Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

РОСПОТРЕБНАДЗОР О ПОПЫТКАХ УЗАКОНИТЬ «КОЛЛЕКТОРСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В июне 2011 г. Министерство экономического развития Российской Федерации разместило на своём официальном сайте для публичного обсуждения проекты федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности»(далее – Проекты).

 

В связи с поступающими в Роспотребнадзор вопросами от граждан и организаций о позиции в отношении указанных Проектов единственного федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственный надзор в области защиты прав потребителей, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направила в Минэкономразвития России соответствующее письмо с подробным правовым анализом содержания обозначенных документов.

Прежде всего, отмечена попытка подвести отдельные и весьма частные явления на рынке под общее правовое регулирование гражданских правоотношений, то есть попытка придать некий легальный статус «коллекторской деятельности», практикуемой в настоящее время вне правового поля и исключительно на узких сегментах потребительского рынка (исходя из анализа поступающих в Роспотребнадзор жалоб граждан, «услугами коллекторов» пользуются в основном субъекты банковской деятельности, операторы связи и продавцы, специализирующиеся на дистанционных способах продажи товара, в частности, посредством почтовых отправлений).

Роспотребнадзор неоднократно заявлял о недопустимости «продаж» «коллекторам», априори не являющимся субъектами законодательства о защите прав потребителей, информации о сделках с гражданами-потребителями, часто связанной не с реальными, а с мнимыми долгами (в «коллекторской» практике под долгом чаще всего понимается субъективное мнение коммерсанта о том, сколько он хочет получить денежных средств с потребителя).

В этой связи Роспотребнадзор особо отметил то обстоятельство, что проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» предлагается свести всю ответственность «коллекторов» только к взысканию убытков, факт причинения которых пострадавшему от действий «коллектора» лицу придётся предварительно доказывать в суде, хотя такие убытки «коллектор» причиняет пострадавшему как раз вне какого-либо судебного разбирательства, лишь «на основании» заявления кредитора о якобы имеющем место долге (подобная возможность предусматривается Проектами).

При этом, если даже удастся доказать факт несоблюдения «коллектором» требований закона, хотя положениями Проектов такая возможность изначально минимизирована, нарушителю грозит лишь мизерный штраф по сравнению с теми суммами, которые будут взыскиваться «коллекторами» посредством применения внесудебных и не всегда прозрачных способов (в контексте возможностей сомнительного характера, вытекающих из отдельных положений рассматриваемых документов).

Это только некоторые замечания, указанные в письме Роспотребнадзора, на фоне поставленного вопроса о несоответствии в целом Проектов базовым принципам и положениям гражданского законодательства.

Так, Проекты содержат множественные отсылки общего характера к Гражданскому кодексу Российской Федерации, очевидно подразумевая, что там есть нормы, под действие которых подпадает так называемая «коллекторская деятельность».

Но в Гражданском кодексе Российской Федерации нет ни специальных, ни общих норм для «коллекторов», как нет «комиссий», «представителей представителя», «взыскателей» и многих других аспектов, которые рассматриваются авторами Проектов как существующие и действующие.

Более того, Проекты фактически предлагают отнести к «взыскателям» любую сторону в гражданско-правовом договоре со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями для «взыскателя» с точки зрения необходимости регистрации коммерческой деятельности, ведения хозяйственного учёта, налогообложения и т.д. (Проекты рассматривают действия по «взысканию» как самостоятельную экономическую деятельность граждан и организаций, а не как этап исполнения соответствующего договора).

Роспотребнадзор не может согласиться с подобной позицией, в связи с чем в письме рассмотрены возможности по гармонизации содержания Проектов действующим нормам законодательства Российской Федерации (с приведением сравнительного анализа конкретных положений Проекта и статей Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вместе с тем, вывод, к которому пришёл Роспотребнадзор в результате проведённого анализа, прежний: привлечение «коллекторов» лишает граждан государственной защиты, поскольку между «коллектором» и потребителем нет и не может быть потребительских правоотношений, следовательно, при общении с «коллекторами» гражданин не может воспользоваться защитными преференциями, установленными для потребителей нормами Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В этой связи Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проинформировала Министерство экономического развития Российской Федерации, что не поддерживает опубликованные проекты федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» и федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности».

Источник: сайт Роспотребнадзора