Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 

Провидение Эренбурга

Мало кто знает, что первое в советской литературе словосочетание «День Победы» в Великой Отечественной войне появилось 12 декабря 1941 года в статье писателя Ильи Эренбурга «Судьба Победы», опубликованной в газете «Московский железнодорожник».

Тогда, в ходе битвы под Москвой, 50-летний Илья Григорьевич Эренбург, широко известный не только в СССР, но и на Западе писатель и журналист-международник, своими глазами видевший Первую мировую войну, Гражданскую войну в Испании и падение Парижа под натиском фашистов, был специальным корреспондентом газеты «Красная звезда». Публицистическая деятельность Эренбурга военного периода чрезвычайно широка и многогранна. Его острое перо  разоблачало фашизм во всех его проявлениях – от политических до батальных. Каждый вечер в редакции армейской газеты Эренбург отстукивал на печатной машинке «Корона» свежую статью в номер. Вместе с тем он успевал писать также для «Правды», «Известий», «Знамени», «Комсомольской правды», для фронтовых газет. И для  зарубежных газет и журналов, где тоже высоко ценили яркий, искромётный стиль военной документалистики Эренбурга.

А зимой 1941 года, когда советские войска перешли в решительное контрнаступление под Москвой, Илья Эренбург написал материал и для «Московского железнодорожника». 12 декабря газета опубликовала очерк «Судьба Победы» о подвиге работников магистрали при защите столицы. Вот выдержка из статьи Ильи Григорьевича, запечатлевшей хронику тех суровых дней:

«Железные дороги - сосуды, по ним течёт кровь страны: снаряды и хлеб, бомбы и нефть. С доверием смотрит Красная Армия на железнодорожников: это братья по оружию - один стреляет, другой подаёт патроны. Наши железнодорожники показали себя отважными бойцами. Наряду с лётчиками, танкистами, артиллеристами, моряками они делают всё для Победы. Я видел в Брянске, как работали железнодорожники под огнём. Падали бомбы, но смелые люди спокойно отцепляли вагоны с боеприпасами. Московский железнодорожный узел стал главным центром, через который шло снабжение фронта всем необходимым. Это понимало и немецко-фашистское командование. Гитлеровцы стремились перерезать все железные дороги, по которым шло снабжение столицы, усилили по ним удары с воздуха. Только на станции Московско-Рязанской дороги в конце 1941 года было совершено 159 налётов, сброшено около 900 фугасных и тысячи зажигательных бомб. Враг бомбил депо, водокачки, станции, поезда. И, несмотря на это, дорога выгружала 7-8 тыс. вагонов. Немало железнодорожников принимали участие не только в строительстве линии обороны под Москвой, но и с оружием в руках защищали столицу… Когда настанет День Победы, наши бойцы первые вспомнят о железнодорожниках…»

Вряд ли можно было написать убедительней и едва ли эти свидетельства очевидца нуждаются в комментариях. Помимо ценного вклада в летопись Московской железной дороги, с исторической точки зрения интересно, что в очерке Ильи Эренбурга, написанном за три с половиной года до 9 мая 1945-го, впервые в советской литературе и публицистике провидчески употреблено словосочетание «День Победы».

Игорь Ленский, член Союза писателей России