Поиск  
 
Горячая тема
Позиция
Женщина и бизнес
Социальная защита
Инновации
Индустриальная Россия
Наследие
Тетрадь домохозяйки
Страшно интересно
Транспорт без цензуры
Дети и динозавры
Наши любимцы
Ваша пенсия
Скорая юридическая помощь
Смейся и не плачь
Безопасность
Объявления и приглашения
Автор проекта:
Татьяна Колесник

Учредители:
ЗАО "Агроимпэкс-96",
ООО "Деловой ритм"

Главный редактор:
Татьяна Колесник
E-mail: delritm@mail.ru

Территория распространения:
Российская Федерация,
зарубежные страны
Адрес редакции: 111673,
г. Москва, ул. Суздальская, д. 26, к. 2

Мнение редакции не обязательно
совпадает с мнением авторов.
При перепечатке ссылка
на онлайн-газету обязательна.

ЭЛ № ФС 77 - 43976. STOPSTAMP.RU
("Без штампов") 22.02.2011



Яндекс.Метрика

 БОЙ НАД МОРЕМ

 

От редакции. Продолжаем публикацию заметок Михаила Григорьевича Профателюка, который в годы Великой Отечественной войны был заместителем начальника штаба полка «Нормандия-Неман» по оперативной части. Рукопись его воспоминаний – огромную, в машинописном виде - привезли в редакцию дочери фронтовика, сохранившие труд отца для потомков. В результате появилась на свет книга «Сердца и крылья», а затем – свыше восьмидесяти заметок для онлайн-газеты, которые публикуются с 16 мая  2011 года. Редакция выражает большую признательность Ларисе Михайловне Абросимовой (Профателюк) за оказанную помощь при подготовке материалов к печати.

 

Погода во второй половине марта значительно улучшилась, что позволило советским войскам усилить натиск на врага. Немцы уже были прижаты к побережью Балтийского моря. Хозяевами земли и неба Восточной Пруссии уже были русские. Об этом думал майор Дельфино, ставя боевую задачу лётному составу - блокировать аэродро­мы возле крепости Пиллау. Он лично продиктовал пилотам ориентиры, по которым проходила линия фронта.

…Над стартовой радиостанцией вздыбилась зелёная ракета. Она позвала в дорогу. Быстрая посадка в кабины самолетов, медленное выруливание и стремительный взлёт. Дельфино со своим ведомыми разворачивали машины к западу, и к ним звено за звеном пристраивались остальные пилоты трёх эскадрилий. Горделиво поглядывал Дельфино на летевший полк. Во фронтовой действительности редким явлением был полёт в общей колонне, больше действовали эскадрильями, а то и звеньями. Тридцать два мотора, будто громадный воздушный ансамбль, пели хвалу отважным. Полк, набрав заданную высоту, подошёл к заливу Фришес-Гаф. Через минуту в наушниках - приказание Дельфино:

- Прикрывающей группе занять свое место!

Вторая эскадрилья, ведомая капитаном де Сен Марсо, набрала над общим боевым порядком превышение в тысячу метров. «Вот теперь мы повыше ударной группы, будем взаимодействовать с ними», - думал де Сен Марсо.

Вдали показались сторожевая крепость и военно-морская база Пиллау и вблизи её три аэродрома. Случилось то, чего не ожидали. Небо над ними заполнилось парными чёрными крестиками, похожими на крошечных парящих птиц. Встревоженный Дельфино сразу догадался, что это кружили на разных высотах пары «мессершмиттов» и «фокке-вульфов», прикрывающие аэродромы. Он быстро принял решение и передал в эфир:

- Немцы вежливые, уже встречают нас. Все они из эскадры Мельдерса. Раяки, атаковать парами, каждой - по своей цели! Вперёд!

Боевой порядок «нормандцев» распался. Они парами ринулись во все стороны, вихрем налетая на вражеские машины. Общая воздушная схватка моментально расчленилась на множество очагов.

Первыми закружились в вираже с парой «фокке-вульфов» Пьер Дуар и Фернан Пьерро. Преимущество французских пилотов было несомненным. На второй окружности каждый из них зашёл в хвост вражеского самолета и открыл огонь. Оба «фокке-вульфа» были подбиты. Оставляя дымный след, они бросились вниз и устремились к своему аэродрому.

Гастон де Сен Марсо и Жорж Анри атаковали пару «мессершмиттов», круживших ниже их. Они отвесным пикированием нагнали гитлеровцев, и ударом сверху, сзади де Сен Марсо сразу же поджёг машину ведущего, а Анри с первой атаки подбил самолёт ведомого, а со второй сбил его.

Имея превышение и форсируя моторы, четвёрка «фокке-вульфов» пыталась нагнать Лионеля Меню и Мориса Гидо, но они успели резко развернуться и сами устремились к ним навстречу. Атакой снизу Меню длинной очередью распорол низ фюзеляжа и мотора нацистского самолёта, а Гидо ударил снизу, сбоку, по кабине вражеской машины. Оба «фокке-вульфа» дружно поштопорили к земле и взорвались.

Шарль де ля Салль и Пьер Дешане атаковали в лоб пару «фокке-вульфов». Но немецкие пилоты уклонились от боя и отвалили в сторону. Сложным маневром де ля Салль и Дешане зашли в хвост их самолётам и, прицелившись, открыли огонь. Когда машина загорелась, ведущий гитлеровец  бросился наутек, а его ведомый, оставляя дымный след своей машиной, снизился пологим планированием в сторону аэродрома.

Две пары «мессершмиттов» стали преследовать Жоржа Лемара и Ро­же Версини. Они вертикальными, горками увели свои Яки вверх. Гитлеровцы боевыми разворотами устремились за ними. Этого только и ждали «нормандцы». Они раньше выскочили на высоту и быстро заняли выгодную позицию. Как только первая пара немцев стала приближаться, а их самолёты с подъемом на высоту снизили скорость, ударили по ним. Быстрое прицеливание и открытие огня. Светящиеся трассы впились во вражеские машины. Они вели себя по-разному. Одна сразу сорвалась в штопор, а другая, загоревшись, свалилась вниз, затем обе понеслись к земле в последний путь. А вторая пара, не приняв боя, бросилась к крепости.

Марк Шаррас и Франсуа де Жоффр отделились от группы и устремились вниз к вражескому аэродрому, заметив над ним пару «фокке-вульфов». Те летели перпендикулярно курсу полёта Яков и являлись заманчивым трофеем. Но пилоты вражеских самолётов разгадали за­мысел преследовавших их лётчиков Яков. Гитлеровцы резко развернулись и, стремительно пикируя к своему аэродрому, подставили под зенитный огонь гнавшиеся за ними самолёты. Де Жоффр настиг одного из «фокке-вульфов», прицелился, и как только вражеская машина попала в перекрестье прицела, открыл огонь. Огненная трасса впилась в крыло и оторвала от него куски дюралевой обшивки. Гитлеровский самолёт продолжал пикировать, а де Жоффр один над вражеским аэродромом на высоте пятьсот метров. Зенитная артиллерия усилила огонь по Яку. В эти секунды в наушниках шлемофона он услышал команду Дельфино:

- Раяки, на подходе к аэродромам три большие группы бомбардировщиков, прикрываемые Ла-5. Они будут бомбить... Мы уходим, сбор над Хайлегинбайлем  на высоте три тысячи...

Оценив трагическую для себя ситуацию, де Жоффр перевёл самолёт в набор высоты, стараясь выйти из зоны зенитного огня и не опоздать к месту сбора. Он вёл машину зигзагами, затрудняя прицеливание зенитчикам. Но его поджидали на высоте: с одной стороны - два «фокке-вульфа», а с другой - пара «мессершмиттов». Де Жоффр, обнаружив такой воздушный заслон, устремился на большой скорости к земле, закрытой над заливом низкими облаками. Ему уже казалось, что он спасён, но в эти мгновения яркая огненная вспышка ослепила его. Провалился пол кабины, появились языки пламени, заволакивая всё дымом. Затем раздался второй взрыв. Машина горела, управление нарушилось. Де Жоффр открыл фонарь кабины и покинул самолёт с парашютом, а внизу под ним было море...

Вновь, грозно ревя моторами, полк возвращался на аэродром. Боевая задача была выполнена. Ни один вражеский самолёт не прорвался с бомбами с последних фашистских аэродромов к наступающим советским войскам. Было обеспечено нанесение бомбардировочного удара по аэродромам советскими бомбардировщиками. Но Дельфино волновался. Все пилоты уже знали о случившемся с де Жоффром. Дельфино потребовал объяснения от Шарраса, в звене которого выполнял боевую задачу де Жоффр.

- Мы с ним атаковали пару «фоккеров», но меня перехватила пара «мессеров». Я вёл с ними бой, одного сбил, а Франсуа продолжал преследовать прежнюю цель. И там, над Пиллау, исчез... Подробности доложу дома...

Такой ответ Шарраса ещё больше встревожил и опечалил пилотов, беспокоящихся о судьбе де Жоффра, пользовавшегося в полку большим авторитетом…

Михаил ПРОФАТЕЛЮК

Перепечатка текста и снимков допускается

только с указанием источника: Stopstamp.ru