воздухе было спокойно, а в кабине прохладно. Были задействованы кислородные маски, которые быстро покрылись белым пухом инея. Линию фронта преодолели мигом на высоте шесть тысяч метров. Запоздалые разрывы зенитных снарядов обозначились серыми клубками далеко за хвостами самолётов. Впереди заблестели в лучах солнца скованные льдом озера, а за ними город Летцен, весь в руинах. На подходе к городу Пе-2 развернулся и взял курс на север. Выдерживание разведчиком прямого, как стрела, пути говорило «нормандцам» о начале аэрофотосъемки. Они усилили наблюдение за воздухом. Под крылья машин уплывали безлюдные заснеженные поля и рощи и серые ленты дорог. Если и ощущалась жизнь, то она, на волчий манер, была под землёй, закрытая от людского глаза, на полевых и долговременных позициях, опорных пунктах, в железобетонных укреплениях.

Капитан Шалль был доволен. Его эскадрилье было доверено одно из сложных заданий. Противник не препятствовал, но Шалль понимал, что это временное явление. Полёт продолжался, вскоре Пе-2 снизился до четырёх тысяч метров. Справа прошли лиственные и хвойные массивы лесов Штаат Форст Роминтен и Боркен. Слева засверкала льдом река Ангерапп. На траверсе Даркемена в наушниках шлемофонов послышались среди русских слов часто повторяемые восклицания: «фоккеры»!

Первыми их заметил Шендорф:

- Командир, слева внизу два «фоккера»...

- Я атакую с Пьером, Жозеф, от разведчика ни на шаг! Маневр!

Метнувшись вниз, Шалль и Женес отсекли «фокке-вульфов» от Пе-2. Шалль молнией атаковал ведущего гитлеровца сверху, на встречнопересекающемся курсе и, прицелившись, открыл огонь. «Фокке-вульф» свалился на крыло и, беспорядочно падая, столкнулся с землей. Ведомый «фокке-вульф» бросился в сторону, а затем вниз.

Шалль с Женесом вернулисъ к разведчику, который уже подходил к Инстербургу. Зенитная артиллерия открыла яростный огонь. Каждый миг разрывались десятки снарядов. Яки заметались в противозенитном маневре. Лишь лётчик разведчика строго выдерживал маршрут аэросъемки, ожидая свой смертельный снаряд. Но его не последовало, и он настойчиво продолжал свой путь. Справа засверкала река Инстер, а слева показался разрушенный Ауловенен. Рассматривать его не оказазалось времени. С высоты, маскируясь солнечными лучами, четыре «мессершмитта-109» пикировали на разведчика. Отошло пекло зенитного огня, навалилась новая, не менее страшная угроза.

- Атака! Всем вверх!- скомандовал Шалль.

«Нормандцы» не растерялись. Они, рванув машины вверх, выжали из них всё, что могли. Это была вертикальная лобовая атака. Лётчик Пе-2 выдерживал режим аэросъемки, а Яки молниеносно сближались с самолётами противника. И тут произошло то, на что расчитывал Шалль. Когда от Яков отделились огненные трассы и в какие-то секунды должны были полоснуть по вражеским машинам, немцы отпрянули в сторону и ринулись вниз. Безусловно, они испугались не огня, а столкновения. Шалль и его ведомые устремились за ними. Преимущество в высоте и скорости перешло к «нормандцам». Уже пикируя, они настигали «мессершмиттов». Их атаки увенчались успехом. Шалль подбил «мессерсершмитта», а Шендорф сбил его напарника. Оставшаяся пара немцев отвалила в сторону, а экипаж Пе-2, не меняя курса, продолжал маршрутную съёмку. На этот раз раздалось предупреждение Микеля:

- Командир, в хвосте «фоккер»...

Шалль резко бросил самолёт вбок, и светящаяся пушечная очередь подкравшегося противника пронеслась рядом с кабиной Яка. Шалль быстрым движением ручки в сочетании с рулями сделал «бочку» со снижением. Скорость самолёта затормозилась, и вперёд вырвалась внезапно напавшая пара «фокке-вульфов». Задрав нос Яка, Шалль мгновенно прицелился с ракурсом две четверти и успевал прострочить огненной очередью «живот» «фокке-вульфа». Немецкий самолет задымил и, сорвавшись в штопор, отправился на землю. Его ведомого атаковал Микель. «Фокке-вульф» боевым разворотом ушёл вверх, а Микель увёл машину на горку и закрутил в спираль. В верхней точке он перевёл машину в полёт по горизонту и увидел впереди себя обогнавшего его гитлеровца. Микель открыл огонь. «Фокке-вульф» круто развернулся, свалился в отвесное пикирование и столкнулся с землей.

В бою быстро пронеслось время. Одновременно показались на горизонте ощетинившийся зенитными разрывами Тильзит и широко раскинувшийся, частично обледеневший, Неман. Разведчик, резко качнув крыльями, проворно развернулся и со снижением стремительно рванулся на восток. Яки не отставали. Всё было понятным. Задание выполнено, курс взят на аэродром. Пилоты Яков расстались с Пе-2 в том же районе, где и встретились.

Через сутки в штаб .полка поступила телеграмма, в которой было сообщено, что командующий фронтом генерал армии Черняховский объявил благодарность пилотам, сопровождавшим разведчика Пе-2...

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru