Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика
Москва, Пречистенская набережная, дом 29. Ежегодно в канун Дня Победы здесь встречаются ветераны полка «Нормандия-Неман». Фото из семейного архива.
Москва, Пречистенская набережная, дом 29. Ежегодно в канун Дня Победы здесь встречаются ветераны полка «Нормандия-Неман». Фото из семейного архива.

«НАШ САМОЛЁТ – ЧУДО!»

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Был погожий сентябрьский денёк. В меру солнечный и облачный. Капитан Леон Кюффо и старший лейтенант МорисАмарже стояли за хвостами самолётов на уже слегка пожухлой траве, курили и спокойно беседовали. Тема разговора была общей для всех пилотов полка. Речь шла о недавней замене самолёта Як-9 на более лёгкий и маневренный Як-З. Он пришёлся по душе всем пилотам. Но, как и всё новое, вызывал у кое-кого сомнения.

- Мне кажется, что он лучший в мире, - с твёрдым убеждением сказал Кюффо.

- А старина Бертран разбился на нём, - напомнил Амарже. - Двадцать шестое августа было для меня самым печальным днём. Я любил Жана. До сих пор скорблю о нём. Но он сам виноват: превысил допустимую скорость. При переучивании нас беспрерывно предупреждали об этом.

- Не только самолёт, а любая техника не прощает ошибок, - вздохнул Амарже.

- Морис, слышишь? Что-то нам кричат со стоянки. - Посмотрев на наручные часы, Кюффо добавил: - Через двадцать минут наш взлёт. Пошли, милый друг.

Не спеша, направились к своим Як-З. Ещё с утра на аэродроме Антоново готовились к боевому вылету. Они по полётной карте возобновили в памяти предстоящий район свободной «охоты» и варианты полёта на «охоту» и возвращения на свой аэродром.

Кюффо, получив разрешение на выруливание на старт, подал сигнал Амарже и проворно порулил на взлётную полосу. За ним торопился ведомый. Взлетели парой и с набором высоты направились на запад. Линию боевого соприкосновения проскочили под нижней кромкой облаков и постепенно, снижаясь до тысячи метров, взяли курс на Тильзит. Запомнилась линия фронта. Она выделялась пожарами и дымами. Летели Яки фронтом на интервале до двухсот метров. Воздушный противник не встречался, пилоты имели возможность часто поглядывать на землю. Она сильно отличалась от русской: кирпичные дома с высокими черепичными крышами, ухоженные хутора с прудами, готической архитектуры кирхи, полоски полей. Не пострадавшая от войн, земля эта оскалилась сейчас сплошными оборонительными полосами. Укрываясь в них, гитлеровцы намеревались отсидеться до лучших времен. В раздумьях и осмотрительных заботах прошло время, и заблестела река Инстер, а через минуту показался на возвышенности город. Это был Тильзит на Немане. Они пробрались на прусскую землю больше чем на сто километров. Воздушный путь преградила стена разрывов зенитных снарядов. На окраине железнодорожного узла один снаряд разорвался вблизи самолёта Кюффо. Его так тряхнуло, что он свалился на крыло. Выхватив Як из крена, Кюффо передал по радио:

- Маневр! Уходим зигзагом, со снижением.

Маневрируя, они развернулись и направились на юг. Выйдя из зоны огня, они направились вдоль железной дороги. На перегоне Тильзит-Жиллен не было ни одной цели, а, на подступе к станции Аргенничкен подходил воинский эшелон.

- Паровоз и шестьдесят вагонов! - передал результаты подсчета Амарже. - Поезд остановился!

- Алло! Морис, обойдём цель, атакуем с юго-востока. Оружие к бою! - послышалась команда Кюффо.

Скрытного нападения не получилось. С двух позиций потянулись к Якам огненные трассы «эрликонов». Это была серьёзная преграда, и Кюффо решил избавиться от неё. Он передал в эфир:

- Морис, ударим по зениткам! Моя северная, твоя южная! В атаку!

Яки стремительно взмыли вверх и с крутой горки, со стороны солнца, напали на зенитки. Кюффо и Амарже, прицелившись, ударили из пушек и пулемётов по расчетам зенитных установок. Через несколько секунд зенитный огонь стих. Пилоты вывели самолёты вверх и атаковали паравоз. Кюффо, стремительно пикируя, прицелился. Он педалями и ручкой управления  загнал громадное чёрное туловище локомотива в центр делений прицела и нажал гашетки огня. Длинная светящаяся очередь снарядов и крупнокалиберных пуль впились в паровозный котёл. Кюффо увёл машину ввысь, а по паровозу начал бить Амарже.

Из многочисленных дыр на паровом котле вылетели фонтаны пара, а на тендере воспламенилось масло, задымляя всё вокруг себя.

Пилоты на втором заходе атаковали вагоны прибывшего эшелона. На этот раз они обрушились на подвижной состав с малой высоты. Небольшое пикирование и обстрел. Внутри вагонов взорвались какие-то боеприпасы, разрушая вагонные стенки.

Заметив возобновление стрельбы зенитчиками, Амарже вновь атаковал их. А Кюффо, обнаружив несколько вагонов и две громадных цистерны на разгрузочной платформе, расположенной в стороне от вокзала, направился к ним. Он горкой устремился вверх и нанёс быстрый удар, цистерны взорвались. Высокие языки пламени охватили и прицепленные к ним вагоны.

Два Яка взмыли вверх. Кюффо восторженно закричал:

- Виктория! Морис, ты не ранен? Возвращаемся...

Они развернулись на восток и увидели внизу радующую их картину: станцию и её объекты заволок густой чёрный дым, среди которого мелькали крошечные фигурки людей, а над ними, переливаясь клокочущими клубами, колыхаясь и сверкая, поднимался высоченный огненно-дымный султан.

В наушниках послышался озабоченный голос Кюффо:

- Алло! Морис, возвращаться будем на бреющем!

Трудное и рискованное задание выполнено. Кюффо и Аморже заторопились на аэродром. Они долгое время пилотировали машины на большом интервале друг от друга и молча. Шли на бреющем полёте, почти над самой землёй. Такой полёт требовал большого внимания. Если попадались высокие препятствия, они взмывали, затем снова прижимались к земле. Линию фронта пересекли за несколько секунд, за хвостами самолётов остались метнувшиеся в небо огненные молнии зенитных снарядов. Опасность миновала и «нормандцы» рванули машины в набор высоты. Последний отрезок маршрута летели в плотном строю - крыло к крылу. Кюффо вопросительно глянул на довольное лицо Амарже, будто спрашивал его о полётных впечатлениях. Ведомый ответил по радио:

- Леон, с задачей справились что надо. Да и стыдно на такой машине оконфузиться. Наш самолёт - чудо!

Кюффо, в знак согласия, кивнул головой. На горизонте показался аэродром...

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru